Немного о финикийцах

Сальвадор Ромирес
Глава 1. Народ, его происхождение и связи.
Финикийская литература  почти не дошла до наших дней. До середины XIX века источником знаний служили письменные документы других народов, контактирующих (не всегда дружественно) с финикийцами. Вследствие этого сложившаяся картина не всегда правдива. Рассмотрев высказывания представителей разных народов можно это понять. Греки (Плутарх и Аппиан) говорят о жестокости и деспотичности финикийцев, а испанец  Помпоний Мела, наоборот высказывается об уме и преуспевании этого народа. Археологи позволили составить более сбалансированное мнении о финикийцах, но их наименьшая затронутость археологическими исследованиями до сих пор создает многочисленные проблемы в оценке финикийцев.  Но, все же, археологические находки позволяют судить о том, что финикийцам не было равных в области географии, они превосходили многие народы своей военной доблестью. Но самым главным достижением этого народа, несомненно, был алфавит, который оказал влияние на все последующие цивилизации Старого Света и используется во всех индоевропейских и семистических языках. Финикийцы обитали на узкой полосе Левантийского побережья от Тартуса до горы Кармел и чуть южнее. Пришли они на эту территорию одной из нескольких волн миграции семитских народов, явившихся вероятно из Аравии или зоны Персидского залива. Происхождение названия «финикийцы» так же является темой для споров. В IV столетии до н.э. жители Ханаана именовали себя Кинаху или Кинану. А финикийцами, скорее всего, называли их микенские греки. Но это до сих пор не выяснено. Это слово впервые встречается у Гомера (Phoenikes) и, первоначально означало темно-красный, затем перекочевало на финиковую пальму, и на смуглых Ханаанеев. Финикия достигла расцвета в начале 1-го тысячелетия до н.э. Хронологические рамки, взятые Харденом для данной книги, установлены до завоевания Тира Александром в 332 году до н.э. на востоке, и до разграбления Карфагена Римом в 146 году до н.э. на западе. Проблема вычленения финикийцев из общей массы ханаанеев заключается в склонности к копированию искусства и культуры Египта и Месопотамии. Такие города, как Угарит, Алалах, Хамат и Дамаск, имели весьма длинную историю. Бронзовые фигурки из Арада, Триполя и Библа имеют черты характерные для Западной Сирии. Это еще раз подтверждает заимствование культуры. Чтобы проиллюстрировать основную мысль текста автор использует палемтинские артефакты, заранее предупреждая о сомнении в их истинности, как финикийских. Трудности в идентификации Финикии заключаются в соседстве с ними народов такого же семитского происхождения. Также, очень сложно отличить финикийские артефакты от греко-финикийских, в связи с частым посещением греками Левантийского побережья и Кипра. Зато, выделить из финикийских находок то, что принадлежало Египту и Месопотамии не так сложно.


Глава 2. География.
Финикийские города находились в средней части Левантийского побережья (около 200 миль в длину) от Антарада на севере до Дора на юге. Четыре самых главных города: Арад, Библ, Сидон и Тир. Остальные города были чуть больше деревень. Горная цепь Ливана, тянущаяся вдоль побережья, не позволяла Финикие существовать за счет собственных ресурсов, а тем более стать страной-экспортером. Единственный предмет экспорта, способствующий установлению контактов с Египтом, это лес, находящийся в избытке на территории Финикии. Левантийское побережья изобилует маленькими мысами, позволяющими защищаться от нападений. В путешествиях финикийцы часто устанавливали колонии. Кадис в Испании, Валетта на Мальте, Бизерта в Тунисе, Кальяри в Сардинии. Расположение городов позволяет понять развитие Финикии. Арад находился на небольшом каменном островке около 1500 метров по периметру. Был застроен Высокими зданиями. В городе не было колодцев, а вода поступала по специальному источнику от материка к острову. Жители Арада составляли значительную часть контингента финикийского флота. Символом города была галера. Библ расположен в 28 милях к северу от Бейрута. Считался самым древним городом в мире и самым важным центром поклонения Астарте. Древний Сидон лежит на северном склоне мыса. На севере была гавань, защищенная цепью невысоких скал. Кладбища, храмы и район ремесленников на берегу и склонах утесов. Тир занимает два из самых больших каменистых островков,  расположенных рядом с материком. Порт находился по обе стороны города. На севере естественная гавань, на юге сам остров и дамбы защищали вторую гавань. Наилучшие сведения о топографии финикийского города дает Карфаген. Город лежал между Сиди-бу-Саид и Ла-Гуллет. Аппиан и Страбон описывали котон – две лагуны к северу от Ле-Крама. Но до сих пор высказывается мнение о том, что это были круглый и прямоугольный пунические порты. В 1918 году С. Гзелль пришел к выводу, что Бирса находилась на холме Сен-Луи. Он же доказал, что лагуны возле Ле-Крама отмечают местонахождение прямоугольного и круглого портов. Главный пунический город – Карфаген – тянулся вдоль берега от Ле-Крама до Бордж-Джедид и вглубь до Ла-Малги. Форум занимал низину между холмом Сен-Луи и портами. О топографии остальных частей города почти ничего не известно. Исключение составляют римские и византийские древние здания. Археолог Картон нашел некрополь в Саламбо, а Мерлин в Сиди-бу-Саид, но жо сих пор неизвемтно расположение ни одного храма. Город был окружен стеной в 21 милю. Судя по типу камней, найденных в ходе раскопок, эти укрепления можно считать пуническими. Самые древние погребения относятся к концу VIII столетия до н.э. Они расположены на склонах холмов Сен-Луи и Юноны. С течением веков некрополь распространялся на северо-восток. Вывод: самое раннее поселение Карфагена находилось в Ле-Краме и около него.  Харден также говорит о том, что развитие Карфагена вряд ли заняло более одного-двух веков. Ближайший к Карфагену город – Утика – находился в 35 км к северо-северо-западу  в устье реки Баград. Для нахождения пунических городов, по объяснениям Синтаса, следует прежде всего искать: 1) защищенные гавани с пологим побережьем; 2) надежный источник свежей пресной воды; 3) известняковые отложения для добычи известняка и скальных гробниц. В результате раскопок Коберле и Синтаса (1950-52 гг.), между Касабланкой и Агадиром были обнаружены следы финикийской колонизации. В последствии они были подтверждены раскопками профессора Ядина в 1956-59 гг. Главной базой Карфагена на острове Сицилия была Мотия. Город находился на маленьком островке, был окружен мощной крепостной стеной. Из зданий найдены только два: дом в греческом стиле и фундаменты храма (Каппидаццу). На Сардинии было четыре главных города: Сульх, Каралис, Нора и Таррос. Все они, кроме Сульха, расположены на мысах. Сульх располагался на части острова Сант-Антиоко. Сульх не сохранил топографию, зато там можно найти финикийскую керамику VIII века до н.э. В Кальяри наиболее интересным представляется соляное озеро, которое, вероятно, было портом. Многие раскопки в Финикии были безрезультативны, например, в Тарросе. Площадка города была разграблена. На Мальте остатки финикийских городов не были найдены, зато были обнаружены несколько захоронений и надписей. В Испании известны три финикийские колонии: Гадес, Эбузус и Новый Карфаген, основанный Гасдрубалом. Общая топография городов хорошо представлена Страбоном. На Ибице также были найдены финикийские предметы VII века, включая несколько примитивных фигурок снежного человека. Новый Карфаген также дает представление о типичном финикийском поселении, но только по рассказам Полибия, так как не осталось даже намеков на план города или зданий. Современная Картахена, например, уже не находится на том мысе, где раньше был Новый Карфаген.


Глава 3. История финикийцев на их родной земле.
Библ – единственная метрополия, предоставившая много материала для изучения. Связи Финикии с Египтом, например, проявляются в цилиндрической печати египетского стиля, найденной в подвале подземного храма. Месопотамия, активно торговавшая с Финикией, позже вторгалась в Левант при Саргоне Аккадском. Библ, также остается единственным городом, о котором есть достаточные свидетельства различных источников на начало 2-го тысячелетия до н.э. Есть свидетельства, говорящие о наращивании военной и экономической мощи ханаанеев в XVIII и начале XVII века до н.э. Раскопки показали, что ханаанские правители того времени жили в прекрасных богатых домах. Но период затишья и независимости неожиданно закончился с приходом к власти в Египте Амасиса (Яхмоса I). Волна завоевания поглотила финикийские города. В 1525 году Тутмос I обложил их данью, а Тутмос III, после битвы при Мегиддо, полностью подчинил их. Значительная часть финикийских городов, в это время, начала создавать собственную (особенную) ветвь ханаанской культуры и цивилизации. Ханаанеи жили в окружении азиатской культуры (использование вавилонской клинопись). Политическую ситуацию явно представляет договор 1279 года с хеттами, по которому финикийское побережье оставалось под властью Египта. В XIV веке в Леванте появились микенцы, контролировавшие торговлю восточной половины Средиземноморья. Исход привел в Ханаан израильтян (приблизительно XIII век). Таким образом, южные ханаанеи оказались между филистимлянами и израильтянами, а северные ханаанеев теснили хетты и амореи. К 1200 году осталась единственная независимая ханаанская территория – Финикия. В это время Египет вступил в период упадка, и теперь никто не мог помешать финикийцам расширять свое влияние. Все больше ассимилируясь с микенцами финикийцы стали проявлять морскую активность. Господство и влияние финикийцев распространялись и крепли до 600 года до н.э. Значительную роль в истории Финикии занимает царствование евреев. В это время наблюдается общий культурный подъем. Но в это время усиливалась опасность со стороны Ассирии. Финикия, в это время, прошла очень тяжелый путь. сначала ее завоевали Ассирийцы, а затем она перешла под власть Селевкидов и Сирии.


Глава 4. Финикийская колонизация.
На Кипре было найдено одно из финикийских поселений, что говорит о возможной колонизации острова Финикией. Однако, многие ученые считают, что Кипр был всего лишь одной из стран активно торговавшей с Финикией. В Южной Палестине также можно обнаружить финикийские фактории (Бетпелете и Эр-Регеше). Такие торговые посты тоже нельзя назвать финикийскими колониями. Исторические источники говорят и о финикийских поселениях в самом Египте (район Тель-эр-Ретабеха). Но это также был торговый центр, а не полноценная колония. Из этого можно сделать вывод, что финикийцы не устраивали колоний в странах с уже существующей цивилизацией. Их вполне устраивала роль купцов. На острове Родос (города Камира и Ялис) тоже можно обнаружить следы финикийского влияния (геометрический стиль ранней керамики). Однако к VI в. До н.э. стало преобладать греческое влияние. Из этого автор делает вывод о прекращении финикийцами попыток колонизации. На Крите встречаются предметы финикийского искусства IX или VIII веков, но это говорит лишь о проживании здесь финикийских художников и ремесленников. Также известны финикийские колонии и на острове Сицилия. В Северной Африке существовали ранние поселения финикийцев: Утика, Хадрумет, Лептис-Магна. В 635 г. Финикийцы основали колонию к востоку от Испании на острове Ибица. В 7 в. До н.э. финикийцы селились и на марокканском побережье: в Ликсе, Магадоре и т.д.


Глава 5. Карфаген: основание и история.
Карфаген – наиболее знаменитый город во всей Финикии, чья главенствующая роль не оспаривалась вплоть до падения в 146 г. до н.э. Датой основания Карфагена считается 814-813 гг. до н.э. Карфаген расцвел сразу после своего основания и в конце VIII в. до н.э. стал главным финикийским городом в Центральном Средиземноморье. Первая серьезная акция, проведенная Карфагеном, основание колонии на Ибице в 654-653 гг. до н.э. После нескольких военных конфликтов с греками, финикийцы разгромили фокейский флот у Алалии в 535 г. После этого сражения греки прекратили попытки укрепиться на Корсике и Сардинии. После свержения этрусских царей в 510 г. до н.э. Рим заключил договор с Карфагеном о разделе сфер влияния. В 480 году карфагеняне подстрекаемые персами снарядили экспедицию в Панорм и были разгромлены. Но это поражение не сломило их, а заставило с еще большей решимостью устремится на запад. Ожесточенные военные конфликты между финикийцами и греками продолжались вплоть до заключения мира в 338 году. Однако этот мир нарушил Агафокл, тиран Сиракуз, но ни одна из сторон не овладела каким-либо преимуществом. И, после того как царь Пирр  возжелал захватить Карфаген, но вскоре умер, больше военных действий между Карфагеном и греками не велось. В 348-м и 306 годах Карфаген заключал торговые договоры с Римом, набиравшим мощь. Но уже в 264 году произошел конфликт между Римом, обратившим свои взгляды на Сицилию, и Карфагеном. Это была 1-я Пуническая война, закончившаяся в 241 году потерей Карфагеном контроля над Сицилией. В 238 году, когда окончилась война наемников в Карфагене, он вынужден был заплатить Риму за нейтралитет и отказаться от Сардинии. Вторая Пуническая война началась из-за Саргута. Инициатором этой войны был Ганнибал, одержавший ряд побед при Тразименском озере и Каннах. Против него выступил Сципион Африканский, который в 202-м году победил Ганнибала. Карфагена потерял контроль над Испанией, теряет право держать флот и развязывать войну без согласия Рима. Однако, в 150-м году Карфаген начинает войну с Нумидией без согласия Рима и терпит поражение. Вдобавок ко всему Рим объявляет войну побеждённым и, после длительного сопротивления, покоряет и сжигает Карфаген в 146 году до н.э.


Глава 6. Правительство, конституция, социальное устройство.
Каждый финикийский город имел независимость друг от друга. Однако никогда не существовало финикийской конфедерации, тем более финикийской нации. Карфаген, являясь самым сильным городом во всей западной финики, также никогда не смотрел на другие города, как на свои владения. Структура управления города представляла собой суффеты (главные магистраты или судьи), сенат и народ. Первая существовавшая форма правления – царская, была впоследствии заменена олигархической формой правления. Конституционная власть находилась в руках двух судей, сената из трехсот человек и комитета общественной безопасности из четырехсот человек. Также наблюдалась очень большая разница между сословиями.


Глава 7. Религия.
Очень важные данные о религии ханаанеев дают глиняные таблички найденный в Угарите. Они рассказывают о многих ритуалах и богах, например: верховный бог Эл, его жена Астарта, и их сын Баал. Большие трудности в изучении религии Финикии вызывают малое количество письменных источников и заимствования из культов Египта и Месопотамии. В каждом финикийском городе почиталось разное божество (Баал в Тире и Гадесе, Эшмун в Сидоне и Карфагене). Помимо больших культов наиболее почитаемых богов существовали и более мелкие культы. Египетские заимствования проявляются в изображениях Исиды и Осириса на медных лезвиях. А особенно популярным среди финикийцев был Бес. Храмы и святилища – основные культовые сооружения финикийцев. Также имелись святилища на возвышенностях с большим количеством стел и жертвенные участки. Одним из самых важных является святилище Тиннит в Карфагене, которое сохранилось до наших дней. Служителями культа назначались люди из строго определенных семей на протяжении многих десятилетий. При храмах состояли наложницы, писцы, музыканты. Финикийцы в своей религии практиковали и жертвоприношение, колеблющееся от приношения пищи до приношения людей в жертву. В Восточной и Западной Финикии  сильно различался погребальный культ. На востоке погребения вырубали в скалах, а на западе использовали обычные захоронения.


Глава 8. Язык, шрифт, тексты.
Ученые относят финикийский язык к северной семитской группе языков. Также можно отметить огромное сходство этого языка с ивритом. Финикийский язык состоял из 22 согласных букв, при этом гласные буквы не передавались на письме. Стандартизация букв происходит к 9 веку, а под влиянием карфагенской скорописи получают более гибкое очертание. Расшифровка финикийских надписей началась в Оксфорде в 18 веке. Одним из самых ранних и самых древних текстов считается надпись на золотом куполе из могилы в некрополе Дуимесса, которая гласила: «Спасен тот, кого спасает Пигмалион». Самой длинной надписью является стела Меши в Моавите (830 г.). Очень серьезной была утрата библиотеки пунической литературы в Карфагене, утерянной после захвата города римлянами. Но отчасти эта утрата восполняется находками угаритских текстов касающихся ведения сельского хозяйства.


Глава 9. Военные действия.
География района сделала из финикийцев прекрасных мореплавателей. Финикийские моряки входили в армии Саргона, Дария и Ксеркса.Самыми распространенными кораблями были тиремы. Также финикийцы использовали четырехпарые галеры, а позже и галеры с пятью рядами весел. Для битв на суше финикийцы чаще всего использовали наемников. Носы всех военных судов были изогнуты и остроконечны, что помогало при таране вражеских кораблей. Большинство античных авторов описывает боевые традиции западных финикийцев, поэтому о них известно больше, нежели о восточных. В Финикии не было регулярной армии, несмотря на многочисленные войны начиная с конца 5-го века. Полководцы назначались только на предстоящую кампанию, но в случае победы сохраняли свой пост надолго. Армия включила в себя пехотинцев, лучников, пращников и кавалерию, но основой армии была тяжеловооруженная пехота. Одной из особенностей Карфагенской армии были боевые слоны, топчущие армии противника и полностью его деморализуя. Однако, постепенно слава армии и флота Карфагена прекращается и он терпит множественные поражения от греков  и римлян.


Глава 10. Города.
Финикийские города были обнесены крепостной стеной. Причем вне зависимости от размера города. Дома в основном были двухэтажными с широким первым этажом и узким вторым. Окна представляли собой маленькие квадратные проемы с балюстрадами, поддерживаемыми миниатюрными колоннами. На ряду с двухэтажными домами строились и многоэтажные (3 и более этажа). Расположение домов в городе было очень тесным. Дома в Карфагене были с прямоугольными комнатами простой планировки, стены метровой высоты и выше сложены из кирпича или глины располагаются на каменном фундаменте,  покрытом смолой. Водоснабжение Финикии зачастую основывалось на резервуарах, и лишь в Карфагене главный источник питьевой воды был фонтан тысячи амфор.


Глава 11. Ремесленное производство.
Основой хозяйства у ханаанеев было земледелие и скотоводство. Финикийцы выращивали зерно, виноград, гранат, разводили пчел и скот. Землю обрабатывали с помощью быков. Зерно хранили в силосных ямах, спрятанных под землей. Главная статья экспорта – вино. Широко славились ливанские кедры и ели, используемые в кораблестроении. Очень широко развивались ремесла. Ханаанеи были превосходными плотниками, строителями, ювелирами. Финикийцы были опытными камнетесами и отдельщиками строительного материала. Самым распространенным камнем был известняк либо песчаник. Также повсеместно было развито красильное производство. Краску добывали из моллюсков. 1200 годом датируется первое использование железа. Также финикийцы славились тонкостью работы с керамикой. Найденная на Кипре керамика подразделяется на две группы: белая с росписью и кранная лощеная. Финикийские амфоры для вина и оливкового масла индивидуальны и легко узнаваемы. Финикийцам приписывается изобретение стекла, так как глазировка керамики была очень тонко выполнена.


Глава 12. Торговля и исследования.
Финикийцы были очень умелыми торговцами. Кроме природного сырья они торговали готовыми товарами ремесленного производства. Область торговли была очень обширна. Но самыми лучшими импортерами были Египет и Месопотамия. Золото, слоновую кость финикийцы добывали на территории Древней Сахары. Там же, по всей видимости, они добывали рабов. Первые монеты появились в Тире в середине пятого века, до этого финикийцы активно пользовались бартером. Первые монеты были отчеканены из золота и выплачивались наемникам, впоследствии использовались медные монеты. Монеты из серебра были большой редкостью. Для торговли финикийцами использовались два вида кораблей: 1) Лули – длинные корабли использовавшиеся для торговли с дальними странами и географических исследований; 2) Круглые корабли использовавшиеся для повседневной торговли. Хотя все Средиземное море было изучено финикийцами, их плавания нельзя назвать географическими исследованиями. Можно назвать всего две полноценные экспедиции. Экспедиция Ганона отправившегося в Западную Африку и Гимилькона обогнувшего Иберию. Он пытался открыть западный путь к оловянным месторождениям Британии и Корнуолла.


Глава 13. Искусство.
Финикийская цивилизация вобрала в себя культуру ряда других соседних цивилизаций, египетского, хеттского, месопотамского, эгейского искусства. В связи с этим выделение конкретно финикийского искусства достаточно затруднено. К 13 в. до н.э. стоит отнести саркофаг Ахирама из Библа. Следующий период характеризуется изделиями из слоновой кости из Самарии, Арслан-Таша, Нимрудии и Хорсабаде. Из этих изделий прекрасно видно что художник превосходно владел материалом и обладал замечательным чувством композиции. К седьмому веку до н.э. можно отнести прекрасные изделия финикийских мастеров металлические чаши, найденные на Кипре и в итальянском Принестре. Очень грубыми были металлические статуэтки, потому что они изготавливались в больших количествах ля храмов и святилищ. Каменная скульптура представлена в виде известняковых стел, алебастровых рельефов, антропоидных саркофагов. На Кипре сложно найти абсолютно финикийское искусство, так как культура острова подверглась влиянию эгейской, греческой, финикийской культуры. Искусство западной Финикии испытывает влияние сицилийских греков, этрусков, иберов. Существует большое разнообразие терракотовых масок различных стилей  со спокойными лицами, а так же с гримасами. В пятом веке до н.э. в карфагенских фигурках из терракота преобладает греческий стиль. Самые ранние пунические стелы относятся к шестому и седьмому векам до н.э. Примерно с 400 года до н.э. появляются значительные культурные стелы из твёрдого известняка. Антропоидные саркофаги встречающееся в Солунте  и Гадесе не найдены пока в Карфагене. Большинство найденных бронзовых предметов в Карфагене иностранного происхождения. Независимо от стиля все изображения - по содержанию религиозные и нагляднее всего свидетельствуют о различных религиозных символах и течениях Карфагена, и этому существует очень много примеров. Резьба по слоновой кости, характерна для восточного искусства, имеет аналоги и на западе, но они не так высокохудожественны. Много изделий из слоновой кости, найденных в Испании в окрестностях Кармоны, хоть и были найдены в иберийских захоронениях, по стилю они все же финикийские.  Эти изделия не встречаются на восточных , зато их великое множество на западных финикийских поселениях.  Большую трудность составляет отличить восточное ювелирное искусство от западного, так что проще рассмотреть их вместе. Большинство финикийских ювелирных изделий дошедших до наших дней золотые, серебро практически не сохранилось, бронзовые изделия встречаются реже, нежели в Греции и Италии. Финикийцы научились ювелирному искусству частично от микенцев и частично от египтян. Несомненный шедевр восточной работы раннего периода это браслет из Тарроса, состоящий из шести звеньев с финикийскими пальметтами или лотосами, с пластинками амулетами на концах. В работах более поздних пунических ювелирных изделий проявляется очень мощное греческое влияние, так что их не стоит обсуждать в рамках финикийского искусства. Существовало два вида печатей: цилиндрическая и печатка. Необходимость в цилиндрических печатях отпала после перехода с глиняных табличек на папирус и пергамент. С исчезновением цилиндров преобладающими типами печатей стали скарабеи, скарабоид, коноид. Печатки носили оправленными в кольцах или подвешенными к ожерельям либо браслетам. Не все они использовались как печати. Однако скарабеи, оправленные в золото или серебряные кольца и легко поворачивающиеся, не были просто украшениями или амулетами. Таким образом, мы видим, что финикийское искусство подверглось влиянию и впитало в себя всё то многообразие, красоту, изящество которое оно могло почерпнуть из других  народов.