Всеспасительная воля

Людмила Либерцева
На лавочке возле храма сидел молодой человек и скучал. К нему подсела пожилая женщина в темной одежде, в фетровой шляпке с полями и платке на плечах. Она попила водицы из бутылочки, которую извлекла из сумки, перекинутой через плечо. 
И тут юноша спросил, не из церкви ли она вышла и скоро ли всё там закончится?

- Да уже, можно сказать, что закончилось - спокойно ответила незнакомка. 

- Что же там еще можно делать? - раздраженно проворчал парень, очевидно, ожидавший кого-то.

- Можно молиться или беседовать с батюшкой, например, - будто не заметив ворчливого тона, сказала пожилая соседка по лавочке.

- Это обязаловка или по доброй воле люди продолжают торчать в церкви после службы? - язвительно поинтересовался нетерпеливый собеседник.

- А что собственно добрая воля? - спросила его женщина.

- В психологии воля — это способность человека управлять своим поведением, направляя все свои силы на достижение поставленных целей. Вот была цель в кино успеть, а воли нет, чтобы уйти вовремя! - пробурчал недовольно парень.

- В психологической литературе называют данное состояние — борьбой мотивов, - пошутила собеседница, заправляя под шляпку непослушную прядку седых волос.

- Испытание на прочность? Ну это кому еще повезет не ясно.

- Почему же не ясно? - удивилась она, - повезет тому, чья воля по воле более высокой равняется.

- Раболепствующей воле повезет? С чего бы? - продолжал ворчать молодой собеседник.

- Знаете, на Кипре еще в шестисотых годах жил юноша, получивший прекрасное светское образование и оставил после себя духовные труды, и теперь его знают как преподобного Анастасия Синаита, и он писал, что естественная человеческая воля есть разумное движение желания души, которое побуждает человека к соединению с предметом желания. Божественная же воля у людей есть устремление прирожденного и разумного желания естества к тому, что превышает это естество. А плотская воля есть страстное извращение естественного в противоестественное, - поведала она ему с улыбкой.

- Что же воля плоти - извращение?

- В некотором смысле. Вот Антоний Великий, наверное, понятнее писал, что в нас действуют три воли. Первая - воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая - собственная своя, человеческая, значит, если не пагубная, то и не спасительная, а третья воля, вражеская, вполне пагубная. И вот эта-то, третья, вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа.

- Но не может же человек всё только ради Христа делать! Святоша какой-то получается, - возразил он.

- Не святоша, а святой. Но это, на самом деле, у самых волевых получается, каких мало... Собственная-то наша воля научает нас делать все в услаждение нашим похотям - это куда легче, чем стремиться к воле Божией - всеспасительной. 
Молодой человек поморщился и нетерпеливо вздохнул. Разговорчивая старушка начала его утомлять. Но она, глядя куда-то в сторону от собеседника, продолжала вещать: 
- В жизни другого святого Макария Египетского имел место случай:

Один нечестивый египтянин хотел склонить к измене мужу красивую женщину, но никак не мог, ибо она была целомудренна, добродетельна и любила своего мужа. Сильно желая овладеть ею, египтянин этот отправился к одному чародею с просьбою, чтобы он с помощью колдовства устроил так, чтобы женщина эта полюбила египтянина, или же, чтобы муж её возненавидел и прогнал от себя. Чародей, получив от него богатые подарки, пытался силою приворота соблазнить целомудренную женщину на дурной поступок. А когда не смог склонить чистую душу женщины ко греху, колдун очаровал глаза всех смотревших на женщину, устроив так, что она казалась всем не женщиною, имеющею человеческий вид, а животным, имевшим вид лошади...

- Это что сказка что ли? - спросил нетерпеливо юноша.

- Увы, не такая уж это небывалая притча, ведь и ныне откроешь газету - там полно предложений от колдунов и магов, после вмешательства которых, людям порой не в состоянии помочь психотерапевты. Так вот:
Муж той женщины, придя домой, с ужасом увидал вместо своей жены лошадь и сильно удивлялся, что на постели его лежит животное. Стал ругаться, но не получил никакого ответа, только заметил, что она приходит в ярость. И заподозрил, что это сделано по чьей-либо злобе, и весьма огорчился.

- Ага, еще скажите, что и сейчас кого-нибудь обращают в лошадь - засмеялся парень.

- Сейчас еще хуже делают, обращая в безумцев. И всё-таки мы, по невозможности вообразить такое, вполне можем отнестись к происходившему как к притче. Ведь и Христос часто говорил притчами по сходной причине...- рассудила рассказчица и продолжила притчу:

...Потом несчастный муж призвал в свой дом священников и показал им свою жену. Но и они не могли понять, что пред ними человек, а не животное; 
Прошло уже три дня с того времени, как женщина эта стала всем казаться лошадью. Тогда муж её вспомнил о Преподобном Макарии, и решился отвести ее в пустыню ко святому. Он пошел к жилищу Макария, ведя за собою жену, имеющую вид лошади. Когда он приближался к келлии преподобного, иноки негодовали на него, зачем он желает с лошадью войти в монастырь. Но он сказал им :

— Это животное, которое вы видите, — моя жена. Как она обратилась в лошадь, я не знаю. Но вот уже три дня прошло с того времени, когда это случилось, и она все это время не вкушает никакой пищи.

- Сена надо было дать лошадке - съязвил молодой человек, снова пытаясь дозвониться по мобильнику.
- Вы догадливы, - поддержала его собеседница, - предлагал муж ей не только сена, но и овёс, и отказ от пищи убедил, что тут не так всё просто.
А в храме у нас мобильные просят отключать. Я думаю, что не просто так задержалась в храме та, которую Вы ждете. Вот так и в притче:

Выслушав его рассказ , братия тотчас поспешили к преподобному Макарию, чтобы рассказать ему об этом, но преподобному старцу уже было откровение от Бога, и он молился за женщину. Когда иноки рассказали святому происшедшее, показывая на животное, то преподобный сказал им :

— Вы сами подобны животным , так как глаза ваши видят скотский образ. Она же, как создана женщиною, так и остается ею, а не изменила своей человеческой природы, но лишь кажется животным вашим глазам, обольщенным колдовскими чарами.

Затем преподобный освятил воду и с молитвою вылил ее на приведенную женщину, и тотчас она приняла свой обычный человеческий вид , так что все, смотря на нее, стали видеть женщину, имеющую лицо человека. Попросив дать ей пищи, святой сделал ее совершенно здоровою. Тогда все вместе, видевшие это чудо, возблагодарили Бога. Преподобный Макарий дал наставление исцеленной женщине, чтобы она как можно чаще ходила в Храм Божий и причащалась Святых Христовых Таин.

— Это случилось с тобою, — сказал преподобный, — от того, что прошло уже пять недель, как ты не причащалась Божественных Таин.
Сделав наставление, святой отпустил их с миром.

- Что же Бог сразу не помог несчастной за её целомудрие? - с иронией спросил парень.

- Это легко, но тогда счастливая пара, так и не узнала бы почему с ними так жестоко расправилась чужая злая воля. Самым важным было наставление преподобного Макария, который объяснил им, как опасно долго не причащаться, потому что таинство Причастия сохраняет нас от вражеской воли. А таинство исповеди очищает и приготовляет к причастию.  Вот как важно получить вовремя наставление от духовника.  А Вы спрашиваете, что можно столько времени делать в храме? - заключила свой рассказ пожилая женщина и, с добрыми пожеланиями, перекрестившись, пошла по дороге.

фото из Интернета