Два воина

Алишер Таксанов
Восток – это пространство, где реальность сливается со мифами, где среди аистов вполне возможно увидеть птицу Сирин, а среди нищих и убогих настоящего султана. Здесь дворцы могут быть пустыми, а в трущобах кипеть жизнь, сокровища приносить несчастья, а одна черствая лепешка спасать сотни людей от голода. Ночь сливается с днем, Луна входит в Солнце, звезды горят даже под водой, лед горячее пламени – и все это сказочный Восток.
Не знаю, были это или реальность, нет тому ни документальных, ни вещественных доказательств. Лишь устные легенды переходят из поколения в поколение, и до ходят до нас в виде чарующих звуков тех таинственных и далеких событий.

В одной могучей и далекой стране, окруженной долинами, пустыней, горами и морем, жили два воина. Оба смелые и отважные, умелые и ловкие, не знающие пощады врагам и всегда первыми идущими в бой. Они увлекали за собой остальных бойцов, брали приступом стены и крепости, преодолевали рвы и реки, под роем стрел и сверкающими саблями пробивались к врагу и принуждали его сдаваться, пасть на милость победителей.

Первый воин участвовал в завоевательных походах. Не одно государство пало под его мечом, не один город был разорен и сожжен, и не один народ покорен и превращен в рабов. С богатой добычей он возвращался домой, гордо показывая всем родным и близким караваны того, что теперь принадлежало ему. Война приносила первому воину только доход, и свое благополучие он строил на слезах и крови других людей.

Второй брался за оружие лишь тогда, когда враг нападал на страну. Он вставал в ряды защитников и шел в бой, зная, что лишь он может спасти своих детей, супругу, родителей, друзей и соседей, и поэтому бился отчаянно и смело. Ему были чужды деньги и драгоценности, и с поверженных врагов не снимал ни чего. Рубился воин славно и пользовался среди всего войска авторитетом и уважением.

Однажды два воина встретились в чайхане, и за пиалой завели разговор.
Первый воин сказал:
- Брат мой, нас объединяет одна профессия. Мы – воины, и наше оружие делает нас великими. Но почему только к нам разное отношение? Я своим мечом возвеличиваю славу и мощь нашего государства, вселяю страх и покорность у других народов. Я делаю богаче и себя и свою страну той добычей, которая по праву победителя принадлежит мне. Однако встречаю презрение и непонимание у соотечественников. Если мне и кланяются, то с неохотой, а если и улыбаются, то с презрением. Тебя же любят больше, хотя ты уже какой год носишь одни и те же сапоги, облачен в старую одежду, первый раз которую я видел еще в годы нашей молодости. Почему?

Отвечает ему второй:
- Я не приношу людям несчастий и страдания. Чужое добро не дарит радости, ни благополучия, это кровавое богатство. Я отстаиваю свободу и независимость своих земляков, тогда как ты ее отбираешь у других людей. Поэтому и отношение к нам разное.

Разозлили эти слова первого воина. Вскочил он и произнес:
- Думаю, мне просто завидуют, потому что я – богаче всех. А у тебя и жалкой медной монеты не найти, за что тебя уважать, для чего приходить в твой жалкий дом? Мы посмотрим, когда закончится наш земной путь и Аллах призовет нас к себе, что будут говорить о нас люди и как проявлять уважение. Я знаю, что обо мне будут слагать легенды и воспевать в песнях, молиться по мою душу в мечетях.

Не стал спорить с ним второй воин, просто молча встал и вышел из чайханы, подав милостыню сидевшему у входа дервишу. Второй же заказал себе пищу и поглощал ее под голодными взглядами детей, работавшими здесь по мелким поручениям. Не пришли к общему мнению два воина.

Не скоро посетил их ангел смерти Азраил. Еще долго воевали они, каждый придерживаясь своих жизненных целей.
Но вот умерли они. Первого хоронили с большими почестями. Все родные и близкие, а также те, кто получал что-то с богатой добычи, провожали его на «мазар» (кладбище). Возвели там большой саркофаг из дорогого оникса, уложили могилу мраморными плитами, установили резные двери из орехового дерева. Проложили каменную дорожку. И звали сюда всех, чтобы почтить память великого воина.

Второго хоронили скромно, но практически все жители города и ближайших селений провожали его, оплакивая и скорбя. Поставили простой обелиск, именно так и желал перед смертью великий воин, и посадили вокруг чинары.
Прошли года. Бурьяном зарос склеп первого воина, разрушился саркофаг. Не приходят сюда ни дети, ни родственники, ни те, кто когда-то получал что-то от добычи. Все забыли об этом человеке, и даже в летописях стерлись упоминания о нем.
Зато чиста дорога ко второму, и на могиле всегда лежат свежие цветы, а чинары склонили свои кроны над обелиском.

Человека помнят по делам, а не по богатству, полученному в захватнических войнах. Приносящий свободу и независимость остается в сердцах поколений.