Пошутили

Владимир Соколов 4
Не секрет, что молодёжь, когда она зальёт водкой свои глаза, всегда тянет на подвиги. Тихие добропорядочные юноши, которые в трезвом виде не способны обидеть даже мухи, будучи в нетрезвом состоянии, совершают дикие поступки, выходящие за пределы разума.
Вполне приличные ребята, потеряв голову и соображение, превращаются в извергов и злодеев, творящих такое, отчего волосы дыбом встают.

И близкие и соседи в один голос твердят: «Не может быть! Не могли  ребята сделать это! Здесь какая-то ошибка!» К сожалению, ошибаются именно такие защитники, а не следователи и прокуроры.
Не редки случаи, когда подростки ищут причину затеять скандал с взрослым незнакомым человеком, задавая набивший оскомину вопрос: «Дядя, дай закурить!» Выслушав ответ о том, что тот не курит или у него нет сигарет, один из наиболее наглых малолеток наносит дяде удар по лицу. Потом на него сворой бешеных собак набрасываются друзья, сбивают человека на землю и беспричинно начинают зверски избивать руками и ногами.

 В результате абсолютно ни в чём не повинный человек на всю жизнь остаётся инвалидом или отправляется на тот свет. Откуда такое зверство и такая жестокость? Диву даёшься! Подростки забивают жертву насмерть, нисколько не думая о последствиях. В итоге: слёзы матерей, тупые физиономии мальчиков в зале суда, картинное, неискреннее раскаяние, и колония для несовершеннолетних преступников.

Там подростки узнают законы и традиции преступного мира, а среда и режим коверкают их психику. В результате малолетние правонарушители становятся рецидивистами и отщепенцами нашего общества. Назад дороги нет, а на свободу с чистой совестью вернутся немногие. Большинство же пополнят банды и воровские сообщества, чтобы снова совершать преступления и снова попадать за колючую проволоку.

 Рецидив преступлений несовершеннолетних ужасен и не поддаётся никакому осмыслению. Суды, этапы, пересыльные тюрьмы, баланда, туберкулёз, поножовщина, безымянные деревянные кресты недалеко от лагерных ворот – вот удел лиц, вставших на путь преступлений в молодом возрасте.

 Я расскажу удивительную необычную историю о молодых людях из вполне благополучных семей, неизвестно почему совершивших дерзкий разбой.

Резкий телефонный звонок заставил меня быстро подняться с раскладушки и взять трубку. В полудрёме я услышал голос дежурного по Управлению майора Цыпина Ивана Петровича:

- Владимир Васильевич, совершён разбой!  Двое преступников с пистолетом напали на таксиста, завладели машиной и скрылись в неизвестном направлении…

- А водитель жив? – перебив дежурного, задал я вопрос.

- Шофёр жив, он сам только что прибежал к нам и сообщил о случившемся. Я ввёл план перехват и поднял по тревоге подразделения города. Преступники уехали по второй продольной магистрали в сторону Тракторозаводского района. Побеседуй с потерпевшим и выезжай на место происшествия с оперативной группой.

- Хорошо!

Я посмотрел на часы. Половина второго ночи. Я зевнул, водой из графина побрызгал на лицо, чтобы прогнать сон, и приготовился к допросу.

Через три минуты помощник дежурного капитан Перегудов привёл насмерть перепуганного водителя такси Соломина Виктора Петровича, на вид которому было лет тридцать. Он сбивчиво сообщил:

- Я работал в ночную смену, ехал по улице Рокоссовского. У станции переливания крови меня остановили двое молодых людей и попросили подвезти к Политехническому институту. Они уселись на заднее сиденье. Не успел я тронуться с места, как увидел у своего виска дуло пистолета.

Потом услышал хриплый голос:

- Дядя, не рыпайся, вылезай из машины. Будешь возникать – получишь пулю в башку!

 Я перепугался и не знал, что делать. Станешь сопротивляться – убьют. Меня парализовало, и я не мог двинуть ни рукой, ни ногой. Во рту пересохло. Я сказал парням:

- Ребята! Что я Вам сделал?  Берите выручку, а меня отпустите. Другой тонкий голос спросил:

- Дядя, где бабки?

- В бардачке, - ответил я. -  В кабине горел свет, и я хорошо запомнил бандитов в лицо.

Видя, что я из машины вылезать не хочу, они выволокли меня  из салона и бросили на обочину дороги. Один из парней, тот, что пониже ростом, ударил меня ребром ладони по шее, а второй, который повыше, нанес мне удар ногой под рёбра. После этого хрипатый сказал:

- Отдыхай, дядя!

Бандиты сели в «Волгу» и уехали в сторону Тракторного посёлка.

- Поехали, Виктор, покажешь, где это случилось? – сказал я пострадавшему и мы с ним спустились к дежурному.

- Эксперт и кинолог с собакой уже в машине, езжайте, а я вызову врача, чтобы потом, когда вернётесь, освидетельствовать Витю, - заявил мне майор Цыпин.

- А на хрена мне собака, Иван Петрович? Ищейки ещё не научились по следам автомобиля бегать! – посетовал я дежурному.

- На всякий случай. Возможно, вам придётся подключиться к преследованию бандитов. И при осмотре собака не помешает,  – напутствовал меня майор. Как оказалось потом, он был абсолютно прав.

Я сел впереди рядом с водителем, а сзади залез Соломин в компанию к эксперту-криминалисту Мурину, кинологу Яшину и овчарке по кличке Рекс. Пёс отчего-то недовольно крутил мордой. Видно, он был обижен на то, что его разбудили среди ночи в то время, когда ему снилась ищейка Рада, которая принесла в подарок сахарную косточку. Наяву Рада и близко не подпускала Рекса к себе, облаивала его, а однажды даже больно укусила ухажёра за бок, когда тот переступил в ухаживании рамки приличия.

На месте происшествия, походив по дороге, кроме мрака и  ветра в поле, мы ничего больше не нашли. Решили перенести осмотр на утро, и хотели по рации связаться с дежурным, чтобы спросить, ехать ли нам на розыски преступников или возвращаться обратно. Но тут нашему псу надоело сидеть в машине, он начал скулить и рваться наружу, возмущаясь тем, что его не подключили к поискам. Яшин подумал, что Рекс просто хочет выйти по своим собачьим надобностям, и вылез с ним из машины.

 Ищейка резво стала бегать по дороге, что-то вынюхивая на асфальте. Вдруг она села и стала лаять, как будто сообщая, что она что-то нашла. Кинолог посветил мощным фонариком перед собакой, которая пригнула голову к земле, и около самого носа собаки мы все увидели … обыкновенную чёрную пуговицу. Её могли потерять сотни прохожих, а мог потерять преступник. Это ещё следовало выяснить. Поэтому я изъял пуговицу, что отразил в протоколе осмотра, подумав: «Как же прав был Петрович, навязав мне этого умного пса!»

Дежурный по рации дал команду на возвращение и сообщил, что преступники задержаны, и их везут в Управление. Впереди меня ждала бессонная ночь, допросы, очные ставки, опознания. Обычное дежурство, обычная работа следователя.

Оперативная группа вернулась в Управление, а через некоторое время привезли грабителей. Ими оказались студенты третьего курса политехнического института Климов Валерий и Машков Геннадий. Оперативники рассказали, что они были подняты по тревоге и, действуя по плану перехват, на трассе стали преследовать машину такси с номерами, которые сообщил дежурный УВД. На требование остановиться угонщики не реагировали, стали уходить от погони, но сидящий за рулём бандит не справился с управлением, выехал на обочину и врезался в дерево.

Преступники выскочили из машины и бросились убегать, но опера были не лыком шиты, догнали их и надели им наручники. Задержанные не оказали сопротивления. У одного из них, как потом выяснилось Климова, из кармана пиджака изъяли пистолет. Оружие, завёрнутое в целлофановый пакет, коллеги передали мне.
Мне в голову пришла неожиданная идея. Не для протокола и суда, а для психического воздействия на преступников я решил провести их опознание.  Нет, не потерпевшим, а… служебно-розыскной собакой.
Задержанных усадили на скамейку в дежурке в числе других парней, которых подняли с нар в КПЗ. Я дал Рексу понюхать пуговицу, изъятую с места происшествия. Ведь хозяин брался за неё и оставил на ней следы пота.

Рекс тщательно обнюхал всех опознаваемых, и громко облаял Климова Валерия, на пиджаке которого отсутствовала одна пуговица. Студенты были шокированы и боязливо косились на овчарку, которая, казалось, вот-вот на них набросится и разорвёт в клочья. При этом, наверное, подумали: «Как это собака вычислила Валеру?» А у меня в голове пронеслась мысль: «Это, каким же нюхом нужно обладать, чтобы среди множества людей только по запаху пуговицы найти её владельца?!»

Нам нетерпелось осмотреть оружие. Я осторожно большим пинцетом вытащил его из пакета. Эксперт Мурин, надев перчатки, осмотрел пистолет, после чего удивлённо хмыкнул, покачал головой и изрёк:

- Это не оружие.

- А что же это? Самопал? – спросил я.

- Нет, не самопал, а пугач, игрушечный пистолет импортного производства, да вот же надпись выбита на немецком языке: «произведено в Германии».

- А на вид от настоящего пистолета не отличить, - вступил в разговор дежурный майор Цыпин.

- Я бы сроду не подумал, что это игрушка, - добавил кинолог Яшин.

- Да, пистолет выглядит, как настоящий, а по закону значения не имеет, угрожали преступники потерпевшему настоящим пистолетом или игрушечным, всё равно они совершили разбой. Таксисту к виску приставили пистолет. Соломин принял его за настоящее огнестрельное оружие и подумал, что его могут убить, - резюмировал я дискуссию.

В ходе следствия выяснилось, что Климов Валерий и Машков Геннадий были приглашены на день рождения к однокласснице Ольге Капустиной, где немного выпили. Случайно они зашли в спальню, где в кроватке спал младший братишка Оли восьмилетний Петька. На тумбочке приятели увидели пугач, который из-за границы привёз отец мальчика. Студенты повертели пугач в руках. Климов направил дуло в угол и нажал на спусковой крючок. Раздался хлопок, похожий на негромкий выстрел, из дула сверкнул язычок пламени. Петя спал крепко, и звук выстрела его не разбудил.

- Дура-то игрушечная, а выглядит, как настоящая, - сказал Валерий, - пригодится, уже поздно, а с такой штукой домой идти не страшно.

- А потом отдадим? – поинтересовался Геннадий.

- Может, отдадим, а, может, себе оставим, - неопределённо ответил товарищ.

Около часа ночи гости стали расходиться. Родителей Ольги дома не было. Они с утра уехали на дачу и остались там ночевать. Валера стал приставать к однокласснице и сделал ей непристойное предложение. Капустина возмутилась и ударила ухажёра ладошкой по лицу.

- Ты чё, Капуста, оборзела? Чё руки распускаешь? – упрекнул девушку Валера.

- Много на себя берёт. Недотрога! – добавил Гена.

- Думайте, что болтаете! Бессовестные! – возмутилась именинница. – Мальчики, вы выпили, ведите себя пристойно, или идите домой, уже поздно, и я устала.

- А чё я такого сказал? Люди взрослые. Ты давно мне нравишься, - простуженным голосом возразил Валера.

- Я тебе нравлюсь, но я с тобой любовь крутить не собираюсь. Ты же знаешь, что я дружу с Володей. Идите, ребята, идите!
В спальню зашёл Володя:

- Что тут происходит, Оля? - спросил друг.

- Ничего, просто вспоминали школу, а мальчики уже идут домой, - ответила хозяйка.

- Пошли, Гена, тут нас не поняли, - обидевшись за пощёчину на одноклассницу, сказал Валера, и друзья, не прощаясь с Ольгой и Володей, покинули квартиру.

Когда студенты вышли на улицу, то их потянуло на подвиги, и они вышли на большую дорогу.

На очной ставке я задал вопрос Машкову Геннадию:

 - Кому из вас пришла в голову сумасбродная идея ограбить таксиста?

-  Когда ушли от Капусты, извините, от Ольги, то Валера сказал мне: «На трассе тормознём мотор, заберём машину и поедем кататься!» Я спросил: «А справимся?» Клим, то есть Валера, ответил: «Справимся! Это на что?», - и показал мне пистолет. Я говорю: «Он же не настоящий». Клим базарит: «А откуда таксист знает, настоящий он или не настоящий. Припугнём и все дела. Сам машину и бабки отдаст».

- Климов, подтверждаете ли Вы показания Машкова? И почему вы совершили  разбойное нападение на таксиста.

- Показания подтверждаю. Напали на водилу по-пьяни, хотели покататься.

- Зачем грозили ему пистолетом?

 - Не пистолетом, гражданин следователь, а игрушкой, просто пошутили.

- Ну, вот и доигрались … до тюрьмы. Деньги забрали?

- Да, Генка  нашёл в бардачке пачку денег и, не считая, положил к себе в карман.

Потерпевший Соломин опознал бандитов. На его теле судебный медик обнаружил следы побоев. Пуговица с места преступления по заключению химической экспертизы была точно такой, какие остались на пиджаке Климова. Когда преступники возились с таксистом, эта пуговица оторвалась и упала на асфальт, где её нашёл умный пёс Рекс. Пётр Капустин, несмотря на свои неполные 8 лет, со знанием дела опознал свой подарочный пистолет и был безмерно рад, что нашёлся пропавший пугач.

С оружием, пусть даже игрушечным, шутить нельзя. За разбой бандиты получили по 7 лет лишения свободы каждый.
Вот так «пошутили»!