Бомба с усиками

Виктор Светозарский
Работа в Волховском районе подходила к концу. Оставалось ещё несколько заявок и можно было возвращаться в часть. Прибыли в деревню, откуда поступила заявка. Остановились возле указанного дома, где нас встретила бабулька с перепуганными глазами.
- " Сынки, родёмые, приихали. Я, как стара спужалась. Гряду нову захотела сделати. Всё ничиво, а тут лопата в что-то упёрлась и нейдёт дале. Стала ковырять-то, а тамо "бомба" огромадная. Так спужалась, индо сердце захолунулось."...

"Бомба" предстала в виде крупнокалиберного артиллерийского снаряда. Отцу жалко старушку, он и отдал распоряжение проверить её приусадебный участок. Мне, в принципе, заняться было нечем, и я решил прогуляться за околицу, благо дом бабули был крайний.

Выходя из калитки, для вида шуганул любопытствующую детвору. Они отбежали на несколько шагов и остановились. Затем вперёд выступил белобрысый парнишка лет тринадцати, он, очевидно, был за главного, посмотрел на меня с прищуром и спросил:
- " Вы вправду командир?!"
- " А что, не видно?! - вопросом на вопрос ответил я. - Чего хотите?"
- " А я тоже знаю, где есть бомба с усиками! Могу показать!"

Я обернулся. Во дворе шла обычная рутинная работа по проверке территории.
- " Далеко?"
- " Не-а, у опушки леса."
- " Веди, показывай! Малые пусть здесь ждут!"

Идём. Мне "усики" покоя не дают. Не видел бомб с усиками. Нехорошее предчувствие накатило. Повернуть бы, но какой там - "командир", едрёна корень... Усики. Скорее всего мины, как противотанковые, так и противопехотные. Ладно, на месте разберусь.

От бабкиного дома до места было не более 300 метров. Петя, так звали местного паренька, подошёл к одиноко стоящей берёзе и сказал:
- " Тута она. Глядь сюды!"

Я увидел её и узнал сразу. Мне уже доводилось встречаться с ними, но эти мины мы в 90% случаев подрывали на месте. Это была немецкая противопехотная мина серии S или, как её называли S.Mi.35, на простонародном языке шпрингмина (прыгающая мина). Я внимательно огляделся, растяжек не было, да и быть, очевидно, не могло: время и столько натоптано. Опустился на колени, чтобы более детально с ней ознакомиться. Петю отправил подальше от себя. Мина поставлена не позже 1942 года. Немцы тогда ещё не сильно экономили на вооружении и боеприпасах, вот и данный образец представлял комбинированный вариант: натяжная-нажимная. Три взрывателя. Странно то, что на боковых отсутствуют растяжки. Применялись, как проволочные, так и бичевочные растяжки. Исхожу из того,ч то каким-то чудом боковые взрыватели не сработали, а может муляжи? Зачем? А, ну, её на фиг! У меня в сумке есть шашка, шнур с детонатором рвану её прямо здесь! Да, закавыка есть: надо оцепление выставить...

И тут за спиной услышал приглушённые голоса. Обернулся и увидел позади себя ватажку ребят, которые не смогли преодолеть своё любопытство и прибежали сюда. Я хотел крикнуть им, чтобы уходили, но... Я обернулся. Неуклюже получилось: потерял равновесие и начал валиться на бок. Правая рука, автоматом, для страховки вдавилась в землю. Боль пронзила ладонь, и я понял, что произошло страшное: ладонь попала на мину и продавила взрыватель. В наступившей тишине услышал слабый щелчок. Всё!...

Не знал, что мозг может работать в таком бешеном темпе, не знал, как поведёт себя мина дальше. В идеале, вспоминал я, должен сработать вышибной заряд, который подбросит мину на 0,5-1,5 метра. Затем взрыв. Убойная дальность поражающих элементов до 25 метров, что значительно меньше аналогов советских мин. Сколько на всё это отводится время? Ага, вспомнил - не более 4,5 секунд. Убежать не успеют. Да, но могу спастись я. Что там дальше? Вроде, как может образовываться "мёртвая" воронка радиусом до одного метра. Если не дёргаться и лечь, то может повезти...

Жизнь не пролетела перед глазами потому, как и жизни ещё толком и не было. Страх ушёл, наступила какая-то лёгкость. Позади меня в пяти метрах стояли пацаны, которые не догадывались о том, что произошло. Я уже знал, что сделаю в следующий момент, без сожаления. У меня был только один вариант; закрыв глаза, лёг на мину. С жадностью втянул запах родной земли, в которую предстояло скоро залечь самому. Слышал пение птиц, как они прекрасно пели. Ещё подумалось: странно - меня не будет, а всё это останется...

Ещё услышал шум мотора ГАЗ-66. Открыл глаза. Всё также светило солнце, пели птицы и пахла земля. Нет, я не в Раю! И взрыва не слышал. Значит его не было!!! Почему? Что будет, если встану?...

Отец лежал на земле и смотрел мне в глаза.
- " Ты, как, сынок?"
- " Вроде нормально."
- " Мина где?"
- " Подо мной."
- " Расскажи, как она выглядела, что произошло?"
Я рассказал всё, как было.
- " Вставай!"
- " Не могу."
- " Почему?"
- " Боюсь. Вдруг взорвётся!"
- " Не бойся! Вставай! Я рядом!"

Приподнял живот, застыв в этой позе на несколько секунд, затем решительно встаю. Думал, что сейчас получу от отца по полной программе. Он же сказал очень усталым голосом:
- " Сын, не делай так больше."

И вдруг из его глаз брызнули слёзы. Они текли неудержимо, перемешиваясь со струйками пота, стекающего из-под фуражки, а у меня на висках появилось немного седых волос. Мне шёл пятнадцатый год...

Взрыв известил округу о том, что больше нет "бомбы с усиками".