Экзамен судьбы

Елена Зелевицкая
                Другу юности

Закончив все предполётные процедуры, она аккуратно вложила в паспорт посадочный талон, спрятала их в сумку и поискала глазами свободное место за столиком  в кафе, чтобы наконец-то сесть, расслабиться и выпить чашку латте.
Было несколько свободных столиков, она присела за один из них, достала ноутбук, заказала кофе и откинулась на спинку стула, ожидая свой заказ.

Поток мыслей перенёс её на три десятилетия назад. Школа…
Школьные парты, немилосердно рвущие дефицитные колготки, крашенные масляной краской стены, гул детских голосов, словно пчелиный рой, в школьных коридорах; мальчики и девочки в школьных формах, субботники, политинформации и дисциплинарные линейки,- все это, как калейдоскоп, прокручивалось  в её памяти.
Одежда мальчиков не отличалась особым разнообразием, практически все были одеты в одинаковую, синюю форму. Девочкам, не смотря на полный запрет украшений и косметики, все же удавалось привнести индивидуальность в свой образ.

Аккуратные кружевные воротнички и манжеты оживляли протокольный вид девичьих форменных платьев, модные стрижки 80-х годов, передавали атмосферу стиля "диско". Казалось, вот сейчас, как по мановению волшебной палочки унылые школьные формы исчезнут, уступив место ярким брюкам, юбкам -"спиралям" и "батникам", зазвучит музыка, и еще недавно такие сосредоточенные и серьёзные школьники вдруг сорвутся с места, увлекаемые какой-нибудь забойной, ритмичной мелодией, и закружатся в танце. А потом, как после флеш-моба, все станет на свои места, и школьники, снова одетые в школьные формы, нехотя вернутся в классы, чтобы после урока навсегда забыть, что видела Вера Павловна в своём  третьем сне, и как решать системы уравнений методом Гаусса.

Так, увлеченная своими воспоминаниями, она не заметила, как оказалась за столиком не одна.

Немолодой господин очевидно давно пытался спросить у нее, свободно ли место. Рассеянно кивнув ему в ответ, она принялась за кофе, который тоже ее заждался, пока она путешествовала во времени, и к тому времени почти остыл.

Её улыбка красноречиво описывала состояние человека, погрузившегося в воспоминания.
Он улыбнулся, понимая, что прервал её грёзы,и извинился за вторжение.
-Ничего,- сказала она,- бывает. Размечталась…

Она тряхнула головой, как бы прогоняя налетевшие на нее мысли.

Кофейная пенка, даже остывшая, была восхитительно вкусной. Она, прищурившись от наслаждения, допила свой кофе, и капелька пенки осталась у нее на губах. Мужчина, сидевший напротив, протянул ей чистую бумажную салфетку.
Она оторопела… Этот жест… Она никогда его не забудет!

Когда-то много лет назад другой мужчина, тогда ещё совсем мальчик, также протягивал ей не салфетку, а носовой платок. Она плакала, и он вынул свой чистый платок из кармана и протянул ей. Она заплакала ещё сильнее, и он привлек её к себе, вытер ей слезы платком, и ещё долго они так стояли, пока она не успокоилась. Тогда они ещё не знали, что  расстанутся и никогда больше не увидятся.

Она прогнала остатки ностальгии, заплатила за кофе, встала из-за стола, в рассеянности чуть не забыв ноутбук, и зашла в Дьюти-фри купить подарки близким.
Посмотрев на информационное табло, по "быстрой" дорожке она направилась к месту посадки, а когда дошла, обнаружила, что едва не опоздала. Посадка заканчивалась.

Поискав в самолёте своё место, она с удивлением обнаружила, что её место как раз рядом с тем самым господином, протянувшим ей салфетку.
Она улыбнулась ему, как старому знакомому, и заняла место рядом с ним.
"Н- да, это "ж-ж-ж" неспроста",- подумала она.
 
Иногда судьба сталкивает нас с людьми для того, чтобы испытать, научить, показать что-то, или заставить сделать выбор.  Но мы не всегда принимаем её добрые намерения, отчаянно сопротивляясь лишь только потому, что в данный момент не хотим этого события, человека или место. И только спустя много лет мы понимаем, что не выучили, или просто провалили ещё один экзамен судьбы. Оставшись на "повторный курс", начинаем жаловаться, вместо того, чтобы принять нынешнюю ситуацию и себя в ней, и справившись с этим, еще раз попытаться исправить ошибку, насколько можно. Это удается далеко не всегда. Человек не бессмертен.
 
"Интересно, зачем судьба привела мне его?"  - подумала она.

-Не удалось вам от меня скрыться,- тихо произнес он, когда она расположилась в своем кресле. У него был мягкий, приятный голос.
Ответить ей было нечего. Он продолжал:

-Простите, можно вам задать вопрос?
-Да, пожалуйста!- с готовностью отозвалась она.
-Почему вы вздрогнули, когда я протянул вам салфетку?

Она с интересом посмотрела на него.

-А что, это было  так заметно?
-Очень.
-Тогда считайте, что вызвали во мне бурю воспоминаний, - ответила она.
Она помолчала, затем добавила:

-Когда-то много лет назад один человек, которого я до сих пор не забыла, так же, как и вы протянул мне платок. Ему было дело до меня. А какое дело было вам до того, что я испачкалась пенкой?

-А где этот человек сейчас? Он с вами?- он  как будто не услышал ее ответ.
-Нет…
-Ладно, если не хотите – не рассказывайте.

Он дал понять, что оставил ее в покое. Она тоже вначале подумала, что разговор закончен, но он продолжил:
-А почему вы тогда плакали?- с интересом спросил он, спустя пару минут. Он спросил неожиданно, она же была уверена, что вопросов больше не будет.

-На выпускном экзамене по любимому предмету я получила низкую оценку, гораздо ниже, чем рассчитывала. Причем, ошибка была допущена глупая, фактический недочёт, - она недовольно поджала губы, как ребёнок. Было видно, что она не отпустила до сих пор это событие, по-прежнему переживала его, как и много лет назад.

-Да ладно вам,- сказал её собеседник,- столько лет прошло, а вы, как маленькая, до сих пор переживаете?
-Вы не понимаете. После школы я собиралась поступать на литфак, а эта оценка сразу закрыла мне дорогу туда. Так, по крайней мере, я думала.

Она приняла позу роденовского мыслителя.

-Именно поэтому я не стала сдавать экзамены также на филологический факультет. Я испугалась, как последняя трусиха, хотя до этого у меня уже были успешные работы. Мне в тот момент нужно было просто чуть-чуть напрячься и подготовиться как следует к экзаменам.
Она замолчала лишь для того, чтобы перевести дыхание. Вопрос незнакомца задел её до глубины души.

-Вместо этого я получила не ту профессию, жила среди не тех людей, не в тех местах, ненавидела свою работу и, в конце концов, связала свою судьбу не с тем, кого любила. Глупо, правда?

-Да, без сомнения. Но большинство людей именно так и поступает, а потом в своих неудачах винит всех и вся.

Она закрыла лицо руками и заплакала.
-Своими собственными руками я исковеркала свою собственную судьбу!

Гул самолёта не смог заглушить её отчаянный крик. Кто-то нажал кнопку вызова стюардессы. Девушка мигом примчалась, на ходу наливая воду в стакан и протягивая ей.
Она выпила немного. Заботливый сосед протянул ей салфетку. Стюардесса поинтересовалась, не нужна ли помощь.

Она успокоилась, и, немного погодя, продолжила.

- Когда я получила эту злополучную оценку на выпускном экзамене, он успокаивал меня, говоря, что это ничего не меняет. Я же наоборот считала это полным провалом. То, о чем я мечтала, для меня показалось Эверестом, а я видела себя у его подножья без альпинистского снаряжения и специальной подготовки. Я упала духом. И тогда решила просто, без усилий, получить хоть какую-нибудь профессию, чтобы не сидеть на шее у родителей.
Так и вышло. Я без труда поступила в какой-то торговый техникум и закончила его с отличием. И тут судьба предоставила мне еще один шанс. С "красным" дипломом я могла без экзаменов поступить туда, куда стремилась душа. Но я и этот шанс упустила, вышла замуж и уехала в другую страну.
Казалось бы, жизнь налаживалась, я поступила на заочный факультет торгового института, хотя душа противилась этому.
Однако судьба приготовила мне кое-что покруче. Муж скоропостижно скончался. Овдовев,я вернулась в родные места, и вынуждена была все начинать сначала.
С моим другом юности мы после школы больше никогда не встречались, и я о нем никогда не слышала.
В день его рождения я мысленно поздравляла его и желала ему счастья.
Вот как бывает,- закончила она свою исповедь.

Она оглянулась по сторонам, и с удивлением заметила, что аудитория расширилась. Несколько человек стояли в проходе и внимательно слушали. Несомненно, у каждого, или почти у каждого в жизни была своя похожая история. Есть на свете немало людей, отказавшихся от мечты, блуждающих в потёмках, тяжко зарабатывающих свой кусок хлеба и сетующих на судьбу.

У кого-то была нелюбимая работа, у кого-то жена, муж, к которым не хотелось возвращаться домой. Большинство так и живёт по привычке, надеясь, что завтра будет лучше, чем вчера, забывая о том, что мы живем сегодня, здесь и сейчас.

-Да, наша жизнь напоминает скоростную дорогу, на которой так просто, если не смотреть на знаки и подсказки, промахнуться и уехать значительно дальше и не туда, куда хотел. Потом, кляня всё на свете и чертыхаясь, приходится искать нужную развязку и возвращаться, чтобы найти нужное место. Разумеется, если не пользоваться навигатором. К сожалению, в жизни лишь немногие из нас прислушиваются к подсказкам навигатора или обращают внимание на знаки.
Но стоит только нам вернуться на нашу дорогу, как всё вокруг нас приходит в движение и жизнь снова наполняется смыслом, работа приносит радость, а любовь заполняет собой всё пространство и время,-он замолчал, оглядев присутствующих.

Наступила пауза. Слушатели потихоньку начали расходиться по своим местам, привлеченные ароматами подаваемого обеда.

-Послушайте, а почему бы вам не написать об этом книгу? У вас должно неплохо получиться,- вдруг сказал её собеседник,- В хорошем переплете, с броским названием, например, таким.
И он материализовал откуда-то из воздуха небольшую книгу, изящно и со вкусом оформленную, с золотым тиснением на кожаном переплете.
Золото на голубом фоне - это было её любимое сочетание цветов!
Приглядевшись, она увидела на обложке своё имя и фамилию.
А по центру, четким каллиграфическим почерком было написано:
Экзамен судьбы

спасибо сайту diary.ru за чудесную картинку.