Кузя

Юрий Мацегор
На улице было пасмурно от падающего густого снега. Неуютно было и на сердце. Я приехала домой, открыла квартиру, повесила пальто и шапку на вешалку, сняла сапоги и  устроилась на диване. Ничего не хотелось делать. Даже телевизор не хотелось смотреть. И что это за жизнь? Мечтала отдохнуть немного от работы, понежиться на диване в рабочее время – и вот, мечта сбылась. Пожалуйста, отдыхай, сколько душе угодно. И день отдыхай, и ночь. И неделю, и две. Да хоть целый месяц, целый год, всю жизнь. И звонок не будет напоминать о том, что пора на работу, что тебя ждёт куча бумаг на рабочем столе и не будет приглашения начальника зайти к нему для выслушивания очередной нудной проповеди о какой–то не сделанной работе или мелочной ошибке в отчёте. Сегодня всё закончилось, и бумажки, и отчёты, никому не нужные, и вызовы к старому, лысому начальнику. Всё позади. Казалось бы, надо только радоваться, но почему-то на душе обида и боль. Обида на  несправедливость, боль – от обиды.
На кухне муж гремел посудой, а сына не было слышно. Сидит, наверное, уткнулся в компьютер, играет в игры, и никто в реальном мире ему не нужен. Согрев под одеялом ноги, я постепенно успокоилась и уже начала засыпать, когда резкая мелодия мобильного телефона заставила меня взять трубку. Звонила  моя верная подруга, с которой мы не виделись уже сто лет.
- Да, я слушаю, Лена, - нажала я кнопку.<CUT>
- Наташа, здравствуй! Как у тебя дела. Знаешь, я сегодня купила в магазине такую замечательную кофточку, голубенькую. И не дорого. Помнишь, я тебе говорила, что хочу кофточку голубенькую купить? А сегодня случайно увидела. Просто мечта! Она так мне понравилась! Надо, чтобы ты посмотрела, как она на мне сидит. Мне нравится, но одно дело перед зеркалом на себя смотреть, а другое - когда ты на меня со стороны, в ней, посмотришь. Приезжай с Олегом, посидим немного, отдохнём, поговорим, чаю попьём, - зачастила она словами, - и Игоря привозите, пусть немного развеется. Мужчины на кухне посидят, пива попьют, пока мы с тобою свои женские дела в спальне обсуждать будем.
- Лена, у меня ни настроения, ни желания нет, сегодня выходить из квартиры.
- А что у тебя случилось? И голосок у тебя печальный, какой-то скучный.
- Пришлось уволиться мне сегодня с работы. Заездили совсем. Три месяца назад к нам, в отдел, приняли племянницу начальника. Я её учила, что и как делать, показывала. И научила на свою голову - меня потом стали постепенно притеснять, намекать, что я не справляюсь со своими обязанностями. Сокращать не хотят, чтобы не выплачивать выходного пособия, довели мелкими укусами до того, что я наговорила кучу неприятностей начальнику и написала заявление об уходе. Сейчас сижу и ругаю себя за это,  - вылила я наболевшее в трубку.
- Вот это на тебя похоже! Ну и правильно! Молодец! Не каждая женщина так сможет сделать, как ты. Горжусь тобою, - кажется, у Лены от моих жалоб повысилось настроение, - Олег пришёл с работы?  Дай, пожалуйста, ему трубочку.
- Олег, иди сюда, тебя к телефону зовут, - позвала я мужа.
- Да, слушаю, - я увидела, как вытянулось минут через пять лицо Олега, и он очень внимательно посмотрел на меня.
- Хорошо, сейчас поговорю с ней, - и он отключил телефон.
- Так тебя можно поздравить?
- С чем, - спросила я.
- С пополнением рядов безработных, - невесело пошутил он.
 Через час мы сидели за столом у Лены. Игорь с нами категорически отказался ехать, ссылаясь на то, что в школе задали много уроков. Да и лучше, когда  ребёнок не ездит с нами по гостям, не сидит с взрослыми за столом.
Виктор, муж Лены, был рад нашему приезду и сразу выставил на стол бутылку вина и несколько бутылок пива.
- Повезло тебе, Олег, с женой, садясь за стол, высказался Виктор.
- Почему ты так решил, - спросил удивлённо Олег.
- Приехал в гости, и можешь позволить себе и рюмочку вина выпить, и пива. За рулём жена, домой довезёт в целости и сохранности.
У мужчин завязалась беседа, а мы с Леной ушли в спальню. Целый час ушёл у нас на примерку и обсуждение достоинств кофточки.
- Наташа, можно, я тебе сделаю подарок, - засмущавшись, спросила Лена.
- Какой ещё подарок, - удивилась я. Мы никогда не дарили друг другу подарки. У нас между семьями был заключен такой договор – подарков, даже на день рождения, не дарить. Чтобы потом не думать, что же купить друзьям, не бегать по магазинам, когда у них будет торжество.
- Ты помнишь нашу кошечку, Мурку? Она принесла десять дней назад троих котяток. Такие котята красивые, хорошенькие, слов нет. У них только начинают открываться глаза, а кошка пропала. Искали мы её всей семьёй, но бесполезно. Или собакам попала в пасть, или машины задавили. Котят жалко. Есть хотят, пищат, ползают, мордочками тыкаются друг в друга, от голода спать не могут. Маму им надо, а её нет. Такая хорошая кошка была. Да ты видела её, ещё говорила, что она нравится тебе. Котят я шприцом молоком уже несколько раз поила. Наелись, успокоились - и спят. Возьмёшь котёнка, - посмотрела она на меня.
- Лена, я не хотела уже заводить кошку, после того случая, как собаки мою покусали, и пришлось через две недели её закопать под деревом. Не хочется повторять эти эксперименты с кошками. Кошек хорошо держать в сельской местности, а не в городе, - ответила я.
 - Ты же, Наташа, осталась без работы. Надо же тебе чем-то отвлекаться от грустных мыслей. Будет о ком заботиться. Подумай, - уговаривала она меня, держа в руках ящик из–под обуви, в котором лежали три маленьких живых комочка, - посмотри, какие они хорошие, выбирай любого. Хочешь, бери кота, вот этого, рыжего. Он уже скоро смотреть будет. Самый крупный.
- Лена, скажи честно, ты нас не кофту показать позвала и не в гости а, в надежде котёнка спихнуть, - засмеялась я.
- И на кофточку посмотреть, и на котят – тоже! Берёшь или нет, - с надеждой в голосе спросила Лена.
- Придётся взять. Надо же тебе помочь, выручить в трудную минуту. Только я кота возьму. И шприц мне дашь, и молока нальёшь немного, чтобы не идти ночью в магазин за ним. А завтра я ему молочка свежего куплю, - поставила я условие.
- Вот и отлично, - вне себя от радости, кинулась обнимать меня Лена.
- Что это у тебя, - поинтересовался Олег, садясь в машину.
- Это кот, и его зовут Кузей, - ответила я.
- Как – кот? Мы же договорились, что больше держать котов не будем, - удивился Олег, - опять слёзы будут и переживания.
- Но не выкинуть, же мне его. Посмотри, какой он беспомощный, крохотный и бестолковый. Это сейчас он маленький, а вырастет в большого, красивого кота. И тебе он понравится, вот увидишь. 
Так наша семья пополнилась ещё одним членом, котом Кузей. Никто не знает, сколько терпения мне понадобилось, чтобы этот крохотный, рыжий комочек стал самостоятельно пить молоко из блюдца, сколько было радости, когда он впервые открытыми глазами стал смотреть на мир, стал, шатаясь на слабеньких ногах, ходить. Он, это существо на четырёх лапках, всё больше стал мне нравиться и, чем больше времени я посвящала ему, тем больше сама привязывалась к нему. Кошки не любят купаться и боятся воды. Все утверждают, что кошкам не важно, у кого в доме они живут. Они привыкают к дому, а не к хозяину. У меня было много свободного времени, и я решила приучить своего кота к воде и поездках в машине. С самого первого дня я искупала его в тёплой воде и, насухо вытерев чистой тряпкой, завернула его в полотенце и уложила спать. И так – каждый день. И мой Кузя  с удовольствием стал принимать ванны и не боялся воды. Если Кузя хотел пить, он прыгал на крышку туалета, с него на бачок туалета, а потом и в раковину. Он сидел в ней до тех пор, пока кто-нибудь, слыша его крики, не приходил, не открывал кран воды тонкой струйкой. Видя, что я наливаю воду в ванну, Кузя не отходил от меня и тёрся, мурлыкая, о мои ноги, словно просил, - искупай меня, хозяйка. Вырастая, он стал очень шаловливым котёнком, и носился  без устали по комнатам. Его любимым занятием было отдирать обои от стен, чем очень раздражал Олега, которому ежедневно приходилось приклеивать оборванные куски.
- Нет, так дело не пойдёт, - сказал он однажды, - надо что-то придумывать, чтобы кот забыл об обоях.
И придумал. Нашим соседям надоели домашние цветы, и они их раздали родственникам и знакомым. Была у них сделана стойка под горшки цветов. Стойка было высотою до самого потолка. Сосед выносил стойку на помойку, когда его увидел у дома Олег.
- Ты куда это, сосед, направляешься? Уж не на помойку ли хочешь выкинуть такую замечательную вещь, - спросил Олег.
- Да, ты угадал. Цветов уже в квартире нет. Зачем стойка будет в комнате стоять, место занимать.
 - Отдай её мне. Я из неё квартиру коту сделаю, чтобы обои он в покое оставил.
- Забирай. Выручил ты меня, не нужно тащить эту железку почти за квартал от дома.
Олег установил подставку под цветы в углу комнаты, притащил из магазина ящик из-под бананов, вырезал в боковых стенках круглые отверстия, чтобы котёнок мог залезать и вылезать из него, и закрепил ящик почти на самом верху этой «этажерки». Трубу и гнёзда под цветы он обмотал верёвкой, чтобы было коту  за  что цепляться когтями. Надо было видеть, с каким удовольствием наш Кузя сидел в ящике и смотрел на нас сверху, как бы говоря, - мелкота вы, ребята.
- Спасибо тебе, Олег, от имени Кузи, и от меня тоже. Прекрасное жильё для него. И будет когти, обо что ему точить.
Хорошо Кузе, научился он лазать, как акробат, по подставке. Но одно плохо, что он подставку стал путать с моим или Олеговым туловищем, вскарабкиваясь по одежде вверх, пока не добирался до плеча, где и усаживался, наблюдая за всеми с довольным видом. Для нас процедура эта была не очень приятной. Хорошо, если я была одета в брюки и плотную шерстяную кофточку. Тогда когти Кузи не проникали сквозь ткань и не наносил царапин. Но не будешь же, целые дни, ради забав Кузи, ходить одетым в брюки и кофту. Попробовал Кузя несколько раз взобраться на плечо Игорька, но получил от него лёгкий щелчок по носу и больше к нему не подходил. А нам с Олегом досталось от него, так как мы его за это не наказывали.
Кузя не отходил от меня ни на шаг. Я на кухню иду, и он за мной, под ногами крутится. Усаживаюсь за стол, начинаю готовить салат на обед, картошку чищу для борща, а Кузя сидит у меня на плече, ждёт, когда хозяйка нечаянно на пол что-то съедобное уронит. Тогда он, сломя голову, прыгает с плеча на пол и ищет упавшую вкуснятину. Отталкиваясь лапами, он невольно выпускает когти и оставляет царапины на плече. Жалко, что сейчас не в моде толстые, ватные «плечики», какие носили наши мамы и бабушки, чтобы плечи были менее покатыми. Они бы мне очень пригодились. Уже всерьёз думаю, не пошить ли мне такие «плечики» самостоятельно. Однажды я уронила на пол кусочек свежего огурца и очень удивилась, когда увидела, что мой Кузя с удовольствием его грызёт. Каких–то витамин, видимо, ему не хватает в рационе, и он их нашёл в огурце. Я стала специально давать ему овощи, чтобы посмотреть, что ещё он будет есть. Оказывается, ему по вкусу пришёлся арбуз. Больше он, из овощей и фруктов, ничего не ел.
      Подрастая, наш Кузя  стал в семье всеобщим любимцем. Я целыми днями бываю с ним и, наверное, надоедаю ему. Он всегда встречает хозяина, Олега, у порога и, пока он снимает обувь, забирается к нему на плечи, и трётся усами о его ухо. После ужина Олег с удовольствием занимается с ним, заставляя котёнка бегать за привязанной к верёвочке мягкой игрушкой. Потом начинает дразнить его, быстро пронося пятерню руки около его мордочки, на что Кузя реагирует своеобразно - то бьёт лапой по руке, то бросается на руку, кусая за пальцы. От таких игр на руках остаются следы от когтей и укусов. Почему-то Кузя не умеет шутить, и царапает, и кусает так, как будто ему попала мышь. И он с нею играется. После таких «упражнений» с Олегом, оставляясь со мной, он и меня кусает за пальцы, стоит только поднести руку к его усам.
Я не хожу на работу, но это не избавляет меня от обязанностей отвозить и привозить на работу Олега на, а Игоря в школу. Да и по городу необходимо ездить  то в магазины, то в автосервис, то на заправочную станцию. Кузя категорически не хочет оставаться дома один и, увидев, что я собираюсь уходить, сидит на пороге и смотрит на меня большими глазами, напоминая своим видом, - меня, хозяйка, не забудь с собою взять. Беру я и его, и сумки, и его ящик с песком, и несу в машину, где он, если никто со мною не едет, усаживается на переднем пассажирском сидении. Если ему надоедает сидеть на сиденье, он забирается ко мне на колени и засыпает, во сне смешно подёргивая то ушами, то усами.
Кузе было четыре месяца, когда нам понадобилось ехать в гости к родителям  Олега, а для этого необходимо было пересекать границу. Выписав на Кузю кошачий паспорт и собрав все необходимые справки (в основном медицинские), захватив ящик с песком, мы тронулись всем семейством в путь. Кузя лежал у меня на коленях и спал, а когда проснулся, то лёг, развалившись, на торпеде, перед лобовым стеклом, и с интересом наблюдал за проносившимися мимо машинами и мелькавшими, мимо окон, деревьями.
- Наташа, а на Кузю все документы у нас есть? Не высадят нашего усатого  «пассажира» на границе, - спросил Олег, - где он нас ждать будет, пока мы назад не вернёмся.
     - Я в интернете смотрела, всё, что там нашла о кошачьих документах, необходимых при пересечении границы, оформила. Слушай, Олег, а не спрятать ли нам «усача», - предложила я.
- Зачем? Неприятностей не оберёшься.
На таможне машин было мало, и скоро, для проверки документов, к нам подошёл пограничник. Кузю я держала на руках, прижав к себе. Чувствуя, что машина остановилась, он стал освобождаться от моих объятий и, вырвавшись, прыгнул на торпеду и, усевшись, стал языком  лизать свои лапы и умываться.
- Вот и спрячь его! Видишь, какой он – вылез, и «выделывается» перед пограничником, - засмеялся Олег.
Родители Олега  живут в городке районного значения, в своём доме. И, как в любом индивидуальном доме, имеют на подворье и кошку, и собаку, и свинью. Мы очень беспокоились, что наш Кузя и кошка, живущая в доме, не помирятся и будут драться. Но – ошиблись. Кузя, как только попал в дом, стал обследовать все комнаты, обнюхивая каждую вещь и каждый уголок. Делал он это очень осторожно, чувствуя запахи кошки. Когда я принесла в комнату его ящик с песком, он лёг рядом с ним и заснул. Мы были рядом, его ящик, с родным ему запахом, тоже был рядом. Значит, беспокоиться нет смысла. Он – дома!
Вот и верь после этого мнению, что коты верны дома, а собаки – хозяину. </CUT>