Подвиг побратимов. Мифы народов Двуречья

Наталья Листикова
 
Побратались Гильгамеш и Энкиду, поклялись перед всем народом в вечной дружбе.
Ликует народ Урука. Был один великий воин у Урука, стало их теперь двое. Непобедимо урукское  войско. Много походов совершили побратимы. Много славы добыли Уруку. 
 Мирное время настало. Трудолюбив народ – процветает  город. Урожайны его нивы. Плодовиты отары. Плодородны сады. Хмельно янтарное ячменное пиво.
  Радуется  народ. Славит царя и богиню Инанну. Взойдет на небе утренняя звезда -  жрец Гильгамеш  несёт обильные жертвы на алтарь владычицы земли и неба. В барабан ударит –  возвестит о начале дня.  Непростой  барабан тот – волшебный, дар богини за верную службу. Звук его достигает неба.   
Довольна богиня, благосклонно взирает на землю, принимает дары  и посылает удачу. На закате выйдет   из  небесного дворца и засияет на небе вечерняя звезда. Возвестит   конец дневных трудов, начало веселья и плясок.  Подарит  радость влюблённым, отдых уставшим.

Благополучен, весел народ Урука. Один Энкиду печалится, тяжко вздыхает. Нет живости в его глазах. Не радуют его пиры. Охота надоела: что за потеха убивать зверей безвинных? Он места себе не находит.
Встревожен Гильгамеш, не знает, как развеселить друга, требует от него объяснений.
Тот и сам себя не понимает.  Чувствует, как что-то нутро распирает, в груди теснится, не знает, как выйти.
«Зачем меня создали боги? – он вопрошает? – Чтобы спал я на мягкой постели? Чтобы  пил я янтарное пиво,  наслаждался с красавицей на ложе? Нет мне радости от такой жизни. Раньше бегал я с газелями по степи, вольным был, как ветер. Был я там, в степи, самый сильный. Был я всем зверям сын и брат, а теперь, словно зверь я в клетке».
Встрепенулся Гильгамеш: «Знаю я, что тебе не хватает! Не хватает тебе звуков битвы! Застоялись мы, как кони в стойле! А нужны нам бои и победы! Нужен нам настоящий подвиг. Чтоб сложили о нём сказанья.  Собирайся-ка, брат мой любезный, мы идем воевать Хумбабу! Сидит тот Хумбаба в горах ливанских, не даёт никому прохода».
Как услышал Энкиду то имя, побежали по спине мурашки. Был не  человек  Хумбаба, а ужасное чудовище лесное. Наводил страх на всю округу.  Сам Энлиль,земли владыка, его поставил охранять заповедные  кедры, что росли в горах Ливана. Еще в прошлой, степной жизни  был Энкиду однажды вблизи того леса. Слышал рык, подобный шуму обвала, видел пламя из уст Хумбабы. От огня загорались травы, и бежало прочь все живое.
Гильгамеш Энкиду успокоил. «Знаю я тайну   Хумбабы. Сам бог солнца о ней мне поведал. У  Хумбабы семь шейных одеяний - шкур змеиных. Надевши их, Хумбаба становится драконом.  Мы сорвём с него волшебные  шкуры, лучи ужаса мы погасим, топорами демона зарубим. Освободим проход через горы.  Будем рубить могучие кедры».
Взяли браться топоры и кинжалы, палицы взяли,  луки, копья. Молитвы вознесли богам. Благословенье взяли у старейшин. И в путь отправились.
Три дня поход их длился.  Три ночи  снились Гильгамешу  мучительные сны. То видел гору он: гора шаталась и падала на них. То тур огромный по степи бежал, и  трескалась земля от рёва тура. На третью ночь увидел Гильгамеш во сне, как закричало небо, как темь сошла на землю, и засверкали молнии.  Сны были странные, но братья рассудили, что сны сулят победу над Хумбабой. 
И вот, призвавши в помощь Уту, бога солнца, вошли в кедровый лес. И топот страшный услышали. То шёл Хумбаба. От тяжести его шагов проваливалась почва. Ростом он  с могучий кедр. На голове, плечах и   шее – чешуя и головы змеиные.  И семь  магических лучей  направлены в пришельцев. От них  шел  сильный жар,палил огнём, не подойти поближе.
Щитом укрывшись, начали стрелять из лука, метали  копья в торс ужасный. Но стрелы, копья лишь царапали его, не принося  чудовищу вреда, лишь дико зля его. Тут рёв раздался дикий. Он оглушал и сил лишал. От рёва закачались кедры, и дрожь пробрала землю.
 
   Богиня Инанна на землю взглянула: любит богиня жестокие игры.  Горячат её кровь звуки битвы. Два героя и монстр огромный бьются   насмерть. Силы не равны, но храбры герои, бой продолжают. Словно два леопарда  вокруг слона кружат. Хумбаба огнем плюётся,  молот поднял, машет им, метит в героев, трудно им от него увернуться.  Казалось, нет спасенья братьям.
Но восемь буйных ветров вдруг налетели: на помощь пришёл бог солнца Уту. Братья воспряли. Ветры  срывали  с Хумбабы змеиные шкуры, тело его обнажая, лишая его защиты. Шкуры ползли по земле,шипя, извиваясь,  жар испуская. Гильгамеш рубил их секирой, хватал, бросал их  в ямы. И земля дымилась от жара.
Как  Хумбаба зашиты волшебной лишился, зашатался, молот роняет. Побратимы клич издали,  взялись за мечи и секиры, повали гиганта на землю, колют, рубят, палицей бьют. И в тяжелой борьбе победили Хумбабу. Отделили голову от тела, чтобы никто не мог возродить Хумбабу, чудовище кедрового леса. 
   Богиня Инанна  всё это видит. Довольна Инанна, ценит она героев. Эти двое сравнялись с богами, победили  самого Хумбабу! Сила их непомерна, храбрость их безгранична.  Двое их, но какое отличье! Смотрит Инанна на Гильгамеша. Вот  одежду он сбросил и в воды реки погрузился, чтобы смыть с себя  кровь и пот битвы. Рядом с Энкиду, темным, заросшим шерстью, Гильгамеш словно бог прекрасен.
Жаром налилось тело Инанны. Страсть любовная охватила богиню. Как хорош Гильгамеш, как могуч он и славен. Мог бы стать её хорошим мужем. 
И скорей во дворец свой вернулась. Ждать, когда в Урук вернутся герои.