Он очень любил Чернигов

Виталий Топчий
Лаконично, но достаточно красноречиво говорят о жизненном пути известного черниговского художника и краеведа Г.О.Петраша (1901-1985) скупые строки его биографии. Родился он на заре двадцатого века в Киеве, в скромной семье агронома, чеха по национальности. Тогда ещё никто не предполагал, что двадцатый век окажется насыщенным драматическими событиями, принесёт полное трагизма мироощущение во взгляды миллионов людей в Европе, а в России – особенно, и многим сломает судьбы. Но всё это было ещё впереди. А пока маленькому Георгию нужно было расти и учиться. В восемь лет родители определили его в Киевскую классическую гимназию, которую он окончил в 1918 году.

И в этот период беспорядка и всеобщего принуждения в стране он не ушёл с головой в революцию, как многие его сверстники. Видимо, сказался миролюбивый склад его характера, которому претили кровь и насилие. Подальше от хаоса и зла, от политики, окрашенной в алый цвет крови, – поближе к природе, жизнесозидающей и жизнеутверждающей в своей основе. И Георгий Осипович принимает решение уехать из города и поработать в деревне на весьма скромном месте - конюхом. Грамотного парня заметили и предложили должность счетовода, и уже позже он работал статистиком.
    
С детства Георгий Осипович очень любил рисовать. Постепенно любовь к рисованию переросла в серьёзное увлечение, и в 1925 году он поступает в Киевский художественный институт на факультет живописи. Учился у известных киевских педагогов Ф.Г.Кричевского и Н.Д.Бронштейна. Чудесная и весёлая пора студенчества продолжалась целых четыре года, но завершить образование всё-таки не удалось.
    
Конец 20-х годов на Украине ознаменовался массовыми репрессиями против технической и творческой интеллигенции. Переломным в этом отношении стал год 1928-й, когда открылся процесс по так называемому «делу шахтёров». Специалистов угольной промышленности Донбасса (50 человек) обвинили во вредительстве, шпионаже и создании подпольной антисоветской организации.

Дело получило широкую огласку в прессе, и было взято на контроль в ЦК Компартии Украины. После процесса волна репрессий стала набирать силу и докатилась до института, где учился Георгий Осипович. По воспоминаниям его второй жены О.Богуславской (первая ушла от него, когда его арестовали), тогда в институте забрали более 20 человек, и среди них – Георгия Осиповича.

Его обвинили в связях с чешским правительством только на том основании, что он чех по национальности и что отец его был лично знаком с президентом Чехословакии Э.Бенешем. Несколько месяцев Георгий Осипович провёл в застенках ОГПУ и без суда и следствия был отправлен на Соловки. Каждые полгода ему приносили «бумажечку с росписью Калинина» о продлении предварительного срока заключения. На Соловках Георгий Осипович заболел туберкулёзом.
    
Мрачную и трагическую страницу в судьбы украинской интеллигенции вписали Соловки. Для многих этот холодный северный остров оказался последним пристанищем в жизни. Здесь были расстреляны известный украинский историк М.И.Яворский и режиссёр-новатор театра «Березиль» Лесь Курбас. А вот Георгию Осиповичу удалось выжить в тяжелейших условиях неволи.
    
Вместе с ним на Соловках отбывал срок известный украинский учёный, археолог, профессор Николай Макаренко, автор научных археологических и архитектурных исследований в первой половине 20-х годов черниговского Спасо-Преображенского собора, древнейшего памятника Киевской Руси.

Долгими тюремными вечерами Н.Макаренко увлечённо рассказывал Георгию Осиповичу о своих интереснейших исследованиях Спасского собора, о древностях Чернигова. И такое общение с выдающимся учёным не прошло для Георгия Осиповича бесследно, и для себя он решил: если удастся выйти на волю – продолжить дело Н.Макаренко и посвятить свою жизнь дальнейшему исследованию древних памятников Чернигова.
    
И в 1939 году, после десяти лет заключения на Соловках, Георгий Осипович Петраш приезжает в Чернигов. До войны он работает в артели «Кисть», его картины этого периода экспонировались на художественных выставках начинающих художников в Чернигове и Киеве. А во время войны, когда город оккупировали фашисты, стал работать кустарём.
    
Как художник, Георгий Осипович запечатлел довоенный Чернигов во многих акварельных работах – «Чернигов социалистический, 1940 год», «Кинотеатр им. Щорса» и др. Три акварели посвящены древней Пятницкой церкви. На нескольких полотнах изображён город, разрушенный фашистами. Среди них особо нужно отметить полотно «Чернигов в огне 23 августа 1941 года», с документальной точностью запечатлевшее пылающий город со стороны Десны.

Пытливый и острый взгляд художника заставил Георгия Осиповича взяться за перо. И он оставил нам интересные воспоминания об оккупационном периоде Чернигова. В заметке «Недолговечный монумент» повествуется о событиях 1942 года. Тогда в городе было много мадьяров. На площади, напротив кинотеатра им. Щорса, они насыпали три небольших кургана и обложили дёрном.

На центральном кургане, он был повыше, поставили крест, а перед ним забили массивный кол. Надпись на фанерной дощечке гласила: «Здесь ходили союзные войска. Себе заслужили славу, вам дали крест и волю». Георгий Осипович передаёт довольно едкий диалог двух крестьян, невольным свидетелем которого он стал: «Отож! Одягай хреста та лягай в землю!» Так жители Чернигова относились к оккупантам и так званой их «воле».

Во второй заметке «Незаметный лозунг» речь идёт о старинном особняке на окраине Чернигова – Бобровице. В здании находилось какое-то немецкое учреждение. Во время ремонта рабочие, под окнами второго этажа, с большой растяжкой между буквами, замаскировали лозунг «Слава Сталину!» Закамуфлированную надпись немцы так и не смогли обнаружить за два года оккупации города.
    
После освобождения Чернигова советскими войсками Георгий Осипович работал в художественной мастерской при отделе искусств облисполкома, а с 1944 по 1946 годы – в Черниговском историческом музее. Из музея он уходит, но в 1948 году возвращается и работает здесь до самой пенсии в 1964 году. И вот тут в полной мере развернулось дарование Георгия Осиповича как пытливого исследователя древних памятников черниговской земли.

И после выхода на пенсию он продолжает работать в музее и пишет ряд работ для музея и архитектурно-исторического заповедника. Создаёт два больших панно: изображение Чернигова в начале второго тысячелетия и Черниговской крепости XVIII ст. Этот период в жизни Георгия Осиповича является самым плодотворным. В эти годы он собирает материалы об исторических памятниках Черниговщины, занимается изучением солнечных часов Спасского собора, древнего календаря, собирает материалы по ориентации древнерусских церквей.


    
В фондах Черниговского областного государственного архива хранятся многочисленные материалы творческой деятельности Г.О.Петраша. О широте его интересов говорит само название рукописей: «Про что говорят знаки созвездий зодиака при солнечных часах Спасского собора XI ст. в Чернигове» (1960); «Формирование древнерусского государства (предисловие к труду по истории Чернигова)» (1970); «Чернигов – город-крепость XX-XVIII вв.» (1970-1974). 

Статья «Годиннику 940 років» была напечатана в журнале «Наука і суспільство» в 1975 году. Всего же в фондах областного архива числится 16 единиц материалов Г.О.Петраша. Скромный человек в жизни, Георгий Осипович с некоторой долей иронии относился к своим занятиям краеведением. Поэтому рукопись свою назвал «Записки профана». Сюда вошли 9 небольших заметок. Вот некоторые из них: «Надгробная плита изувера», - о могиле помещика Саливона в селе Дорогочинцы; «Екатерининская миля»; «Рало из Полесья»; «Попытка более точной датировки Елецкой иконы»; «Сохранилась ли усыпальница Мстислава Хороброго, умершего в 1036 году?»
    
Но, безусловно, центральное место в изысканиях пытливого краеведа занимало исследование солнечных часов Спасского собора. Много лет, сил и энергии отдал Георгий Осипович этому делу. Вот как эмоционально об этом периоде его жизни написал в 12-м номере журнала «Наука и религия» за 1992 год известный черниговский историк В.Шевченко: «Два с половиной десятилетия, почти ослепший, ушедший на пенсию старый художник ходил вокруг древних храмов, поднося к глазам часы, и упрашивал находящихся рядом старушек детально рассказывать, как освещён храм солнцем». В результате кропотливых многолетних исследований появился ряд статей о солнечных часах Спасского собора.

А в 1976 году появилась статья «Исследование местных памятников черниговской школы зодчества». Этой работой Г.О.Петраш завершил свои многолетние исследования древних храмов Чернигова. По сути она представляет собой  учебник для историков и архитекторов-реставраторов культовых зданий Древней Руси. «…Купольная конструкция Византийских храмов дала возможность зодчим выразить основной смысл церковного ритуала – часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й, отвечавшие событиям жизни Иисуса Христа… Часы соответствовали последовательно утрене, обедне (литургии), вечерне… Древние архитекторы, использовав астральный культ Востока, превратили сами храмы в солнечные часы». Обстоятельная и довольно аргументированная работа, она ещё ждёт своего часа, и, хочется верить, что обязательно будет напечатана.
    
- Георгий Осипович писал хорошие акварели, и по моему настоянию перевёз альбом акварелей с Киева в Чернигов, - вспоминает Виктор Николаевич Величко, зав. отделом Черниговского художественного музея в 70-х годах. - Акварели посвящены Чернигову периода немецко-фашистской оккупации. Некоторые его работы находятся в историческом музее (рисунок Б.Хмельницкого, экспозиция древней стоянки первобытного человека в Мезине Черниговской области и др.).

Он был увлекающимся, разносторонне талантливым человеком, и за какое бы дело ни брался, всюду оставлял свой след. Увлекался искусством лозоплетения, был хорошим фотографом, снимал всё, что, по его мнению, представляло художественную ценность – чугунное литьё, наличники крестьянских хат, крестьянские тыны из лозы.
    
Фотографий накопилось много, и Георгий Осипович попросил своего молодого коллегу наклеить фотографии в альбом и сдать в музей.
    
- Фотографии затеряются, а так что-то останется, останется альбом.
    
Прошли годы, пока, наконец, Георгий Петраш дождался своей персональной выставки. И такая персональная выставка его работ была организована в 1981 году, но местная пресса обошла её молчанием. О репрессированных в те годы старались не писать. Однако времена изменились, и уже в 1991 году, к 90-летию со дня рождения Георгия Петраша, по инициативе исторического и художественного музеев, экспонировалось 15 акварелей художника, посвящённых Чернигову периода оккупации.
    
Последние годы своей жизни Георгий Осипович Петраш проживал в Киеве, в интернате для престарелых. Там он и умер в 1985 году.
    
Несмотря на серьёзные жизненные невзгоды, Г.О.Петраш не встал в позу униженного и оскорблённого государством человека, сумел подняться над своей обидой и продолжал много лет честно и самозабвенно работать на ниве культуры. Талантливый художник, пытливый и страстный исследователь древних памятников Черниговщины, он оставил добрую память о себе среди близко знавших его людей и всех, кому дорога история родного края.
    
Работы Г.О.Петраша - художника, краеведа и фотографа - ждут своего заинтересованного исследователя и большой персональной выставки. Ведь Георгий Осипович так много сделал для возрождения древней славы нашего города.
    
И то ведь, на таких увлечённых людях Земля держится!

На фото работа Г.О. Петраша "Черниговская крепость (12 ст.)".