Элитарное искусство?

Михаил Анохин
Должен сразу признаться, что принадлежу к тому тонкому слою людей, которые считают, что «не искусство из жизни, а жизнь из искусства» (Оскар Уайльд).
Более того, человек стал человеком только тогда, когда стал создавать предметы искусства, то есть то, что вначале родилось в его мышлении в виде образа, а потом создано предметно и конкретно  руками. Так искусное  сделанное стало идеалом для подражания и положило начало преображению человеческого мира, создавая вокруг его «вторую», рукотворную природу.
Понятно что «искусники» были далеко не все, а люди особого психофизического склада, способные к генерации «новых идей» и что наиболее важно, способные к воплощению этих идей в реальные предметы и технологии.
Очевидно, что структура искусства со временем усложнялась, покуда не выделилась из его общего лона - утилитарное искусство и так сказать, - идеальное искусство, иногда называемое, «искусством ради искусства».
По аналогии с наукой, которая так же отпочковалась из общего лона искусства и обособилась, «искусство ради искусства» – это фундаментальные исследования, а «утилитарное искусство» – это технологии и производство. 
Иначе сказать, вначале  сценарий (Шекспир), а потом театр. «Вначале   театр, (Станиславский), а потом жизнь» (Оскар Уайльд).
Массы людей только подражают идеалам искусства; героям и героиням пьес, романов, а в последнее время; героям и героиням кино и телеэкрана. Именно в этом аспекте  и через это, посредством этого - искусство влияет на жизнь!
«Потребность в искусстве сама является в значительной степени идеологией, утверждающей, что вполне можно обойтись и без искусства». (Теодор В. Адорно  «Эстетическая теория».) 
Это значит, что искусство существует в общественном сознании как идеология и в силу того, что это идеология, оно в самом себе несет собственное отрицание. Потому что только естественное воспринимается человеком на уровне инстинкта не затруднительно, а вот искусственное должно быть впечатано в человеческое сознание, через определенные технологии. Понятно, что технологии (инструменты) всегда находятся в чьих-то конкретных руках!
Это могут быть «руки власти», «руки бизнеса», «руки церкви» и так далее. Единственное, что усваивается человеком без насилия над собой – это то, к чему влекут его инстинкты и природные склонности. Семейное воспитание, улица, школа, СМИ – всё это инструменты впечатывания идеалов искусственной, «второй», рукотворной  природы окружающей человека.   
Но вот парадокс! Впечатывание» культурных стереотипов (идеалов) как раз и использует инстинкт – один из самых мощных инстинктов человека – инстинкт подражания!
«Причем это свойство (самоотрицания – А.М.) искусство приобретает не только объективно, но и в душе потребителя, который под влиянием изменившихся условий своего существования без особых усилий меняет свои вкусы, поскольку вкусы его всегда следуют линии наименьшего сопротивления.  Так действует душевная лень, делающая искусство излишним.  Ведь подлинное искусство не столько развлекает, сколько тревожит, требует душевных и интеллектуальных затрат. Но кроме этого в  обществе, отучивающем людей думать о вещах, выходящих за пределы их непосредственного жизненного кругозора,  это обычное явление. То, что превышает простое воспроизведение, репродуцирование их жизни,  кажется им излишним, ненужным. Любой утверждающий обратное, что как раз отбрасывается самое существенное, вызывает в таком обществе раздражение». (Теодор В. Адорно  «Эстетическая теория».) 
Искусство, таким образом - это  социо-культурный феномен и вырабатывается он в виде идеологии в элитарной страте сообщества, оформляется  в сознании масс, как идеал.
Мы часто слышим: жизнь и так тяжела, и тревожна, не нагружайте меня (нас). Но именно от этой эстетической не до загруженности, происходят цивилизационные потрясения потому как,  красивое и безобразное уже становится не различимым. А следом за этим идет морально-нравственная деградация, тревожность и ощущение «тяжести жизни». Из человеческого материала вымывается то, что судит и различает. Сущая беда, когда  эстетические нормы подорваны в её властных элитах. Именно тогда власть, из благих побуждений, думая, что она поддерживает подлинное искусство, на самом деле поддерживает её противоположность и тем самым ведет общество к гибели.
Некому  становиться различать, а кто еще способен отличить прекрасное от безобразного,  в таких обществах, не  являются авторитетами. Авторитетами становятся потакатели инстинктам!
Вам нужны примеры? Тогда зайдите в любой книжный магазин и посмотрите, что пользуется спросом? Спросите преподавателей информатики,  какая тематика скачивается подростками из Интернета? И тогда вряд ли вы удивитесь тому,  о чем сообщают в криминальных хрониках. Там, где торжествует инстинкт, там человек превращается в хищное животное!
«Главным  в  идеологии  нового поколения,  стали не религиозные принципы, которые сделали Америку великой державой,  а эгоистический гедонизм  - стремление  получить  удовольствие «здесь и сейчас».  Вместо духовного смысла - карьера и деньги, вместо семьи - неограниченный ни чем секс и свободное существование,  вместо священной жизни,  дарованный Богом,  - наркотики и эвтаназия». (Патрик Дж. Бьюкен «Смерть Запада».)
В искусстве, как и во всей природе, «работа» совершается только тогда, когда есть разность потенциалов. Есть раскаленное солнце и холодные планеты; есть горы и есть долины; есть хаос звуков и есть человеческая речь и всё это условие, чтобы на планетах была жизнь, чтобы вода испарялась и оседала на вершинах гор, а оттуда стекала в долины, а звуки превращались в речь! 
Физики утверждают, что костная материя стремится занять положение с минимальной энергией, но мы видим, и человек стремится ни чего не знать, и ни чего не делать. К этому призывают его инстинкты и душевная лень. Человек и все человечество стремится к «плоскостному миру». К миру с нулевым значением всех мыслимых, в том числе и духовных, потенциалов. К не обременяющему «не нужными мыслями» искусству. И только  творческий процесс, образно говоря – «зажигает солнце», поднимает человека с «плоскости» его животного бытия в трехмерное пространство одухотворенной жизни. Бесспорно так же и то, что «где дух, там и дьявол». Именно поэтому прав Сергей Есенин утверждавший: «но если черти в душе гнездились, значит, ангелы жили в ней».
Именно поэтому так коротка, и так трагична, жизнь талантливых людей, что подлинные шедевры  искусства всегда собираются на грани пропасти между жизнью и смертью! И чем ближе к обрыву, тем прекраснее цветы! Пропасть манит, притягивает, завораживает и вот уже начинает кружиться голова и само падение представляется полетом, как в детстве во сне.
На самом деле положение еще трагичнее потому как, по утверждению писателя Андре Жид: «Нет произведения искусства без сотрудничества с дьяволом». Ему вторит писатель Стефан Цвейг: «Взять верх над демонами может лишь тот,  кто извлечет их из глубинного их обиталища и смело посмотрит им в глаза».
Однако не факт, что всем удается «взять власть над демонами», чаще всего власть над человеком берут как раз демоны.
Как видим к деланью и знаниям человека понуждают обстоятельства. Вот почему современная цивилизация возникла в тех местах на земле, «где эти обстоятельства не превышали меру человеческой выживаемости, и в тоже время принуждали его к действиям». (Рикордо Хаусман. «Узники географии».)  Итак, искусство, отданное на откуп массам,  вырождается. Вот вывод  и он же приговор коммерциализации искусства. Именно поэтому Иисус изгнал торговцев из храма, этого обиталища Духа, что есть родовая несовместимость бога наживы – Мамоны и творческого духа, творящего по собственному произволу там, где он хочет, когда он хочет и что он хочет. Когда дух творчества вступает в соглашение с Мамоной, тогда он лишается  силы «зажигать солнце», напротив он начинает питаться окружающей его энергией, делая плоским и холодным не только мир человека, но и Вселенную. Так творческий дух обращается в собственную противоположность в дьявола.
Подлинное искусство  тонко и хрупко как оранжерейный цветок и столь же редко, как  цветок орхидеи, именно поэтому его нельзя сделать массовым. Нельзя всех толкать к пропасти, более того – опасно и призывать к  «собиранию цветов» на краю жизни и смерти, там, где дух и дьявол. Это удел не многих.