О чем рассказали оливы

Людмила Береснева
               
     Гефсиманский сад. Я никогда не видела таких огромных, в два охвата олив. Узловатые их ветви покрыты узкими серебристыми листочками, из-под которых выглядывают еще незрелые плоды. Говорят, что эти древние оливы, давшие мне в знойный день спасительную тень, были свидетелями скорби души Иисуса. Молитва Христа в Гефсиманском саду – сюжет многих произведений живописи и поэзии. Известны стихотворения об этой трагичной ночи  И.Никитина, А.Апухтина, А.Хомякова,  особенно поэтичны, как мне кажутся, строки И.Бунина и Б.Пастернака.
    Но только Гефсиманский сад дал мне возможность почувствовать внутренний мир, глубину душевных противоречий, остроту борений между Божественным и человеческим в душе Христа. Именно здесь, в Гефсиманском саду, мне довелось внутренним взором увидеть образ Христа в его душевной открытости.
    В шелесте листьев олив Гефсиманского сада мне слышалась страстная мольба Христа, сердце которого испытывало жгучую тоску о предстоящих испытаниях:
   «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня». (Мк, 14, 36)
    В этих словах звучит такое понятное всем людям желание избежать страданий и позора казни на кресте. И все же, пройдя через мучительные сомнения, Иисус твердо примет выстраданное решение – завет Отца:
    «Отче Мой!если не может чаша сия миновать Меня…,да будет воля Твоя».(Мф,26, 42)
     Меня поразило, насколько сильным было душевное напряжение молящегося Христа: кровавый пот Иисуса в Гефсиманском гроте прожег камни на месте его молитвы.
     Теперь рядом с Гефсиманским садом высится громада католического храма Всех Наций, двенадцать куполов которого украшены гербами стран, участвовавших в его строительстве. В храме всегда полумрак, символизирующий трагизм той зловещей ночи. На месте, где Иуда предал Учителя, лежит перед алтарем камень, как будто тускло освещенный лунным светом. И вспоминаются строки:
               И месяц плыл над Гефсиманским садом,
               Как занесенный над землею нож.   (А.Дементьев)
     На стенах храма – картины, изображающие моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды, арест Иисуса. И вдруг я остро ощутила, что среди этих картин так не хватает впечатляюще совершенных по мастерству и  силе воздействия на зрителей полотен великих русских художников: В.Перова, А.Иванова, Н.Ге, А.Куинджи, – по-разному, но художественно мощно отразивших один из трагических моментов душевных мук и сомнений Христа здесь, в Гефсимании.
     Выйдя из храма,  долго смотрю на освещенные солнцем оливы. Увижу ли когда-нибудь вас еще?