Письмо Губернатору о судьбе рыбы Дона и не только

Владимир Лагутов
Губернатору Ростовской области
Голубеву В.Ю.
                Уважаемый Василий Юрьевич!

      Оно бы, конечно, можно и не писать Вам о Вашей Родине. Но это как-то не по человечески. Так как произошло событие, весьма существенно влияющее на ход выживания населения Дона.               
 На днях закончила работу международная Азовская школа бассейнового сотрудничества в Ростове на Дону, которая работала с 6 по 12 сентября, в ее работе участвовали лучшие эксперты всех Природоохранных конвенций ООН и Донские ученые, куда приглашали и Вас по Вашему рангу, но Вы не только не посетили сами это высокое собрание, но и не приняли ее представителей. Это, конечно, не должностное преступление, но можно расценивать, скажем, как символическое явление по отсутствию природы среди Ваших приоритетов.   Во времена Вашего предшественника на посту губернатора никогда не было на Дону столь высокого представительного экспертного собрания, да и более никогда не будет. Потому что он Вам оставил после себя мертвые поле и море, что и выяснилось в ходе недельной работы. Величайшим преступлением против человечества следует отныне считать уничтожение некогда самого богатого моря в мире - Азовского, и виноват в том равнодушный администратор.               
     И вот тут надо отметить следующее, что добиться такого высокого смертного показателя Ваш предшественник смог только путем двадцатилетнего ничегонеделания, особо хорошего и полезного, т.е. паразитирования, на родной ниве. Странно, конечно, но вот заместитель по природопользованию и экологии у него был все годы. Вы же на днях сократили эту должность за ненадобностью.   Не хочу судить из каких побуждений Вы это сделали, то ли люди были случайные на этой должности, то ли природа как административный ресурс иссякла, но факт имеет место.         
   Не буду скрывать от Вас, что именно моими усилиями в бытность мою членом Малого Совета Ростовской области и последним Председателем последней комиссии по экологии Ростовского облсовета в начале 1990-х годов эта должность была введена и она предназначалась для совмещения функций природопользования и казачества по цели спасения Дона. Но, как Вы знаете, был военный переворот и во власти остались люди случайные и безязыкие. Во всяком случае ни одного фигуранта, способного совместить эти две важные для Дона функции, за все годы на этом посту не было замечено. Да и неудивительно, перед Вашим предшественником никаких продуктивных целей в экономике, социуме и, тем более, в экологии не стояло. А рядом отсутствовали даже те, кто смог бы такие цели сформулировать и поставить к исполнению. Вместе с природой Дона деградировала и сама должность. Так бездарно была потеряна возможность спасения Дона и Азова и мы получили, совершенно закономерно, мертвую экосистему. Власть же сама по себе была неспособна не только что-то предпринять, но понять, в какую дыру она притащила общество благодаря своему невежеству.
   За какие-то два десятилетия власть в лице Чуба умудрилась уничтожить стратегические пищевые ресурсы Азовского моря. И все это было признано не молчунами от придворной науки, а независимым международным сообществом.               
   Как жить дальше собираетесь? Так же как Ваш предшественник, просопевший все природные богатства Дона, или нет? Если да, то Бог Вам судья! И нам говорить не о чем. Если нет, то внимательно прочитайте это послание. Я исхожу из того, что любому человеку должен быть дан шанс остаться не только человеком, но и улучшить свой край. Мне бы не хотелось, чтобы и про Вас сказали так же, как и про Вашего предшественника: да погиб наш Азов-Дон оттого, что Чуб при нем.               
  Поэтому вернемся к началу развала страны, когда немощное умишком Партруководство Ростовского Обкома КПСС не воспользовалось моим планом спасения Дона, который был им же и заказан в 1989 году. Он прилагается к данному письму. Но все в нем было предсказано и все исполнилось в гораздо худшей степени чем могло бы быть. Только оттого, что во главе были некомпетентные люди, особенно в части экологии, природопользования и казачества. Т.е. руководящие кадры не были способны ни понять, ни решить поставленные перед ними задачи, ни использовать созданный другими ресурс.               
   С этой точки зрения я понимаю Ваше решение о ликвидации должности ответственного за природу. Но она то никуда не уйдет, даже умирая на глазах, и все равно будет нужен человек способный вывести ситуацию с деградации на восстановление экосистемы.      
 И не надо бояться жестких рубежей, другие страны научились восстанавливать леса, рыбу, экосистемы не без нашего участия. О чем Вы бы могли узнать из курса лекций Азовской Школы специально приглашенной в Ростов, но на которой не было практически чиновников, ответственных за природу. Из всех департаментов администрации и федеральных служб только двое присутствовали (от АзЧерДонрыбвода) и только один А.Раздоров от департамента по охране и использованию объектов животного мира и водных биоресурсов смог выступить с реальной оценкой картины не произошедшей, а произведенной рукотворно экологической катастрофы.               
    Что вскрыла Азовская школа в полусгнившей системе  управления, умирающего на глазах, бассейна моря? На это ответит по всей форме специальное издание в лучшем научном издательстве Шпрингера, как и по Уралу двумя годами ранее, правда на английском языке. Почему на английском, да оттого, что нашим службам нужны только эпикризы и мониторинг погибающей природы, нежели своевременный меры по спасению. Да, центральное управление в отношении сохранения природы недееспособно, законодательство никакое, службы безответственны, кадры неквалифицированны. Но об этом надо говорить и изменять все к лучшему, а не молчать десятилетиями, как молчал Ваш Предшественник. Финал закономерен - могила всему живому.               
      Вся захребетная университетская и академическая наука расписалась в собственном бессилии и ничего не смогла даже предложить. Не воспринимать же серьезно их полувековые призывы разводить осетрину второй и третьей свежести по замене естественного воспроизводства осетровых искусственниками из бассейнов, кстати, за все полвека ни один из сотен миллионов заводских осетровых, выпущенных в море Азовское, не вернулся на нерест в реки.               
      Еще больший укор можно высказать по отношению к прикормленному реестровому казачеству, которого водят за нос более десяти лет обещаниями природоохранной службы, а воз и ныне там.               
     Тоже не секрет, именно я и возрождал казачество как хранителей родной природы, и именно поэтому была создана депутатская комиссия по казачеству при облсовете, департамент по казачеству при администрации, и образована должность заместителя губернатора по природопользованию и казачеству. И вот тогда Ваш предшественник не захотел ничего нового и поплыл по течению сиюминутных дел. И доплыл до позора создателя мертвого моря. Об этом он забыл и эта должность превратилась в переходящую кормушку для случайных людей с закономерным концом ликвидации за невостребованностью.            
      Но воз и ныне там. С утратой рыбы как пищевого ресурса населения для смутных времен войн и голода, уже встал вопрос об утрате основной функции Дона как питьевого водоисточника и в пределах Вашего правления Вы лично его закроете, либо бесславно уйдя, как Чуб, либо попытаетесь спасти нашу Родину - Тихий Дон. В этом случае мы имеем лучшие технологии и меры, что и как предложить для спасения экосистемы Великой реки. Опять к месту, наши предложения по спасению Волги в Рыбной Декларации были одобрены со стороны Федерального Собрания РФ в лице Председателя Сената С.Миронова и Председателя комитета по природным ресурсам Государственной Думы РФ Н.Комаровой. Да и Азовскую школу поддержал этот комитет уже в лице нового Председателя Е.Туголукова.               

    Очевидно, что разгром СССР породил только новые проблемы и ничего не улучшил в природопользовании, и мы проходим точку невозврата цивилизации и находимся в самой болевой ее точке. Правовые системы Украины и РФ деградировали, уже практически несовместимы для спасения Азовского бассейна, Азовское море выпало из всех Европейских и Черноморских программ. Требуются экстраординарные меры - которые уже были предложены еще в 1989 году и остались не востребованы по сей день.               
    Тогда в силе были местечковые научные и партийные авторитеты, но они то оказались на практике импотенты и не родилась у них ни одна продуктивная идея. Пришла пора менять лошадей и тех кто в седле, и спросить с каждого по делам их.               
     В чем идея, Вы спросите? В пилотном проекте ООН, в воплощении на Дону мечты человечества об устойчивом развитии, это когда человек живет не за счет пожирания природы как жил эти годы на Дону, а сохраняя видовое разнообразие всего живого. Для этого требуется разработка плана действий под международной юрисдикцией по Азовскому морю, т.е. выстраивание нового бассейнового экологического законодательства на примере Донского осетрового парка, и трансграничного, и модельного, и называйте его как хотите, но обеспечивающего выполнение целевых функций сохранения естественного воспроизводства проходных видов рыб. Финансирование этой разработки и претворение ее в жизнь в ближайшие годы зависит от итогов работы Азовской школы, и тут начинается самое интересное - разработка стратегического плана восстановления Азов-Дона при непосредственном участии Природоохранных конвенций и института продовольствия (FAO) ООН. Естественно, что руководить этим процессом наши проходимцы не способны. Но Вы бы могли командовать парадом, коли оказались в нужное время на нужном месте. Сократив по факту не эффективную должность, тактически Вы сделали правильные полшага, но теперь надо сделать остальное - пойти по предлагаемому нами последнему пути спасения Азова и Дона. Даже если у нас с Вами не все и получится, никто не скажет о нас плохо как о Чубе.               
    Кстати, будет чем и отчитаться Президенту с Правительством РФ не только на очередном Европейском Форуме в Астане осенью 2011 года, но и перед обществом и своей совестью.               
     Есть новые технологии, мировой опыт, кадры, нужно руководство, а не страусиная политика закапывания головы от проблем в песок. А они пошли косяком. Дело за Вашим решением. У попавших в болото выбора нет - мы и есть тот прутик для спасения жизни на Дону.   Времени на ожидание перемен к лучшему нет. 
               
С уважением
Владимир Лагутов
Новочеркасск тел. 8635211570,  zedon@novoch.ru   346408 Новочеркасск ул.Дачная 1 кв 2

Приложение: Письмо Лагутова В.В. В Обком КПСС от 22.08.1989 по их просьбе. Без движения

Необходимые меры по предотвращению экологической катастрофы в Азовском бассейне
1. Организационные меры
1.1. Проведение социально-демографической политики по анализу карт смертности и экологической обстановке.
1.2. Ужесточение системы наказаний за экологические преступления как текущего характера по загрязнению среды, так и планируемого по вводу опасных производств без наличия контроля за средой.
1.3. Открытый конкурсный отбор независимых специалистов на все должности госаппарата, связанные со здоровьем людей и сохранением среды обитания: СЭС, Госкомприрода, Прокуратура и др. на всех уровнях.
1.4. Ревизии кадрового состава высших учебных заведений и научных организаций на предмет исключения балласта и проходимцев, замена системы званий и привилегий на оплату за конкретный результат.
1.5. Создание эффективной системы мониторинга и экологического сыска.
1.6. Добровольное отделение партии от государства, проведение прямых выборов Советов при предоставлении им экономической свободы.
1.7. Введение принципа персональной ответственности вместо коллегиальной безответственности.
1.8. Запрет промысла рыб ценных пород до восстановления численности стад в соответствии со средой обитания.
1.9. Установление и удержание водоохранных зон на малых реках.
1.10. Переоценка приоритетов в хозяйственной деятельности в сторону улучшения экологической обстановки за счет подавления опасных производств, включая химические, энергетические, "мелиоративные".

2. Комплексная научно-техническая программа (по обеспечению сохранения генофонда ценных пород рыб Азова в режиме биоиндикации)
2.1. Организация гидрохимического и гидробиологического мониторинга по всему водному бассейну.
2.2. Организация точного учета рыбных запасов, прогнозирования численности, режимов отлова на базе гидротехнических сооружений.
2.3. Рациональное управление водных хозяйством на водотоках.
2.4. Проведение технической политики в рыбозащите на основе регуляторов переменной сквозности.