Украинцы на Дальнем Востоке

Виталий Топчий
Столетиями украинцы и русские бок о бок жили в многонациональной Российской империи и волею судьбы творили её историю. Трудна и далеко не однозначна была «народная стезя» их взаимоотношений. И вот такой трудной, насыщенной трагическими событиями и героическими свершениями страницей в совместной истории двух народов стало переселение крестьян с Украины в Дальневосточный край. Украинские поселенцы назвали глухой угол Российского государства «Зелёным Клином», основали там ряд поселений и своим самоотверженным трудом внесли весомый вклад в экономическое и культурное развитие этого таёжного региона, стали форпостом российской державы на её окраинных рубежах. И сегодня в Приморском крае России существуют города, сёла и посёлки с названиями, знакомыми и дорогими для слуха каждого украинца: Черниговка, Нежино, Прилуки, Киевка, Гайворон, Вишнёвка, Красный Кут и другие.
    
После отмены крепостного права и аграрной реформы более 94% крестьянских хозяйств Украины осталось за чертой бедности. Полученных минимальных земельных наделов (1-5 десятин) явно не хватало для самостоятельного ведения хозяйства. Крестьянам приходилось арендовать землю у помещиков на кабальных условиях – за половину урожая и отработки. Такая система хозяйствования получила широкое распространение в Черниговской губернии. Осенью 1884 года черниговский губернатор С.В.Шаховский писал в донесении министру внутренних дел, что помещики в новых условиях не оказались способными вести денежное хозяйство. И чтобы выйти из такого положения, стали отдавать землю крестьянам за часть урожая. «Таким образом, в Черниговской губернии установилась так званая половинная система хозяйствования, которая развиваясь, становится преобладающей».
    
Малоземелье, кабальная аренда, а как следствие – нужда и голод заставляли крестьян Черниговщины пойти на отчаянный шаг. Семьями снимались они с родных насиженных мест и с надеждой на лучшую долю отправлялись в неведомые края, мечтая там поймать свою птицу счастья. Очень бедствовали государственные крестьяне села Пакуль Черниговского уезда. В прошении об их переселении подчёркивалось: «…большая часть их наделов вследствие заноса песками превратилась в непригодные угодья, а сами они находятся в исключительно бедственном положении». Правительство переселенческие настроения не поддерживало, и в пореформенные годы переселение крестьян с Украины в Крым, на Кавказ, Сибирь и Дальний Восток приняло стихийный характер. На запрос Черниговского земства о возможности переселения министр внутренних дел Валуев ответил, что к вопросу этому нужно относиться с «большой осторожностью», чтобы не вызвать ненужные кривотолки среди крестьян о нарезке земли. Отношение к переселенцам кардинально изменилось в связи с начавшимся строительством транссибирской железной дороги, когда возникла необходимость колонизации всей железнодорожной полосы.
    
В 1882 году по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Д.Г.Анучина были разработаны и введены в действие правила по переселению в Уссурийский край, которые касались европейской части России. Отправку переселенцев предполагалось осуществлять морем из Одессы во Владивосток за казённый счёт. Согласно разработанным правилам, переселенцы освобождались на десять лет от воинской повинности, навсегда от подушного налога, и только через двадцать лет обязаны были платить поземельный налог. Кроме того, каждой семье по прибытию на место поселения выделялся рабочий и молочный скот, семена и необходимый с/х инвентарь.
    
И уже в августе 1882 года десять ходоков от Черниговской губернии на пароходе «Нижний Новгород» отплыли во Владивосток для выбора мест поселения. Вместе с ними на пароходе находился будущий начальник Южно-Уссурийского переселенческого управления Ф.Ф.Буссе. Позже он напишет книгу о переселенческом движении «Переселение крестьян морем в Южно-Уссурийский край в 1883-1893гг.», в которой укажет на решительную роль Черниговской губернии в колонизации Приморья в этот период.
    
В Черниговской губернии сборным пунктом переселенцев стал Нежин, и уже оттуда поездом они направлялись в Одессу. Проезд им предоставлялся льготный, со скидкой 60% от стоимости билета. Переселение получило широкий общественный резонанс в губернии, в помощь переселенцам собирались добровольные пожертвования. Не уклонились от благотворительной акции мэр города П.Ф.Кунашевич, пожертвовавший на нужды переселенцев 100 рублей, нежинский монастырь и Общество Красного Креста.
    
После напутственного молебна 21 февраля 1883 года, на котором присутствовал губернатор С.В.Шаховский, первая партия переселенцев численностью более 1500 человек разного возраста, среди них были женщины с грудными детьми, отбыла в Одессу. Через неделю следом отправилась вторая партия численностью 806 человек. А уже в начале марта пароходы «Россия» и «Петербург» с переселенцами на борту отплыли во Владивосток. Предстоял тяжёлый шестинедельный переход. Ему сопутствовали корабельная качка и морская болезнь, штормы и 40-градусная жара при пересечении экватора. Не привыкшие к корабельной жизни крестьяне тяжело переносили тяготы длительного плавания. Особенно тяжело приходилось детям и людям пожилого возраста. 16 человек скончалось.
    
Ежегодно тысячи крестьян с Украины за счёт казны морским путём отправлялись во Владивосток. И правительство посчитало, что несёт непомерные расходы по финансированию этого проекта, на первых переселенцев было израсходовано более 100 тыс. рублей, и отказалось от него. В 1886 году государственное переселение было заменено переселением за свой счёт. Отправляясь в дальний путь, каждая семья должна была взять с собою не меньше 600 рублей, чтобы на новом месте купить всё необходимое. А так как поток желающих переселиться в Южно-Уссурийский край Приморской области не уменьшался, сразу возник ряд серьёзных проблем, на которые местные чиновники просто закрыли глаза.
    
Трагичным оказался для черниговских переселенцев осенний морской переход 1886 года. Вместо положенных 600 пассажиров на борт парохода «Россия» поднялось 968 человек. Но перегруженный пароход всё-же вышел в рейс. Скученность в каютах, духота и антисанитария сказались самым трагическим образом. Среди детей начались эпидемии: дизентерии, кори, оспы и скарлатины. Стали умирать взрослые и дети. 51 украинец не перенёс тяжестей этого плавания.
    
Ещё печальнее обстояли дела по прибытии в порт назначения. Вновь прибывших поселили в бараках. Местная газета «Владивосток» писала: «На улице сейчас 3 мороза, в бараках 3 тепла. На улице сильный ветер, в бараках огонь приходится закрывать руками, чтобы не задуло… Такое устройство бараков одна из главных причин заболеваний и смертности». К чести властей нужно сказать, что они учли этот печальный опыт и категорически запретили переселение в столь позднее время года.
    
Но жизнестойкий характер новосёлов не пугали трудности, и освоение Дальнего Востока шло успешно. В 1900 году правительство утвердило новые «временные правила» для новосёлов. Теперь вместо 100-десятинного надела на семью выделялось 15 десятин на душу мужского пола. «Временные правила» поставили в худшие условия новых пришельцев по отношению к их предшественникам, но поток переселенцев в начале XX ст. значительно увеличился. С 1902 года они стали прибывать на новые места жительства уже по железной дороге (КВЖД), соединившей Приморскую область со всей страной.
    
Россия потерпела сокрушительное поражение в русско-японской войне, и опять остро встал вопрос по укреплению дальневосточных рубежей. Решению этой проблемы способствовала столыпинская аграрная реформа, названная по имени её инициатора, Председателя Совета Министров Российской империи П.А.Столыпина. И с 1906 года занялась третья, массовая волна переселения с украинских земель на Дальний Восток.
    
Всего же за 1850 – 1916 годы на Дальний Восток с губерний Украины переселилось 276,3 тыс. человек, больше 56% всех новосёлов. Украинские переселенцы составляли почти 60% населения Приморской области, а из общей волны новосёлов Южно-Уссурийского края 66703 человека мужского и женского пола (25%) составили выходцы из Черниговщины. Следом идут Киевская, Полтавская и Харьковская губернии.
***
 
Автор этих строк в детстве жил в Приморском крае, в селе с поэтическим украинским названием Вишнёвка. Располагалась она в 20 км от районного центра Спасск-Дальний и находилась между сёлами Красный Кут и Евсеевка. А сразу за Евсеевкой поднимался таёжный горный хребет. По рассказам бывалых охотников, если взобраться на «Лысую сопку», в Приморье не говорят «горы», в ясную погоду сквозь дымку на горизонте можно увидеть океан. Сосед по улице, дед Омелько, помнил, как заселяли эту дикую местность на берегу быстрой таёжной речки. В этих местах среди таёжного бурелома струилось много безымянных речушек. Их так просто и называли: 1-я речка, 2-я речка, 3-я речка.

Дед Омелько рассказывал, как корчевали тайгу, из вековых деревьев рубили дома, из кирпича выкладывали большие русские печи и в тепле коротали суровые зимы. А в глухие таёжные ночи к домам неслышно подкрадывались тигры и лапами тёрлись в окна.
    
На память приходят простые украинские фамилии жителей села – Бойко, Донец, Кошевой, Савченко, Хвалько, Хорохоренко.
    
В воспоминаниях осталась ночная рыбалка на пограничном с Китаем озере Ханка. Дорогу к нему насыпали через болотистую местность, а по бокам дороги прорыли каналы, соединявшиеся с озером. Чёткой линии берега нет, и волны озера лижут болотные кочки. Удивило твёрдое песчаное дно, по которому в часы отлива (ещё одна особенность Ханки, связанная с близостью океана) можно далеко забрести от берега, что мы и делали, ставя перемёты. Рыбалка вышла отменная! Сом и карась, размерами не уступающий нашим деснянским лещам, верхогляд и касатка. Уже дома из касаток мы сварили уху. Янтарная, наваристая уха получилась из этих диковинных рыб!
***
    
В настоящее время более полумиллиона украинцев проживает на Дальнем Востоке, и среди них большой процент переселенцев с Черниговщины. Для них окраинная русская сторона стала родной. Но помнят ли они свои корни? И помним ли мы здесь, на Украине, о них? Человек, не помнящий своего родства, ничего в мире любить не может. По меткому замечанию А.С. Пушкина только «дикость, подлость и невежество не уважает своего прошлого, пресмыкаясь перед настоящим!»
    
Хочется верить, что с украинским и русским народом этого не случится.