Сделка

Наталья Маевская
- Сонечка, просыпайся, просыпайся. Пора вставать. Щас чаю попьем, и идти надо. – Раиса приоткрыла уголок одеяла и пощекотала дочку. – Вставай, вставай, я уже опаздываю, десятый час.

- Ну, мамочка, ну,  минуточку еще,  можно? – Закапризничала Соня, но вдруг вспомнила и радостно вскочила в кровати. – Ма, а сегодня ж суббота, в садик же не надо! Ура!

- В садик – нет, а про танцы свои забыла? – Картавя растянутыми в улыбку губами, чтобы удобнее было наносить расплывшуюся в тюбике помаду, ответила уже раздраженно Рая.

- О! Точно! А я, мамуся, забыла! – Соня вскочила, стала живо натягивать колготки. – Мы сегодня будем индийский танец какой-то учить. Может даже, танец живота, вот!

- Ага, тебе только танец живота и выкручивать – кожа да кости! – Рассмеялась мать. – Вот мне, - она похлопала себя по брюху,  даже танцевать не надо – я только шаг ступлю, он у меня танцует во все стороны.

И они обе расхохотались.

- Выключите телевизор свой, поспать дайте хоть в выходной!!! – Сосед по блоку своим кулачищем раза три долбанул в тонкую перегородку так, что все закачалось на полке с посудой.

- Не ори, придурок! Иди в гостиницу жить, если общага не устраивает! – Ответила таким же криком в сторону комнаты соседа – мента Раиса. И уже тише добавила: «Без году неделя, как поселили, а права качает уже. Придурок… - И  громче добавила, - Я тут полжизни живу, чтоб команды твои слушать! Придурок…Поселили… Достали, блин…

- Мам, а почему у взрослых теть такие животы большие? У меня тоже такой будет, когда вырасту? – Уже скручивая причесанные волосы в хвост,  щебетала проснувшаяся окончательно  Соня.

- А вот родишь, узнаешь. Ты к моей фигуре-то не придирайся. Тоже мне – критикует она! Спасибо скажи за то, что ты у меня есть,  такая красавица. Ты у меня – хоть и поздний,  а вон, какой ладненький детеныш, получилась. А могло бы и не быть, если б… А я никого не послушалась, родила. А мне говорили, Сонька, что в моем возрасте внуков уже пора иметь, а мы с тобой и заимеем, да? Вот, подрастешь, выйдешь замуж, да и родишь мамке внуков, да, Соня – засоня? Ну, давай, давай, собирайся побыстрее, я уже опаздываю. Пока у тебя танцульки, я успею зарплату получить и в магазин к открытию – там с утра можно и мяса недорогого хватануть.

Взявшись за руки, мама и дочь вместе прошли через сквер, на перекрестке расцеловались в щечку, и каждая отправилась в своем направлении: Соня – в танцевальную студию при ЖЭСе, Раиса – в сбербанк за деньгами, потом – в магазин за продуктами.

Очередь в банкомат была совсем небольшая, но не двигалась уже минут десять – какой-то интеллигент  вытаскивал частями большую сумму. У Раисы уже желваки ходуном ходили от раздражения –  если не успеть к открытию, дешевое нормальное мясо разберут одним махом. Наконец, и ее очередь подошла. Она, вставляя уже карточку в аппарат, брезгливо смерила с головы до ног мужика – богатея.

- Приддурок… - Прошептала про себя.

В мясной отдел выстроились уже все соседки по общаге.

- Раиса, Раиса, сюда! Я заняла на тебя очередь. – Светка со второго этажа махала рукой из толпы, зазывая подругу.

- Привет! Спасибо, Светка. – Рая встала впереди заботливой приятельницы. – А я в банкомат полчаса стояла, блин. Очередь... Как дела?

- Нормально. А я в магазин приперлась ни свет, ни заря. Кости, смотри какие, мясистые. Хоть бы хватило.

- Хватит. А чего, ни свет, ни заря-то? – Рая, задумавшись о чем-то своем, ответила и стала пересчитывать копеечную зарплату – результат вымытых за месяц трех подъездов и  отдежуренных десяти смен на вахте родного общежития.

- Блин, Райка, ты че,  с луны свалилась, что ли?! Кто ж спал сегодня у нас?!  Как милиция понаехала, как народ стал верещать на улице часов в шесть уже, так и не спала, валерьянку хватала, не могла успокоиться.

- А что случилось? Не слышала я ничего, у меня ж окно на остановку выходит. Я только «Осторожно, двери закрываются» и слышу с четырех, когда трамваи ходить начинают. Что там у вас? - И она переключилась  на продавца.

- Килограмм фарша домашнего и три кило костей дайте. Ага… Три… Нормально. Спасибо. – Раиса полезла за кошельком. – Давай, бери, Светка,  ты и пошли. По дороге расскажешь.

- Раиса, я как услышала, что орет наша бомжиха общежитская, сразу поняла, что случилось тако-о-ое… Я до сих пор никогда и голоса ее не слышала. А тут… крик такой, как резаная орала еще с час, когда уже и менты уехали. «Скажи, что это –кукла!!! Скажи, что это кукла!!! Не-е-е-ет!!! Не-е-е-ет»!  А мент мешок – в мешок, и погрузили, поехали. Народ ващще-е-е… Баб аж затошнило…

- Ты толком говорить умеешь?! Хрен поймешь тебя. Кто, что кричал, какой мешок, какие менты?! – Раиса дернула Светку за рукав, остановила. – Чего там у нас?

- Короче… - Светлана медленно пошла, продолжая уже спокойнее свой жуткий рассказ. – Бомжиха эта… как ее? Ну, вот… Она с утра, как всегда, пока не приехала мусоровозка,  палкой в контейнере копалась, доставала там всякое дерьмо, короче… Ну, пакет черный, во, как этот, магазинный, достала. А он тяжелый такой, завязан за ручки и скотчем обмотан – перемотан. Ну, она его под дерево отволокла, стала зубами ленту рвать, а там…

- Тьфу, ты! А там – дитё, да?! – Раиса сплюнула зло в сторону, зыркнула на Светку.

- А ты почем знаешь? – Та остановилась. – Ты ж не слышала?

- Да любому дураку понятно, что там. Показывают чуть ли не каждый день, как сучки эти мололетние рожают в подъездах, да детей в мусорки кидают. Вот уж, диво какое нашла. Ну, и че дальше-то?

- Ай, с тобой неинтересно, Рая. Тока соберешься рассказать, а ты уже – знаю, знаю, слышала, слышала… - Разочарованно заворчала Светлана.

- Ага, со мной неинтересно – эку невидаль рассказала, а я угадала! Чего тут угадывать-то? А ребенок жив, что ли?

- Не… Какой жив… Задушенный, весь синий, дня  ему не было, только-только проклюнулся, видно, на свет, а тут «Здравствуй, сынок! А я – твоя мамка! До свидания, сынок…» - Перекривила подругу Светка.

- Да… Я б своими руками суку эту порвала, как тряпку.  Вон, как мне тяжело, а как хорошо – Софья моя – совсем уже взрослая. На танцы бесплатные ходит, в саду – самая лучшая, читать уже научилась. А представь, если б я тогда аборт сделала? – Вздохнула Раиса.

- А!!! По мне, так лучше б сделала. Вон,  мучаешься как, а что дать-то своей дочечке родненькой можешь? Щас ты в говне живешь, потом она там же будет. И в общаге всю жизнь прожила – ни кола, ни двора… Нафига детей плодить в этой срани? Хотя Сонька у тебя – ва-а-ащщще-е-е… Такая симпатичная, умная. В кого бы? –  Хихикнула ядом Светлана.

- Ага. Ща-а-аз!!! Тебе не доложила, в кого! В мамку свою умную, не бойся, не в кого ей больше – запомни!

***

-       - Мам, ты устала? – Соня  вошла в комнату на цыпочках, осторожно тронула мать за плечо.

-       - Сплю! А тебе обязательно надо  будить, да? Только задремала. Чего ты? Как танцы-то с животиками? – Раисе не хотелось открывать глаза. – Иди, там в холодильнике йогурт, съешь, а я встану, суп сварю гороховый. Ладно?

-       - Ага. Мам, я в нашем ящике нашла,  вот. – И она протянула журнал «Главный бухгалтер» и газету «Реклама для Вас».

-       Надо было там,  на подоконнике,  оставить или вахтерше отдать. Я эту ерунду не выписываю. – Раиса перевернулась на левый бок лицом к старенькому ковру с оленями. – Отстать, Светка, а… Я часок посплю, а ты иди, иди, йогурт съешь и погуляй, ладно?

-       - Храшо, мамусик, поспи! – Соня чмокнула Раю в щечку, взяла из холодильника йогурт и присела рядом, на край дивана, аппетитно причмокивая.

Рая проснулась от детских криков, доносящихся из гулкого огромного коридора.

-  Господи, поспишь тут… - Проворчала она, присаживаясь и прижимая спину к холодной стенке, утепленной вытертым ковриком. Она пролистала и кинула на пол журнал, пробежалась по строчкам частной рекламы.

 «Желаю познакомиться с хорошим мужчиной, не обремененным…»

« Продается горный велосипед…»

« Куплю дом в деревне, недалеко от водоема…»

- Куплю дом… Везет некоторым, дома покупают. Сволочи. Хоть бы не хвастались. – Ворчание становилось злее с каждым новым «куплю».

«Молодая супружеская пара ищет суррогатную мать. Обязательные условия: ла-ла-ла… Гарантия добросовестного юридического сопровождения и ла-ла-ла… Аванс, проживание в семье, медицинское обслуживание и бла-бла-бла»… - ёрничала она. –  «Возраст – от 23 до 32 лет, отличное состояние здоровья»… Где ж вы раньше были, молодые супружеские пары?! – Она бросила газету, встала, пошла на  общую кухню варить суп.

***

- Андрей! Андрей! Она позвонила! – Едва открыв входную дверь мужу, Сима стала кружиться в прихожей. Она,  как девочка,  задирала  игриво подол широкой юбки, пританцовывала.

- Стой! Успокойся, Серафима! Кто позвонил? – Андрей поставил у порога портфель, угомонил, остановил жену.

- Мама наша! Мама суррогатная! У Вас будет ребенок, Андрей Петрович! – Сказала она точно той интонацией, которой говорят в утренней ТВ программе, представляя очередного детдомовца.

- Да?! О! Поздравляю, заяц! И кто эта добрая женщинка? – Он продвигался в обнимку с женой к кухне. – Давай, давай, корми меня и рассказывай все по порядку.

- Пошли. – Уже совершенно серьезно, но так же задорно, продолжала Серафима. – Значит, так… Позвонила женщина, сказала, что нуждается в деньгах, здорова, у нее высшее образование, но потеряла нормальную работу. Спрашивала, сколько мы заплатим.

- Ну, и?!

- Нет, ну, я ответила, что нужно встретиться сначала, познакомиться, оговорить в общих чертах условия и цену, а потом все закрепить юридически.

- Ай, молодца! Правильно! А то сразу – «Скока стоить сделать ребетенка»?! Шустрая какая! – Смешным писклявым голоском похвалил жену Андрей. – И что, может, и о встрече у нас уже уговор имеется? Не колхозница? Нормально разговаривала?

- Да нормально. Голос очень взрослый. Я спросила, внимательно ли она требования все прочитала, ответила, что да. – Пожала плечами и улыбнулась весело Сима. – У тебя вторник свободен? Вечером?

- Да. Во сколько?

- 18.00. Я пригласила ее в кафе к Родиону. Ты предупреди, чтобы комнатку ту, банкетную,  для нас оставил на часок, не впускал посетителей, если можно.

- А-а-акей, дорогая. Приготовь договор. Если сговоримся, дадим ознакомиться, а то там страниц десять, надо внимательно изучить, пусть домой возьмет, почитает, подумает. Ладно?

- Ну, естественно. И если понравится. Нам обоим. Не картошку же продаем – покупаем, общаться почти год придется.

***

Раиса пересчитала еще раз зарплату. Посидела, подумала. На прическу и на какую-нибудь новую блузку приличную хватит, можно «отпилить», до следующей зарплаты дотянуть вполне хватит. Соньке бы ботиночки купить новые, дожди начинаются, а нога за лето выросла на размер, да и сама уже вытянулась, как жердина. Танцы эти лучше морковки на рост влияют.

- Ладно, как-нибудь… - Сказала она вслух. – Сонь, собирайся, пойдем по магазинам,  погуляем. – Позвала она из коридора дочку.

- По магазинам, мамочка?! Ничего себе! Будем там всякое смотреть? А куклу купим? Зарплаты много дали?

- Куклу? Будет, будет тебе кукла. Здоровая! Больше тебя. Только не сегодня. Подождать немножко надо. Пойдем,  маме сделаем стрижку красивую и кофточку купим?

- Ой, давай, давай! – Засобиралась счастливая Софья. – Ты у меня – самая красивая! Честно – честно!

***

- Алло, Андрей, ты скоро? – Серафима вышла в туалет, чтобы позвонить мужу.

- Сим, я почти тут, в пробке стою просто. Сейчас, сейчас, жди, дорогая. Там, кстати, у кафе место есть припарковаться?

- Андрей, место есть. И она уже пришла. Я никак не могу разговор начать, она… это… странная какая-то. И без тебя не хочу.

- А чего шепотом-то? И почему странная? Ладно, разберемся, жди! – И Андрей повесил трубку – движение возобновилось, наконец.

Сима предложила чашку кофе незнакомке по имени Раиса Васильевна и молча сидела напротив, пряча глаза то под стол, то в салфетки, веером торчащие из цветочной вазочки.

- Понятное дело, женщина простая и, видно, что перебивается с хлеба на квас. А чего я хотела? – Думала Сима, сильно смущаясь. – Опрятная. Прическа на голове свежая, блузка новая. Наверняка, к встрече приобрела за последние копейки.

- Вы простите, Раиса Васильевна. Муж задерживается немного – пробки, сами понимаете. Я без него не хочу начинать серьезный разговор, сами понимаете…

- Да, да, конечно, Серафима Александровна. Подождем, я не тороплюсь. Дело серьезное. – Прокашлялась и даже, как показалось Симе, слегка покраснела собеседница.

- Может, Вы пока в двух словах о себе расскажете? Где живете, с кем, есть ли у Вас собственные дети? Вы же за себя пришли говорить? Ну, я имею в виду, это Вы сами хотите стать для нас суррогатной мамой или...?

- Понимаю. Вы просто видите, что я уже немолодая. Да? Я привыкла. Меня, когда видят с Соней, все за ее бабушку принимают.

- Соня, это – Ваша дочь? – Наконец, приободрилась Серафима.

- Ну, да. Дочка. Я поздно родила ее, в сорок два. На аборт опоздала. Все уговаривали сделать. Мол, как проживешь, в декрет пойдешь – работу потеряешь, да и мужик… ну, отец биологический Сонин, сразу отказался. Женатый он был. Нормальный, интеллигентный. Даже сильно интеллигентный – музыкантом в оркестре цирка работал. Сдрейфил и сразу сбежал, когда узнал, что забеременела. А я не хотела аборт, в кои-то веки получилось. Думала, что бездетная, а тут… Потом хотела, поняла, что нищету плодить не надо, а уже «поезд ушел»… Ну, вот и родила. Софье моей уже шестой год Умна-а-ая! Краси-и-и-вая! Танцами занимается. А ласкуха какая! Очень хорошая девочка.

- Здорово! Я Вас поздравляю. – Искренне и с заметной завистью ответила и оживилась Серафима. – Чудесно. А вот, если мы договоримся, то Сонечку Вы предполагаете… Она с Вами… то есть, с нами… ну, то есть, одно из наших условий – Ваше проживание в нашем доме, я имею в  виду.

- Нет, Серафима Александровна миленькая, - Раиса прокашлялась, собираясь с духом. – Я к Вам совсем с другим… как бы сказать… предложением…

Сима напрягла спину, да так, замерев, как статуя, и сидела, слушая,  с полуоткрытым ртом, пока в бархатной белой портьере не показался Андрей.

- Добрый вечер! – Громко поприветствовал Андрей жену и спину незнакомой пока дамы.

- Андрей! – Серафима резко вскочила, увидев мужа. – Стой, стой! Извините,  Раиса… Андрюша, можно тебя на минутку? Я забыла договор в своей машине. На, ключи вот, пойди, принеси. Хотя… - Она суетилась так, что и ее новая знакомая задергалась, пытаясь развернуться и поздороваться с вошедшим в кабину Андреем. Она, Раиса,  уже почти заканчивала свой монолог – предложение, когда их с Серафимой прервали,  и теперь уже пожалела, что начала разговор без супруга этой нервной дамочки.

- Чего ты? Что за суета, милая, выходя в узкий коридор, спросил Андрей жену.

- Андрей, держи меня, мне просто уже плохо… Ты представляешь, эта женщина… Она… Она…

- Да, что такое, Сима?! Успокойся, говори нормально? Пьющая? – Тряс за плечи супругу Андрей.

- Андрюша, ей сорок семь, она с другим предложением, понимаешь? Я сразу подумала, она может, за дочь взрослую  свою пришла переговоры провести или что-то еще… А она… ее дочери пять лет. Она фотографии принесла. Девочка такая… Она ее продать хочет, понимаешь… - Уже совсем неслышным шепотом продолжала Сима.

- Так. Слушай сюда! Внимательно слушай! Сейчас ты пойдешь в туалет, вернешься быстро, умойся, приведи себя в порядок. А я иду за столик и разгребаю ситуацию. Баба вон крутится, волнуется. Уйдет сейчас. А я ни фига не понимаю. Все! Иди! И я пошел…

Раиса сидела спиной к коридору, к входной двери, и видеть, что там творится,  не могла. Сначала она даже испугалась, а потом решила – будь, что будет. Даже хорошо, если они предварительно обсудят ее предложение. Пусть не думают, что она сомневается или подсовывает им непонятно что. Ей не стыдно показать свое «предложение» - вон,  какие фотографии сделали в садике летом – хоть ты на конкурс «Мисс Детсад» выставляй: пышные волнистые светлые волосы, глазищи – как два озера – зелено – голубые, ресницы Мальвинины. Супер, а не байстрючка недоношенная какая- нибудь.

- Добрый вечер, еще раз! – Андрей улыбнулся вежливо и, придерживая полы пиджака, протиснулся на стул с противоположной стороны стола. – Андрей! – Кивнул, представляясь. Петрович. Андрей Петрович. А Вас, простите, как…

- Раиса Васильевна! – Бодро ответила Рая и протянула руку через стол.

- Андрей, слегка растерявшись (не целовать же?!), пожал кончики наманикюренных пальцев. – Очень приятно. Раиса Васильевна, не буду скрывать – Жена меня оповестила в двух словах о Ваших планах. И, хотя, они никак не совпадают с планами моей семьи, раз уж мы здесь, готов Вас выслушать. Итак?

- Ну, я так и подумала. Серафима Александровна… я понимаю… но, понимаете… если вам не надо, я подумала, может в ваших там кругах, есть кто-то желающий. Я, понимаете, просто не знаю, как это делается. Ну, к кому обратиться. Это же, незаконно, думаю. Так мне нужно, чтобы и дело сделать хорошо,  и чтобы меня не того… Ну, сами понимаете… - Раиса жестикулировала рассеянно, но говорила так, что понятно было – план выношен, продуман.

- Вы, Раиса Васильевна, не волнуйтесь, спокойно расскажите суть дела. Это же, так сказать, в некотором роде – коммерческие переговоры, сделка. Вот и давайте, как серьезные партнеры разговаривать. Слушаю Вас, дорогая.

- Андрей м-м-м...?

- Петрович. – Подсказал Андрей и положил руку на слегка трясущуюся коленку.

- Андрей Петрович, мне сорок семь. Есть дочь. Софья. Соня. Пять лет. Исполнилось уже. Вот. – Раиса выложила веером несколько фотографий с очаровательной маленькой блондинкой прямо на большую тарелку и подвинула ее в центр стола. – Девочка хорошая, умная. Танцами занимается. Послушная. Музыкальный слух у нее – у-у-у-у, какой! Ее отец – музыкант. Понимаете?

- Верю. Понимаю. И?

- И вот, понимаете… Вы не подумайте, я не пьющая какая- нибудь. Я – нормальная интеллигентная женщина. Работаю. Высшее образование имеется. Только не по специальности, а так… ну, ради общаги перебиваюсь всяким тут. Ну, короче, в дерьме этом жить надоело. И что я Соньке могу дать? Какую такую жизнь? Общагу, училище торговли? Что?  Да и самой пожить охота, задолбало все, честно говоря. То есть, надоело. А я подумала, если за новорожденных, которые еще неизвестно, от каких дебилов родились, такие деньжищи дают… а тут – девка такая, готовая уже, проверенная. Здоровая, как космонавт. Мы и на больничный-то раз, может, в год, зимой когда сходим на пару дней из-за насморка, и все!

- И? - Старясь сдерживать себя и заметив входящую в кабину жену,  серьезным и деловым взглядом  Андрей опять вдохновил на продолжение разговора собеседницу.

- Ну, что «и»? Продала бы я ее. Дочь. А что здесь такого? Если раньше не додумалась, сама мучилась и девчонку в нищете растила, так это – мои проблемы. Лучше поздно, чем никогда, правильно?

- Согласен. Соню надо спасать… - Как-то двусмысленно и про себя почти проговорил нараспев Андрей, продолжая разглядывать и разглядывать фотографии  дальше. – Но Вы же понимаете, дело отнюдь не простое… Ну, надо же как-то объяснить окружающим, как это получилось родить сразу пятилетнюю дочь и…

- Да, понимаю… - Почти уже расстроившись, произнесла Раиса и смахнула, пока еще не появившиеся слезы. – Понимаю…

- Так, Раиса Васильевна. Давайте,  договоримся так. Мы подумаем с супругой, - и он повернулся к Серафиме, зыркнул немножко сердито, увидев, что та готова от удивления ляпнуть  что-то не то, - мы подумаем… надо на девочку посмотреть хотя бы со стороны. Не знаю, как насчет нас… Мы, вообще-то, планировали "родить" своего, так сказать, из своего, так сказать, материала, но… В общем, нам нужно время подумать, а вы…

Телефонный звонок перебил почти уже законченную финальную фразу.

- Да, Оксана. Да. В кабинет зайди, посмотри в самом нижнем ящике стола, там, где все документы в таможню приготовлены… Да, а ключ… - Он встал из-за стола. – Извините, дамы, на минутку. Эта курица без меня ничего найти не может. Сейчас… Симочка, закажи еще всем по чашке кофе, пожалуйста. – И он вышел.

Сима позвала официанта: «Три капучино, пожалуйста»!

- Муж у Вас деловой. – Раиса решила нарушить повисшее над столиком и фотографиями красавицы Сони молчание. – Повезло…

      - Да… - Как-то не очень радостно ответила Сима. Она смотрела на проходящих по уже почти темной улице пешеходов. Почти все шли за ручку с детьми – выходной день, вечер выходного дня, понятное дело. Семейное понятное дело.

- А у Вас такая дочка красавица. И имя такое нежное. Повезло… Тоже. – Ответила она.

- Ага. Она у меня, когда родилась, все спала и спала. Так я ее Соней и назвала. А щас такая шустренькая. Быстрая девчонка. А эта Оксана кто? – Cпросила Раиса, тоже глядя на Андрея, который все говорил и  говорил по телефону за окном.

- Секретарь его. Нормальная девушка. Тупит иногда, а так… Тоже детей пока нет. – Задумчиво ответила Сима. – Идет, слава Богу! – Обрадовалась, увидев, что Андрей сунул в карман телефон и направляется к ним.

Минут десять все втроем молча пили кофе. Потом, когда Андрей с разрешения дам закурил, Раиса первой эту тишину нарушила.

- Андрей Петрович, так что Вы посоветуете? Вы сможете помочь мне найти покупателей, сами же видите, какая девочка симпатичная. Послушная… Может, Вам ее показать?

- Ой, нет, прошу Вас, Раиса Васильевна… - Начала было Серафима, но Андрей накрыл нежно, но категорически ее ладошку.

- Значит так, - выдохнул он. – Сделаем так, уважаемая… Раз уж Вы решили сделать это, Вы все равно свой план, думаю, выполните. Поэтому, - почти жестко, тоном приказа он продолжил, - поэтому, разойдемся буквально на неделю пока. Вы сможете собрать все необходимые документы на дочь? Справки медицинские, может быть, характеристику от психолога из детсада, свою, кстати, справку о состоянии здоровья, в то числе, и из психоневрологического диспансера и от нарколога, извиняюсь, - он прижал руку к сердцу и грустно улыбнулся, - тоже захватите. Ну, и девочку морально как-то подготовьте пока просто к встрече с потенциальными покупателями, а мы… а я… есть у меня тут на примете пару богатеев бездетных… Даже по детдомам ездили одни, знаю…

Сима вытаращила глаза на мужа, но тут же поняла, что ее судьба сегодня – просто тупо молчать и слушать.

- Не, ну, какие обиды, Андрей Петрович. Насчет справок. Мне бояться нечего, я же непьющая, я сказала. И с мозгами, сами видите, у меня порядок… - Повеселела, оживилась Раиса.-  А это… Как  Вы думаете, мне цену какую не стыдно назвать? Ну, если, конечно, у нас все получится. И Вам же, наверно, процент какой-то?

- Ну, такие подробности мы уже потом, когда клиент будет, оговорим. Насчет цены сами подумайте, а я подкорректирую, если что. И вот еще что… Если нужно девочку приодеть к встрече, Вы не стесняйтесь. Вот, - он протянул свою визитку, - звоните, я Вам в счет будущего аванс дам. А с Вами как можно связаться? – Не имея надежды на то, что сейчас получит контакты, спросил Андрей.

- Запишите. Я дежурю на вахте сутки через двое, только по  телефону… ну, сами понимаете… Вот завтра моя смена, а потом… Ну, посчитаете, да? Только по телефону…

- Раи-и-и-са Васильевна… - с укором протянул Андрей, - ну, я разве похож…

- Нет, нет, извините, Андрей Петрович. Записывайте 290-…-… - Она продиктовала телефон общежития, спаренный с приемной директора в рабочее время. – Сотового нет, извините. Пока нет.

- Будет, будет у Вас сотовый, надеюсь. Ну, давайте на недельку прощаться, уважаемая. Вы подумайте еще, мы поищем… - Он встал, подал руку так же через стол своей «бизнес леди».

- Думать мне нечего. Я все решила. Буду справки готовить. Спасибо Вам огромное, что пошли навстречу, Андрей Петрович и Серафима Александровна. А то, дело-то такое, можно сказать, непростое… - Она тоже засобиралась, откланиваясь супругам и выходя в общий зал.

- Да уж… непростое, деликатное даже. Всего хорошего, Раиса Васильевна. До свидания.

***

- Андрей, ты что?! – Чуть ли не с кулаками набросилась на парковке у машины Сима на мужа.

- Тише, тише, Симочка. Руками не маши. Она тут, может, рядом проходить, увидит… Садись, садись… Я пошел за своей машиной, дома встретимся – все объясню. Не гони, все хорошо, дорогая.

- Не понимаю… - прошипела зло Сима и,  захлопнув громко дверцу, рванула со стоянки, чуть не сбив мужа по пути.

***

Как ни быстро она прорывалась к дому сквозь не уменьшающийся и вечером поток машин, Андрей приехал первым и уже заваривал чай на кухне.

- Тихо, тихо. Успокойся, - поднял он руку вверх, останавливая запыхавшуюся, вбежавшую на кухню супругу, - успокойся, расслабься и слушай. Все сейчас буду объяснять.

И Андрей рассказал, что, выйдя на улицу там, в кафе, он, «прикрываясь» разговором с тупой секретаршей, на самом деле звонил в нужное место, в органы, другу Михал Михалычу, с которым вместе служили когда-то, и который теперь занимался делами из ряда вон. А это дело – как раз, такое. Торговля детьми стала в последнее время делом вполне заурядным, но такое, чтобы нормальная непьющая мать, работающая, не совсем уже нищенка, не аморальная до предела, здоровая психически,  взрослую, смышленую, умную девочку вздумала продать!!! Это даже оперативники, видавшие виды, не могли впихнуть в свой умный мозг! Впервые такой цинизм и бездушие  на их практике.

- Утром поедем, он ждет нас в девять. Все расскажем. Пока я только вкратце ему живописал, контакты раздобыл, Раису успокоил надеждой. А завтра они уже сами будут решать, как и что.

И он рассказал Серафиме все детали телефонных переговоров с оперативником по особо важным делам.

Назавтра же была разработана целая операция – спектакль. «Продавщицу» решено было эту неделю не трогать, не звонить, не напоминать о встрече – пусть, мол, баба одумается, пока справки собирает. Она даже цену не назвала, она, вообще, еще, похоже, в прострации. Есть желание иметь деньги, а про дочь пока так, между прочим,  думает. Вот представит, что Софья исчезла навсегда, станет волосы на голове рвать и бояться. Но проследить, на всякий случай, решили. Заодно и справки все навели, кто такая, откуда, чем дышит, с кем общается. И про девочку необходимый минимум собрали.

Уже со следующего после встречи в кафе дня во дворе общежития появились рабочие во главе с  улыбчивым плотником  дядей  Сережей. Пенсионером, с бородой, похожей на чеховскую, в роговых черных очках. Он целый день ходил, вымерял что-то во дворе, а потом командовал, а трое рабочих строили, точнее,  складывали, как Lego, детскую яркую площадку: и качели, и домик – самолет, и вертушку – карусели. Они работали тщательно и общались с детворой, роящейся вокруг, словно пчелы. Показывали картинку – какой красивой станет скоро детская площадка. Большая, на половину двора.

- А у тебя, девочка, сегодня день рождения, наверное? Поздравляю! Тебя как зовут?

- Cоня. Точнее, Софья. У меня день рожденья уже был, это просто мама платье мне такое красивое сегодня купила! – Кружилась в еще по-магазинному крахмаленном сарафане в ромашки, Сонечка. – Мне так нравится!!!

- Я думаю… - Усмехался в усы дядя Сережа. – Вот бы мне такое…

- А вон моя мама! – С гордостью показала на балкон, где зависла Раиса, девочка.

- Понятно…

Каждый день общительный дядя Сережа получал от общительной Сонечки все новые и новые новости и передавал их «кому надо».

Из новостей имелось пока следующее:

- Мама сказала, что мы скоро уедем в другой город, там нам будет хорошо, а мне она подарит огромную куклу, больше меня даже, и много конфет. Я их люблю.

- Мама сказала, что я очень красивая и умная, что в садике еще пожалеют, что я от них уйду.

***

Ровно через неделю Раиса позвонила сама.

- Добрый день, Андрей Петрович! Как дела?

- Здрасьте, здрасьте, Раиса Васильевна! А Ваши-то как? Не передумали ли?

- Ой, ну, Андрей Петрович, Вы же, думаю, поняли, что я – не идиотка.  Кстати, и справочка уже об этом имеется. – Засмеялась в ответ Раиса, чувствуя, что позвонила не зря – голос на том конце провода показался ей вполне оптимистичным.

- Ну, ладно, Раиса Васильевна. Коли так, все у Вас в порядке, я бы хотел с Вами переговорить. Не по телефону. Сможете подъехать туда же. Не называю адреса. Туда же, понимаете?

- Да, конечно. Во сколько?

- В такое же время. Нормально? И все фантики с  собой возьмите. Бумажные. Понимаете?

- Ага. Все готово у меня. До вечера, Андрей Петрович!

- До вечера.

***

С этого момента все разговоры прослушивались, все встречи записывались на камеру. В кафе Раиса пришла, как заправская бизнесвумен – с портфелем в руках и ярко накрашенным «свистком», шарфик небрежно свисал на пышную грудь. Ни дать – ни взять – директор десяти киосков с китайской косметикой!

Она достала из портфеля справки из поликлиники, «характеристику из детского дошкольного учреждения», справки о своем здоровье, притащила свою медкарту, где были подробно описаны все визиты к гинекологу во время беременности – отклонений, патологий никаких, мол.

Андрей в свою очередь доложил, что есть пара, живут в другой стране, в браке давно, детей не будет, искали по детским домам мальчика, но когда услышали от него и Серафимы про Соню, очень заинтересовались. Хотят увидеть пока со стороны, посмотреть справки и фото.

- Да пожалста!!! – Раиса достала из портфеля фотографии Сони, затолкала  в конверт со справками. – Может, мне ее к встрече приодеть получше, как думаете? Я ей пару платьев купила, но они ж такие, простенькие…

- Да не надо специально, люди мои – уже взрослые, нормальные, понимающие. Или Вам просто деньги нужны?

- Нет, нет, я – человек порядочный. Пока не надо. Я ж понимаю – стулья утром, деньги потом. Или как там?  Забыла. – Cострила Раиса.

- Тогда, давайте, в долгий ящик не откладывать, пока люди настроены хорошо. Скажем, завтра, в зоопарк не могли бы приехать с Соней. Я Вам оставлю в кассе приглашение. Вы у вольера с обезьянами погуляйте, а люди на Соню посмотрят. Можно так, как Вам идея?

- Хорошо, хорошо. Соня так просилась в зоопарк на день рожденья, а я не могла – работала, да и как-то с деньгами…

- И еще. Мы о цене-то так и не говорим. А, между тем, я о Вашей цифре даже приблизительно догадаться не могу. Нужно же и людям сказать. Не думаю, что это может их остановить, если решатся, но все-таки… - Андрей придвинулся заговорщически поближе к Раисе.

- Я думала. Знаете, я просто слышала по телевизору про одних. Румынка какая-то новорожденного продала за миллион российских. Понимаете, я на такое не пойду. Я же не подсовываю черт-те что, непонятно чье отродье, и вообще… Сонечке уже шестой год, ей тяжело будет тоже со мной расстаться… - Впервые у Раисы на глазах показали две скупые, но большие слезинки. – Я за так на такое не пойду.

- Ну, говорите, говорите, Раиса Васильевна. Без обиняков и стеснения, прошу.

Раиса надулась, как лягушка, сделала серьезный задумчивый взгляд и выдохнула, наконец.

- Чет… Пять миллионов. России. – И тут же поспешила оправдаться. – Понимаете, я уже даже позвонила в Ростов… я ж – казачка, оттуда… Я всю жизнь мечтала дом купить там. И подруга сказала, что есть. Хороший. Двухэтажный, с газом и всеми делами. И даже с мебелью. Огород большой. Тамошние не знают про Соню, я сто лет не была на родине, тут в Москве, типа, жизнь устраиваю уже лет пятнадцать. Вот…

- Отлично! Просто так хорошо, что Вы уедете – сразу столько вопросов отпадает. А как же Соня? Вы ей как все объясните?

- С Сонечкой мы так душевно поговорили. Ну, я ей, конечно, не сказала, что мы… ну, навсегда прощаемся. Но  объяснила, что мы отсюда переезжаем в другой город, что она пока поживет у наших родственников дальних, богатых, добрых людей, а мамка, типа, на заработки за границу поедет. В Америку, кажется, сказала. Или в Германию. Ай, какая разница, в принципе-то?!

- Понятно. И в садике теперь всех уже готовьте к тому, что можете съехать.

- Ну, да, ну, да. Понятное дело. Чтоб никаких подозрений. А Соня – молодец, как нарочно, в последние дни такая ласковая… - И она опять слезно шмыганула носом. – Аж жалко… Сами понимаете. Андрей Петрович, так, если вашим понравится девочка, может, сразу пусть и забирают, чего тянуть? Я просто, понимаете, тоже боюсь, как бы дом не «ушел» в Ростове.

- Ой, Раиса Васильевна, давайте, сначала покажем, а там уж и видно будет, ладно? А вдруг еще все сорвется, я же гарантий давать не могу.  Да и деньги немалые, может, людям время нужно.

- Ну, да, ну, да. Хорошо. Все хорошо.

И они расстались, по-партнерски пожав друг другу руки.

***

Встреча в зоопарке прошла красиво. Прямо, как в шпионских фильмах. Раиса сразу вычислила, кто за ними с Сонечкой наблюдает. Она фальшиво смеялась, всячески заставляя Соню показать себя во всей красе. Специально громко разговаривала на разные темы – Соня была счастлива, весела и остроумна, как никогда.

- Боже, - Михал Михалыч,  спрятав мокрые глаза за камерой, говорил вполголоса «супругам», сидевшим на лавочке с мороженым в руках, - ну, как эта идиотка старается… не знал, что можно родиться  без главного органа – сердца. Она у меня перед глазами всю жизнь стоять будет теперь. Глянь, как платок оренбургский, связанный собственноручно, крутит девчонку, показывает.  То – на плечи, то – на голову… Сука!!!

- Да уж… - улыбалась деланно – счастливой улыбкой «будущая мама» Лена, молодая сотрудница органов, не первый раз в своей жизни играющая подобную роль. – Даже у меня гуси по коже, как по Бродвею гуляют, топают! Жуть! – И она продолжала слащаво улыбаться в сторону Сони и ее мамусеньки.

- Я, вообще, уже еле держу себя, чтобы не сорваться с места и тупо не дать ботинком в живот этому животному. – Мнимый супруг мнимой будущей усыновительницы, полковник Баранов, улыбался сдержанно, по-мужски и скрипел зубами от ярости.- Будет тебе дом в Ростове! Уютненький, и даже, может, в два этажа…

***

- Ой, Андрей Петрович, наконец! – Раиса Васильевна сняла трубку на первом гудке. – Ну, как там?! А я уж думаю…

- Ну, жду Вас сегодня там же на пару слов буквально. Не по телефону.

Рая перекрестилась: «Слава Богу! Раз зовет, значит, все окей… Спасибо тебе, Господи»!

Андрей сидел за столиком без кофе, торопился куда-то, видно.

- Все в порядке, Раиса Васильевна. Все нормально.  Присаживайтесь. У меня буквально пара секунд. Слушайте. Очень, очень Сонечка понравилась. Вот только что разговаривали. Вы уж простите, что долго не звонил. Думали, разговаривали, решали,  видео до дыр затерли, Сонечку рассматривали. Кстати, не поленились и все справочки Ваши проверить, Вы уж не обижайтесь. Люди серьезные.

- Да, какие ж обиды?! – Понимающе и очень взволнованно пробормотала Раиса.

- Завтра… Или Вам еще, может, время надо, ну, с дочерью попрощаться?

Раиса отрицательно помотала головой.

- Короче, завтра… Вы уж справляйтесь, как хотите, потому что у людей времени мало.  Так вот, завтра, в шесть часов вечера приезжайте в сквер у речного вокзала. Доедете на метро до станции Речной вокзал, ну, и идите прямо к самому зданию.  Я Вас встречу. Деньги готовы, документы Ваши у нас. Донесите еще все, что может касаться Сони: свидетельство о рождении, ну, и все остальное. Ладно? Ну, вот, и все… В машине прямо пересчитаете денежки, расписку напишете, и можете уже ехать на ПМЖ в другой город, тот, что по Вам плачет столько лет… Сумку для денег возьмите прочную, но старую лучше.  - Андрей побоялся, что переборщил с образами, но Раиса «съела». Ее мысли сейчас были уже там, далеко.

***

Весь вечер Раиса, отбиваясь от Сониных приставаний по поводу того, «а какая эта тетя», « а когда ты приедешь», « а кто мне куклу твою передаст», рисовала расчеты в столбик на полях той газеты, «счастливо» попавшей в ее руки из рук дочери: сколько отдаст за дом, сколько останется, сколько уйдет (блин!) на билет до Ростова…

***

Все произошло очень быстро.

На лавочке сидели, с головы до ног покрытые «мурашками» от рассказанной им истории о продаже ребенка, сотрудница отдела опеки и молодая директор детского дома, впервые участвующие  в таком мероприятии. У них не получалось непринужденно разговаривать, они, как рыбы, просто шевелили губами, наблюдая за прогуливающимися мамой и дочкой. Мать успокаивала девочку, что-то шептала наставительно. А  девочка держала мороженое, которое просто капало на асфальт, не елось никак.

- Раиса Васильевна, Сонечка, здравствуйте! – Бесшумно сзади подошел Андрей. – Гуляем?

- Здравствуйте. – Тихо ответила Соня.

- Ой, здрасьте, Андрей Петрович! Ну, вот мы готовы с дочушкой за куклой ехать. Тьфу-тьфу-тьфу! Вы меня, если честно, даже напугали, дорогой!

- Бояться не надо. Пойдемте. Сонечка вот тут с тетями посидит, посмотрит журнал с куклой Барби, выберет пока, а мы пойдем с мамой по делам сходим, да, Раиса Васильевна? – Андрей подал Соне руку, она безоговорочно, послушно вложила в его теплую ладонь свою, прохладную, липкую от мороженого.

- Соня, ну, ты пока тут меня подожди, ладно? Посиди на лавочке. – Раиса подошла, поклонилась в приветствии дамам на скамейке. Те сразу же стали разговаривать с Соней, знакомиться, достали журнал «Барби», и девочка отвлеклась от маминой деловой встречи.

***

- Здравствуйте, Раиса Васильевна! Приятно познакомиться. Не передумали ли? – Спросил тот самый солидный мужчина из зоопарка, подвигаясь, уступая побольше места Раисе на заднем сиденье очень солидного черного джипа.

- Не, ну, куда уже передумывать-то?!  Это же – серьезное дело, ясно. – Раиса и дальше что-то собиралась разглагольствовать, но в этот момент «покупатель – усыновитель» стал доставать одна за другой пачки денег в банковских упаковках. И у нее, как она ни старалась, запершило в горле, голос пропал. Она что-то еще визгнула, прокашлялась и замолчала.

- Тут ровно пять миллионов российских рублей, как Вы просили. Ничего не изменилось ли в Ваших планах? – Строго и как-то заботливо спросил «покупатель» еще раз. – И, кстати, в наших? – Потрогал он за плечо «жену», сидящую безмолвно на переднем сиденье рядом с водителем.

- Нет, дорогой, решили, так решили. Хорошая девочка. – Ответила дамочка серьезно и так же спокойно.

- И у меня планы не изменились. Все в порядке. Вот еще документы ее… Свидетельство о рождении, справка о прививках, которые месяц назад делали, я там забыла… Вот еще хотела сказать, тоже забыла – ей эти… как его… бре… брекеты надо бы на зубки, подровнять просто немного, а то… А в остальном не сомневайтесь – абсолютно здоровый ребенок.

- Ну, и ладно. – «Покупатель» посмотрел на Андрея, стоящего на улице за окном джипа. Кивнул – типа, все в порядке. Сделка состоится. Тот ответил улыбкой похожее на «Я рад». Опять обратился к Раисе. – Вы, сударыня денежки пересчитайте, мало ли. Они прямо из банка, но… деньги любят счет.

- Нет, ну, что Вы! Я пересчитывать не буду. Верю. Люди ж солидные.

- Ну, Ваше дело. Хоть пролистайте, а вдруг я Вам «куклу» подсовываю.

- Какую куклу, не поняла? – Раиса взяла в руки две пачки, взвесила в воздухе.

- Ну, ладно, не поняли, и не поняли. Узнаете еще, расскажет кто-нибудь. Так называют махинации с деньгами, подлог, когда внутри бумага.

- Ой, ну Вы даете! – Рассмеялась нервно Раиса.

- Ну, тогда от Вас расписочку попрошу, - И он протянул планшет с чистым листом бумаги и достал из нагрудного кармана красивую золоченую тоненькую ручку.

- Вам продиктовать?

- Ой, если можно, а то я как-то волнуюсь…- Обрадовалась Раиса.

- « Я, такая сякая, Ф.И.О. полностью... получила…». – Четко, со знанием дела произносил слово за словом «покупатель».

- Послушайте. Извините, конечно, - не отрываясь от строчек, бежавших слева направо быстро, но уверенно, спросила, как между прочим, Раиса, - А я вот Вам дочь отдаю…

- Продаю. – Поправил партнер.

- Ну, да, продаю. А даже не знаю Вас совсем. А Вы за границей живете же?

- А какое это имеет значение?! – Удивился джентльмен в дорогом костюме.

- Ну, Вы поймите правильно… просто насмотрелась за эти дни ужастиков по телевизору… Детей и на органы покупают, и насилуют, и всякое такое творится… А у меня никаких гарантий.

- Ну!!! Уважаемая! Во- первых, я разве похож на убийцу, а, во-вторых, а какое это теперь имеет значение? А гарантия вот! – И он показал на гору денег.

- Ну, да, ну, да… Извините. Вот! – Она протянула расписку о продаже дочери и получении суммы в пять миллионов российских рублей. Цифрами и прописью получила.

- Отлично! Дело сделано! C чем я Вас и поздравляю!

- Я вот еще что… Можно, я, как только дом куплю, адрес свой через Андрея Петровича передам? Может, когда-то вы с Соней меня найти захотите. – Робко и стесняясь, предложила Раиса.

- Вы не волнуйтесь, Мы Ваш адрес теперь всегда будем знать, мы же люди – серьезные, разве не видите? – И он показал в окно.

***

В тот момент, когда к машине подошли еще четверо, и в штатском,  и в форме, Соня уже ехала в автомобиле Андрея, в сторону, противоположную той, в которую теперь поедет ее мама Рая.

***

Уже через полгода Сонечку усыновила многодетная семья, которая каким-то образом узнала о судьбе "проданной" девочки. Соне хорошо, у нее есть заботливые родители, еще четыре сестренки и огромная говорящая кукла, которая повторяет, кланяясь в руках девочки до земли: «Ма-ма, ма-ма, ма-ма»…