Повесть НИКС. Часть 7

Мария Филиппова-Коренева
Часть VII
Глава I

Карета, в которой направлялась домой Лиза вместе с матерью, тётей и кузиной,  ехала по пыльным петербургским улицам в сторону особняка Вороновых. Ничего не было слышно, кроме стука колёс и копыт лошадей о мостовую, но Елизавета сильно чувствовала и слышала биение своего сердца, казалось, оно вот-вот выпрыгнет из груди. Она сидела и смотрела в окно кареты, наблюдала за прохожими и другими проезжающими экипажами, глядела вверх, стараясь увидеть солнце через стекло. Княжна заметно волновалась, представляя свою встречу с Лиговским, но это волнение замечала лишь её кузина. Настя сидела рядом с Лизой и крепко держала её за руку.
Наконец, карета подъехала к дому. Вышли лакеи и помогли своим госпожам выбраться из экипажа. Все вошли в дом. Всё происходившее далее было для Елизаветы как в тумане: встреча с отцом и братом, учтивое и, как показалось ей - сухое приветствие Николая, обед вместе за большим столом, чаепитие, разбор вещей…. Всё это время она провела, отстранившись от всех, в размышлениях и мечтах, впрочем, как всегда. Несмотря на это обстоятельство, она заметила некоторую странность в поведении её родителей. Они как-то подозрительно переглядывались, княгиня Ольга Ивановна была чем-то опечалена. Лиза пока этого не понимала.
Елизавета и Анастасия сидели в детской гостиной на втором этаже и не знали чем себя занять. Они не слишком устали после дороги и хотели бы даже прогуляться, но никто не мог составить им компанию, а одних юных барышень не отпускали. К их общему удивлению в комнату вошли Пётр и Николай. Девочки ждали, кто первый начнёт разговор и о чём скажет….
- Елизавета Алексеевна, Анастасия Николаевна, позвольте пригласить вас на прогулку, - сказал Никс первым. Девочки молчали, ничего не отвечали.
- Лиза, Настя, ну прошу вас, составьте нам компанию! – улыбаясь, произнёс Петр и умоляющим взглядом посмотрел на сестру и кузину.
- Мы, пожалуй, согласимся, - ответила Елизавета и кивнула головой, но прежде взглянула на Настю. Она тоже была не против прогулки.
- Вот и славно! Я знал, что вы согласитесь поскучать с нами! – улыбнулся Петя.
- Так уж и поскучать! – засмеялась Лиза и добавила. – Пётр Алексеевич, Николай Павлович, нам никогда не бывает скучно в вашем обществе.
- Как отрадно слышать это от вас, Елизавета Алексеевна, - сказал Никс. – А я, признаться, думал, вам не нравится моё общество.
- Могу ли я узнать, Николай Павлович, что заставило вас так думать? – спокойно спросила Лиза, но внутри вся дрожала. Она никак не ожидала такого разговора.
- Когда мы с вами виделись на балу в корпусе, я имел честь общаться с вами Елизавета Алексеевна и…. Мне показалось, что вы были чрезвычайно строги к моей персоне, - протяжно произнёс Лиговской.
- Вы ошибались, уверяю вас, - ответила Лиза, тем самым, пытаясь поставить точку в разговоре. – Мы пойдём собираться на прогулку.
Девочки вышли из гостиной и направились каждая в свою комнату, чтобы переодеться. Молодые люди спустились на первый этаж. Через некоторое время Елизавета и Анастасия тоже спустились вниз, и нашли своих спутников, ожидающих их у выхода.
Пётр взял под руку свою кузину – Анастасию, одетую в красивое платье светло-голубого цвета и белую шляпку, Никс шёл рядом с Елизаветой, на ней тоже была белая шляпа, но платье она надела бежевое. Группа из двух молодых людей, каждому из которых было двадцать два года, и двух семнадцатилетних девушек, отправилась на прогулку не куда-нибудь, а в Михайловский сад, где ещё недавно бродил Пётр Воронов. Именно он и уговорил остальных прогуляться по этому саду, так как этот сад являлся его самым любимым местом в городе.
- Николай Павлович, позвольте спросить вас. Вот вы, знали, что ваш друг неисправимый и скучный человек? – задала Лиза вопрос Лиговскому. Она решила вести с ним типичную светскую, ничего не значащую беседу, так как сама боялась сказать при нём что-нибудь лишнее. Видя заметно повеселевшего Николая,  Елизавета совершенно забыла о том, что ещё будучи в имении рвалась в Петербург, чтобы открыть ему свои чувства, утешить его. Поэтому сейчас она очень сдержанно вела себя в присутствии Никса.
- О ком это вы, Елизавета Алексеевна? – удивился он её вопросу. – Я что-то вас не понимаю….
- Обо мне, мой друг. Моя сестра имеет в виду такого неисправимого и скучного человека как я! – весело откликнулся Петя. Он как всегда много шутил и смеялся.
- Помилуйте, Елизавета Алексеевна! Я не знаю ни одного человека, который был вы веселее и интереснее вашего брата, - ответил Никс.
- Да что вы? Неужели? А я думаю, что он очень предсказуем. Я так и знала, что мы придём гулять именно сюда, ведь Михайловский сад – это любимое место Пети. С самого детства виды замка наводили на него романтические настроения и мечтательные думы.
- Ты так хорошо меня знаешь, Бетси? – с иронией в голосе спросил Пётр, назвав сестру «по-иностранному», зная, что она страшно не любит этого. И, увидев, как изменилось её лицо, тут же принял кающийся вид и добавил. – Ох, простите, княжна Елизавета Алексеевна! Я говорю, что вы меня слишком хорошо знаете.
- Вот видите, Николай Павлович, вы можете наглядно убедиться в неисправимости вашего друга – любителя присваивать всем иностранные имена! – сказала Лизавета Лиговскому, а затем обратилась к брату. – Да, Пётр Алексеевич, я вас слишком хорошо знаю.
- А я тебя, видимо, не столь хорошо…. – тихо сказал Петя, потом обратился к кузине. – А как вы считаете, Анастасия Николаевна, я всё-таки неисправим, как утверждает Лиза?
- Мне кажется, я знаю способ, как вас исправить! – ответила Настя, а её глаза задорно заблестели.
- Скорее назовите нам его! – поторопил Анастасию Никс.
- Вам нужно жениться, дорогой кузен! Женитесь и исправитесь мгновенно! – засмеялась Настя.
Пётр, Николай и Елизавета, улыбаясь, застыли на несколько мгновений, затем дружно засмеялись.
- Настя, ты очень строга! – с укором в голосе, но, шутя, сказала Лиза. – Это слишком суровое наказание для моего брата….
- Да, уж…. Я искренне сочувствую тебе, друг мой! – вторил ей Никс, только в отличие от Елизаветы он говорил не с укором, а с состраданием в голосе.
- Благодарю за сочувствие! – засмеялся Пётр. – Я не знаю, что должно произойти, чтобы я женился. Наверное, если только мой лучший друг женится первым, то я последую его примеру!
- Я?! – удивился Никс. – Боюсь, тебе придётся долго ждать, Пётр Алексеевич. Я буду последним человеком в Петербурге, кто женится. Да, что там, в Петербурге, на всей земле!
Пётр и Николай засмеялись. Елизавета и Анастасия тоже улыбнулись. Но для Лизы эта улыбка была сквозь грусть. Разбилась, как изящная фарфоровая статуэтка, разбилась её последняя надежда…. Но княжна Воронова быстро взяла себя в руки, мысленно успокоилась, снова стала весёлой, радостной и беззаботной и продолжила беседу. В это время Анастасия переменила тему разговора.
- Вы не считаете, что летом скучно в Петербурге без балов и иных празднеств? – спросила княжна Артемьева у Никса.
- Нет, я так не думаю. Летом в столице можно найти массу других развлечений! Прогулки, театры, салоны…. Хотя, признаться я не охотник до светских раутов. Не люблю ни балы, ни салоны, ни театры…. Разве что прогулкам отдаю предпочтение, и зимой, и летом, - задумчиво произнёс Николай.
- Да…. Мы с Лизой не часто бывали на балах в этом году, поэтому пока ещё не разобрались, нравится нам такая жизнь или нет…. – сказала Настя.
- Ну, ничего, когда настанет сезон, нас обязательно вновь вывезут в свет, - равнодушно прибавила Елизавета. Ей действительно было всё равно. Балы она не успела полюбить, разве что только те, где бывал князь Лиговской. Но она помнила только один такой бал.
- А я люблю бывать на балах, - высказался Пётр. – Только, к сожалению, в будущем году не смогу быть вашим партнёром по танцам.
- И я тоже…. – протянул Никс.
Лиза и Настя замерли от такого неожиданного и непонятного заявления.
- Отчего же? – осторожно поинтересовалась Елизавета.
- Мы с вашим братом уезжаем через два дня, - спокойно ответил Никс.
- Что? Но…. Но, куда? – задавала вопросы Лиза.
- Мы с Никсом отправляемся в путешествие, - пояснил Петя.
- Далеко ли?
- На Кавказ. На воды едем мы…. – медленно отвечал брат.
- На воды? – удивилась Анастасия. На этот раз Лиза молчала.
- Да.
- Надолго?
- Как получится, - снова ответил Пётр сестре.
- Обещай мне писать, - сказала Елизавета.
- Да, конечно. Обещаю писать ежедневно, - пообещал Пётр. Ему трудно было врать сестре о путешествии, но сказать, что едет на войну, он не мог. Молодой Воронов с нетерпением ждал отъезда, чтобы не мучить больше ни родителей, в особенности матушку, ни сестёр, в особенности Лизу.
Никс стоял рядом с другом и понимал, что нужно как-то отвлечь девушек от темы отъезда. Он сказал первое, что пришло ему в голову….
- Позвольте мне написать вам, Елизавета Алексеевна?
Лиза вздрогнула. Услышать такое она никак не ожидала. Конечно, ей очень хотелось получить от Лиговского письмо, но она об этом даже мечтать не могла. Пётр тоже немного оторопел, не понимая, зачем его друг хочет написать письмо его сестре.
- Я не могу запретить вам, Николай Павлович. Если у вас будет время и желание написать мне хоть пару строк, я буду рада их получить, - ответила она учтиво.
- Благодарю вас, княжна, - сказал Никс.
Пора было возвращаться домой. Близился к завершению очередной жаркий июльский день. Обратно компания из молодых людей и двух девушек шла уже молча, каждый был погружён в свои мысли. Пётр размышлял о том, что будет, когда Лиза узнает о его обмане, его сестра в свою очередь думала о словах Никса, мечтала о том, что напишет он ей в письме, Настя мысленно обдумывала вопрос, зачем молодые люди едут на воды…. Но задумчивее всех был, конечно же, Никс Лиговской. Он сам не понял, отчего ему пришла в голову идея с письмом для Лизаветы, и зачем вообще он это сказал. Зато Николай Павлович точно знал – больше всего на свете он хочет поскорее уехать на Кавказ.
Если бы знала о его мыслях Лиза…. Но она не знала, более того даже не догадывалась….






 
Глава II

Обычный июльский день. Дождь за окном, пасмурно, сыро. Но с самого утра что-то незримое указывало на то, что день этот должен стать очень важным и запомнится многим. Этого дня одни с нетерпением ждали, другие боялись…. Это был последний день перед поездкой Петра Воронова и Николая Лиговского на Кавказ. Пётр решил провести всё оставшееся до отъезда время дома в кругу семьи, а Никс сразу же после обеда отправился прощаться с друзьями и знакомыми, которых у него в Петербурге было немало. Никс именно прощался, не говорил им до свидания, до встречи, ведь он знал, более того был уверен, что не вернётся с Кавказа.
Пётр много времени проводил в этот день с сестрой и кузиной, сидя в их общей гостиной на втором этаже, подальше от посторонних глаз. В разговорах с ними он был сдержан, немного смущён, печален. Он боялся произнести какое-нибудь лишнее слово, хоть немного выдать себя. Ему было неловко говорить об отъезде как о путешествии, когда на самом деле это можно было бы смело назвать отъездом добровольца на войну.
Девочки на первый взгляд казались весёлыми и жизнерадостными, они много говорили, смеялись, задавали Петру разные вопросы. Но это, конечно, были лишь видимые радость и спокойствие. На самом деле Лиза и Настя очень переживали за Петю, волновались, желали, чтобы его путешествие на воды прошло благополучно. Они и правда думали, что Пётр с другом едут именно на воды, чтобы посмотреть новые места, отдохнуть, завести много полезных и интересных знакомств и вернуться с массой впечатлений домой.
- Я буду очень скучать по тебе, Петя, - сказала Лиза и проникновенно посмотрела на брата.
- И я тоже, - тихо добавила Настя.
- Кто же будет называть меня Бетси, на английский манер? – улыбнулась Елизавета. – Кто будет неожиданно появляться и пугать меня, когда я играю на рояле? Кто будет гулять с нами по Михайловскому саду?
- Если хочешь, я могу в письмах называть тебя так? – заулыбался Петя. – Могу попросить кого-нибудь из своих друзей приходить к нам и пугать тебя, когда ты музицируешь! А ещё я могу попросить maman, чтобы она выводила вас гулять в Михайловский сад.
- Нет уж, лучше ты сам возвращайся поскорее вместе с князем Лиговским, - ответила ему Настя и тут же смутилась оттого, что упомянула о Николае в присутствии Лизы.
Но саму Елизавету это ничуть не смутило, и она просто добавила с неизменной улыбкой на лице:
- Да, путешествуйте, но долго на Кавказе не задерживайтесь.
- Я смотрю, вас так интересует мой друг…. – загадочно протянул Пётр.
- Что? – хором спросили девочки. Они подумали, им послышалось, что Петя сказал именно это.
- Я говорю, что слишком уж часто вы упоминаете о Никсе, - спокойно ответил им Петя.
Девочки молчали, не зная, что сказать брату. Он, нисколько не замечая их смятения, продолжал.
- Ну, сестрицы, признавайтесь, кому из вас приглянулся господин Лиговской? – шутя, говорил Пётр Воронов.
Лиза встала с дивана и со спокойным выражением лица подошла к креслу, где сидел брат. Она аккуратно присела подле него и улыбнулась. Настя же сидела тихо и молчала, ждала, что же ответит её кузина.
- Какой ты всё-таки смешной и романтичный, Петя, - наконец, произнесла Лиза и лукаво посмотрела на брата. – Обычную учтивость, ты принимаешь за влюблённость! – она покачала головой и продолжила. – Ни я, ни Настя нисколько не влюблены в твоего друга, будь покоен. Тебе интересно, почему мы так переживаем за него и часто спрашиваем? Я отвечу тебе. Во-первых, и вовсе мы не часто о нем спрашиваем. Правда, Настя? – обратилась она к кузине, та в ответ лишь кивнула. – Во-вторых, князь Лиговской очень хороший и, как мы успели убедиться, порядочный человек. Он твой лучший друг, его постигла беда, вот мы и переживали. В путешествие вы едете тоже вместе, поэтому мы волнуемся за обоих. И, последнее, - Лизавета загадочно улыбнулась и сделала многозначительную паузу. – Если я или Настя в кого-нибудь влюбимся, обещаю, ты узнаешь об этом первым! – Лиза звонко засмеялась, захлопала в ладоши и снова обратилась к кузине. – Не правда ли, Настенька?
На этот раз Настя ответила ей, причём весьма громко:
- Да, Лиза абсолютно права!
- Ну, что ж, тогда простите меня за мою подозрительность и излишнюю романтичность. Я и, правда, подумал, что…. Ну, впрочем, это не важно. Главное, что в любом случае, я узнаю первым о переменах в вашей жизни, - сказал Пётр и улыбнулся.
- Ладно, Петя, иди, отдыхай, набирайся сил, ведь завтра будет трудный день и тебе предстоит нелёгкая дорога. Не будем больше утомлять тебя разговорами, - рассудительно заявила Лиза.
- Да, ты права, сестрица. И, хотя милые разговоры с вами ничуть меня не утомляют, а наоборот, радуют, мне и, правда, нужно идти отдыхать. Дорога мне предстоит долгая и отнюдь не лёгкая…. – Пётр встал из кресла, подошёл к девочкам, поочерёдно поцеловал каждой руку, вышел из комнаты и отправился спать.
Анастасия последовала примеру своего кузена и тоже решила пойти в свою спальню, она обняла Лизу, пожелала ей доброй ночи и вышла. Елизавета осталась одна в пустой детской гостиной. На Петербург постепенно опускался вечер. Ночи были ещё светлыми, но солнце почти скрылось из виду, и было не так светло как обычно. Лиза взяла канделябр с зажжёнными свечами и поставила его перед собой на столик, стоящий подле дивана. Она смотрела на то, как мелкие капельки воска плавно стекали вдоль свечи, слушала, как изредка потрескивает огонь, как мерно тикают напольные часы…. Эта умиротворённая обстановка как-то успокаивала её. Но мысли Лизы всё равно были далеко от спокойствия. Она вновь думала о путешествии, которое затеяли Никс и Пётр. Вдруг она вспомнила, что не спросила у брата в какое время он уезжает завтра. Лиза боялась, что отъезд запланирован на раннее утро, и она может не успеть проводить двух горячо любимых ею людей, попрощаться с ними. Зная, что её родители сейчас находятся на первом этаже в гостиной, княжна решила спуститься к ним и узнать об этом, прежде чем идти спать.
Елизавета спустилась на первый этаж, прошла череду комнат, чтобы войти в гостиную, но заметила, что дверь приоткрыта, услышала голоса родителей и отчего-то не решилась войти. Она встала подле приоткрытой двери, на мгновенье прислушалась, хотела было уже уйти, но что-то заставило её остановиться. Лиза сразу поняла, что именно. Заплаканный и очень грустный голос матери, вот, что она услышала….
- Лёша, я так боюсь…. Так боюсь отпускать его. Ты даже представить себе не можешь, как сердце моё замирает при одном упоминании о его отъезде. Я всё понимаю, ему хочется сменить обстановку, помочь другу, но…. Отправляться добровольцем на войну – это выше моих сил!
- Оля, милая моя, успокойся, прошу тебя. Я понимаю, понимаю, как тяжело тебе отпустить Петю, но мы тоже должны понять его. Ты думаешь, мне легко отпускать сына на верную…. – голос князя Воронова-старшего дрогнул и затих. – Нет! Я уверен, с ним всё будет хорошо, с ним ничего не случится! Он прошёл хорошее обучение в корпусе, прибавь к тому наше воспитание. С детства он превосходно владеет оружием. Он отлично и метко стреляет, ловко орудует шпагой. Я уверен, он не пропадёт….
- Я знаю, знаю, что мы ничем не можем удержать его. Знаю. Это меня и тревожит. Мне понятно, почему Николай так рвётся на войну, и мне очень жаль его. Судьба слишком жестоко обошлась с ним…. Но ведь у нашего Пети совсем другая история, у него есть семья, где все его любят, и …. – княгиня не договорила. – Он хочет помочь другу, и это похвально…. Но…. Везде сплошные «но»….
- Оленька, вот видишь, какого благородного и чистого душой сына мы воспитали. Им руководят благие намерения, он хочет защитить Родину, помочь другу. Вот увидишь, он обязательно вернётся. А мы будем все вместе ждать его. Нужно только отпустить….
- Да, ты прав, у нас замечательный сын. Но он очень упрям. Я знаю, что удержать его мы не в силах, он никогда не отступится от своего решения отправиться вольноопределяющимся на Кавказ…. Остаётся только отпустить его….
Князь Алексей Николаевич тяжело вздохнул, княгиня снова заплакала. Лиза стояла на том же месте будто вкопанная, слышала, как плачет её мать, как вздыхает отец, и понимала всё. Теперь ей всё было ясно. От этого Лизе стало вдруг так тяжело на сердце, что хотелось закричать, но она не могла выдать себя. Мысли её помутились, стало трудно дышать, ей хотелось плакать, но слёзы не спешили капать из глаз. Елизавета сначала медленно шла в сторону лестницы, затем всё быстрее и быстрее. До своей комнаты она добралась уже бегом, плотно закрыла дверь и упала на кровать. Её душили рыдания, слёзы сыпались градом. Она хотела бежать к брату и поговорить с ним, но силы покидали её, и она не могла даже выйти из комнаты.
Пол часа Елизавета лежала на кровати, уткнувшись в подушку, которая уже изрядно вымокла от девичьих слёз, и думала, что ей делать дальше, но в голову совершенно не хотели приходить умные мысли. Легкомысленно решив отложить всё до утра, Лиза переоделась из домашнего платья в ночную рубашку, легла и укрылась с головой одеялом. Она наивно полагала, что ей удастся быстро уснуть и хотя бы на время отрешиться от дурных мыслей, но ей этого сделать не удалось.
Эту июльскую ночь она провела без сна….
 

Глава III

Лиза открыла глаза, которые из-за бессонной ночи и вчерашних слёз выглядели очень усталыми, и увидела расписной потолок своей комнаты. На улице было пасмурно, поэтому казалось, что за окном ещё утро. Елизавета спокойно встала с постели, огляделась вокруг – ничего необычного, что могло бы заставить её заволноваться. Она подошла к окну, посмотрела на улицу, на проходящих мимо людей, которых было не много, и подумала, что ещё раннее утро.
- «Должно быть, они ещё не уехали, - с облегчением подумала она и глянула на каминные часы». – Без пяти минут полдень! – удивлённо воскликнула она и на мгновение замерла, обдумывая, что же ей делать.
Вдруг взгляд Лизы остановился на прикроватном столике, на котором стоял какой-то необычный предмет. Княжна подошла ближе и увидела, что это шкатулка, предназначающаяся обычно для писем. Шкатулка была деревянной, с красивыми, будто кружевными росписями по краям и рисунком на крышке. Елизавета открыла её, не понимая, откуда эта вещь могла появиться в её комнате. Внутри лежал листок простой бумаги, сложенный пополам. Лиза улыбнулась, представляя, что её ждёт какой то сюрприз и, развернув листок, стала читать.
Уже после прочтения первых строк лицо её поменялось, улыбка исчезла, и она поняла какой «сюрприз» ждал её.
«Милая моя сестрица, прошу тебя не обижаться на меня из-за того, что я не попрощался с тобой. Ты так крепко спала, что я не решился будить тебя. Зато я оставил тебе подарок – шкатулку для писем. Я обязательно постараюсь писать тебе как можно чаще, а ты будешь складывать мои письма в эту шкатулку. Не правда ли, мило? Надеюсь, тебе понравилось. Мысленно пожелай мне и Никсу удачи в нашем путешествии. Обещаю привезти тебе какой-нибудь подарок. Знай, что я очень люблю тебя, и буду скучать.
  С почтением, любовью и глубочайшим уважением, твой брат, Пётр.
И ещё: Никс Лиговской просил передать тебе своё почтение, уважение и благодарность за всё».
К тому моменту, когда Лиза дочитала до конца, листок был весь мокрый от слёз. Княжна неудержимо рыдала. В голове её смешались все мысли, она бросила листок на кровать и, не переодеваясь, в ночной рубашке побежала вниз. Она неслась по коридорам большого особняка Вороновых, в надежде на то, что Пётр и Николай ещё не уехали.
- «О чём я думала! Как я могла так легкомысленно поступить? Я же знала, ещё вчера знала всю правду! Почему я не отправилась к нему тотчас же? Господи, он же поехал на войну! Они поехали! Господи, они! Два человека, которых я так люблю! Ведь это Никс решился на это, я теперь знаю, Никс! Решился поехать на Кавказ. Ладно бы по приказу, но добровольцем?! Нет! Нет! Нет! Я этого не переживу, не переживу, если с ним…. Если с ними что-то случится…. Хоть бы они ещё не уехали….» - мысленно сокрушалась Лиза, пока бежала из своей комнаты сначала в комнату брата, затем в комнату Никса. Ей было всё равно, что она была одета лишь в ночную рубашку, ей было не до приличий, она лишь хотела застать их дома, сказать всё, попытаться отговорить от поездки…. Ей и в голову не могло прийти, что все её надежды бессмысленны…. И комната Петра, и комната Николая были пусты.
- Лиза, что с тобой? – еле слышно произнесла княгиня, когда увидела свою заплаканную, с растрёпанными волосами дочь, вбежавшую в гостиную. Сама Ольга Ивановна выглядела усталой, опустошённой, глаза её были туманными. Было ясно, что она ещё совсем недавно плакала.
- Где они? – дрожащими губами вымолвила Елизавета.
- Милая, они уехали несколько часов назад, - отец ответил на вопрос, подошёл к дочери и обнял её.
- Что…. Как? Уехали? – тихо говорила Лиза, голос её дрожал. Она сама вся дрожала. – Нет, он не мог уехать, не попрощавшись, он мне обещал…. Нет….
- Лизанька, успокойся, милая, - князь Воронов усадил дочь на диван рядом с супругой и сам сел подле них.
- Дорогая, Петя очень хотел попрощаться с тобой, но не стал тревожить тебя, когда ты спала. Они уехали рано утром. Он оставил тебе подарок и записку, - сказала княгиня ровным голосом, пытаясь успокоить дочь, а заодно и успокоиться сама.
-Я знаю, я видела его подарок и его записку, - тихо ответила Лиза упавшим голосом.
- Не нужно так волноваться, твой брат скоро приедет…. – начала Ольга Ивановна.
- Вы в этом уверены? – перебила её Лиза.
- О чём ты? Я не понимаю….
- Маменька, не утруждайтесь, прошу вас, не нужно меня успокаивать и ничего от меня скрывать тоже не нужно. Я знаю, куда отправились Петя и господин Лиговской, - тихим и ровным голосом произнесла Елизавета. Глаза её смотрели в одну точку, руки дрожали….
- Они отправились в путешествие…. – по мере того как говорила княгиня, голос её становился всё тише и тише. Она уже не могла скрывать от дочери правду, но и признаться, что все обманывали её, тоже не могла.
Лиза резко подняла голову и пронзительными, полными слёз глазами посмотрела на мать, затем на отца.
- Они уехали добровольцами на войну! – закричала она, но затем понизила голос, понимая, что с родителями так разговаривать недопустимо, тем более в такой ситуации. – Все от меня это скрывали, все…. Никто мне не сказал, а ведь я могла повлиять на него! – с отчаянием говорила Елизавета. Она не сказала на кого именно могла бы повлиять, и её родители подумали, конечно, что на брата. Но она говорила о нём – о Никсе.
- Мы не хотели расстраивать тебя. Хотели оградить от переживаний. Лизанька, пойми и ты нас….
- Я понимаю…. Простите…. Как я могла отпустить его…. Нет! Это невозможно! – Лиза сорвалась с места и убежала из гостиной в свою комнату, оставив страдающих князя и княгиню одних. Княжна целый день не выходила из комнаты, плакала.
С этого дня в доме Вороновых больше никто не слышал весёлого детского смеха. С отъездом молодого князя Воронова и его лучшего друга князя Лиговского этот особняк совсем опустел. Через несколько дней всё оставшиеся его обитатели уехали в загородное имение Артемьево. Уехали надолго. 


Продолжение читайте здесь: http://www.proza.ru/2010/10/27/725