Джоаккино Россини родился в феврале 1792 г. в Пезаро, в семье трубача городского оркестра и певицы на вторых ролях. Все детство будущего маэстро прошло в скитаниях по маленьким итальянским городкам. Уже тогда он близко познакомился с жизнью и бытом небольших оперных театров, функционировавших, как правило, на протяжении одного сезона. В 1804-1805 гг., когда Россини переехали в Болонью, Джоаккино стал всерьез заниматься пением. Его мелодичное звонкое сопрано обеспечило ему признание. В 1806 г. его приняли в только что открывшийся Музыкальный лицей. Здесь он научился хорошо играть на виолончели и рояле, а также получил основательные познания в контрапункте. Но еще больше дало Россини самостоятельное изучение партитур Гайдна и Моцарта. В 1810 г. он закончил лицей, и в том же году была поставлена его первая опера «Вексель на брак».
В начале XIX века оперное искусство переживало очередную полосу кризиса. Оно страдало от отсутствия живых характеров и реальных жизненных положений, от многочисленных условностей стиля и стандартных типов выразительности. На сцене действовали только короли, боги, герои. Они становились в позы и произносили поэтические тирады – одинаковые для грека, перса и итальянца, в Риме, Вавилоне и Индии. Басовые голоса, как слишком «грубые», использовались крайне редко. Каждому действующему лицу «полагалось» определенное количество арий - героических, лирических, бравурных – и в строго определенных местах. Перестановки были почти невозможны. Настоящей трагедией для талантливых композиторов стало засилье плохих либретто, многие из которых сводили суть оперы к банальной любовной интриге. Композиторы вообще играли второстепенную роль в оперном деле, первое слово всегда и везде принадлежало чрезвычайно влиятельной касте певцов. Россини затратил огромные усилия, стараясь вывести итальянский музыкальный театр из того кризисного состояния, в котором тот пребывал в конце XVIII века. Именно он проложил пути, по которым началось триумфальное шествие итальянской оперы в XIX столетии.
Уже первые комические оперы Россини, написанные в 1810-1812 гг. («Вексель на брак», «Шелковая лестница», «Случай делает вором» и другие) обратили на себя внимание публики. Они были написаны на незатейливые буффонные сюжеты, но изобиловали веселыми неожиданностями и яркой, увлекательной музыкой. Их отличали стремительное действие, веселый юмор, остроумные оркестровые приемы, жизнерадостная энергия. Молодой композитор с неиссякаемой щедростью расточал в них свободные, цветущие мелодии. Вопреки традиции, Россини широко ввел в оперную музыку маршевые мотивы и отзвуки живой бытовой танцевальности: фигуры вальсов, полек, болеро, тарантелы. Открытие этой красочной, разнообразной музыкальной стихии вызывало у слушателей острое ощущение новизны и восторга. Написанные для небольшого венецианского театра «Сан-Моизе», ранние оперы Россини стремительно распространились по всей Италии. А в 1813 г., когда прогремели его первые шедевры «Танкред» и «Итальянка в Алжире», Россини признают одним из ведущих итальянских маэстро.
В 1815 г. в связи с бурными политическими событиями, Россини оставил Милан и переехал в Неаполь. Семь следующих лет пребывания в театре «Сан-Карло» - самый плодотворный период в его жизни. Здесь в 1816 г. был поставлен «Севильский цирюльник» - лучшее творение Россини, написанное в рекордно короткий срок – всего за двадцать дней. Опера еще не была окончена, как уже начались репетиции. Чтобы успеть к назначенному сроку, композитор перенес в «Цирюльника» целые куски из своих ранних опер. Впрочем, это нисколько не сказалось на ее единстве и цельности, а так же на чисто классическом равновесии частей. На премьере из-за происков врагов опера провалилась, но уже втрое представление имело грандиозный успех, и восторженная публика устроила в честь Россини факельное шествие.
"СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК".Фабула знаменитой комедии Бомарше коротка, но в развитии сюжета столько юмора, остроумия, неожиданных поворотов! Царящая в опере атмосфера веселья, шутки создается уже в увертюре, в особенности в брызжущем светлыми красками сонатном allegro. Действие оперы начинается с того, что ночью под балконом Розины потихоньку собираются музыканты, и под их аккомпанемент граф Альмавива поет ей прочувствованную каватину. Но, увы, никто не откликается на его нежную песнь любви. Но тут появляется всегда полный идей, мастер на все руки Фигаро, и звучит его каватина – блестяще нарисованный портрет героя. Перед нами раскрывается облик человека, кипящего молодостью и весельем, довольного судьбой, готового всем оказать услуги. Стремительное движение, зажигательный ритм тарантеллы, неумолчная скороговорка раскрывают бьющую ключом жизнерадостность, искрометный темперамент Фигаро. Альмавива просит у него помощи. Фигаро вручает в руки Альмавиве гитару. Признаваясь Розине в любви, граф называет себя вымышленным именем – Линдор. Но тут появляется Бартоло и уводит Розину с балкона. Теперь вся надежда на изобретательность Фигаро. Тем временем Розина грустит по своему избраннику и поет вдохновенную каватину. Ее певучая, нежная мелодия говорит о мягкости и лиричности героини. Но следующая за ней ария показывает, что Розина также горда, настойчива и мужественна. Внезапно появляется Бартоло, а вслед за ним его поверенный, монах дон Базилио и, запершись, обсуждают, как им поскорее устроить брак Бартоло с его воспитанницей. Образ Базилио выписан Россини с удивительной сочностью. Смешной, уродливый, нелепый и все же в чем-то почти страшный. Старый интриган Базилио поет бесподобную арию «Клевета вначале сладко ветерочком чуть-чуть порхает…» Он предлагает оклеветать Альмавиву. Но тут дом начинает сотрясаться от грохота и ударов в дверь – под видом пьяного кавалериста сюда вваливается граф Альмавива с билетом на постой для расквартировки. На шум прибегает Розина, слуги, а затем и военный патруль. Разворачивается стремительный, шумный, невообразимо запутанный финал первого действия, завершающийся блестящим девятиголосым хором, в котором каждый участник признает, что ситуация совершенно безумна.
С началом второго действия общая неразбериха еще больше усиливается. Граф Альмавива является в дом Бартоло в новом обличье – учителя музыки. Он говорит, что должен заменить дона Базилио, который заболел. Во время урока Розине он поет песню «Тщатная предосторожность». Бартоло не нравится эта, как он ее называет «современная музыка». И гнусавым голосом он поет старинный сентиментальный романс. Секундой позже появляется Фигаро с тазиком для бритья. И пока лицо доктора в мыльной пене, влюбленные договариваются о побеге, который должен состояться сегодня же вечером. Совершенно неожиданно для них приходит дон Базилио. Конечно же он не болен, но в очаровательном квинтете каждый из присутствующих убеждает его в том, что у него горячка. Граф незаметно вручает ему увесистый кошелек – самый весомый аргумент, убеждающий Базилио отправиться домой для «лечения».
Вечером. Оркестр звуками живописует бурю, что указывает на погоду не улице. Снаружи растворяется окно, и через него в комнату проникают Фигаро и граф. Вместе с Розиной они поют терцет побега «Тише, тише». Вдруг обнаруживается, что лестницы нет (ее убрал Бартоло). Неожиданно являются Базилио и нотариус, за которыми послал Бартоло. Граф подкупает их, чтобы они зарегистрировали его брак с Розиной. Поспешная церемония едва закончилась, как возвращается Бартоло в сопровождении офицера и солдат. И тут инкогнито графа раскрывается. Доктор смиряется с поражением, после того как граф великодушно оставляет ему приданное Розины. Комедия заканчивается всеобщим примирением.
Поэтическая «Золушка» (1817) открыла собой линию лирической комедии. Еще больший успех имела «Сорока-воровка» (1817), написанная на сюжет нашумевшей мелодрамы Добиньи и Кенье и заложившая основы бытовой оперы-драмы. Роковое стечение обстоятельств приводит невинную сельскую девушку Нинетту в тюрьму по подозрению в краже. Резкий перелом от светлых жанровых сцен в начале оперы, окрашенных в лирические и юмористические тона, к напряженным и исполненным мрачного пафоса эпизодам допроса Нинетты, домогательств Подесты в тюрьме, жестокого суда и шествия на казнь, контрастные смены настроений, неумолимый ход развития драмы – все это не могло оставить публику равнодушной. Функция музыки в этой опере, по словам самого Россини, была направлена на создание «моральной атмосферы, в которой персонажи драмы представляют действие. Она выражает судьбу, которая их преследует, надежду, которая их воодушевляет, веселье, которое их окружает, счастье, которое их ожидает, бездну, в которую они должны свергнуться».
Затем Россини пишет две героические оперы: «Моисей» (1818) и «Магомет II» (1820). Многое в них представлялось необычным: любовная линия оказалась совершенно оттесненной в сферу побочной интриги, а партия главного героя была отдана басу. Необычен был и сам характер музыки с его монументальной патетической декламационностью. Большое место было уделено развернутым хоровым сценам. Казалось, Россини воссоздал на итальянской оперной сцене атмосферу генделевской библейской героики. Все это послужило в дальнейшем базой и образцом для многих грандиозных и монументальных оперных постановок XIX века.
В 1821 г., когда в Неаполе началась революция, Россини вступил в национальную гвардию. В 1822 г., после захвата города австрийскими войсками, композитор покинул Италию. Совершив блистательное турне по Европе (Вена, Париж, Лондон), он надолго осел в Париже, где получил в 1824 г. должность директора Итальянского театра (однако писал он в основном для Оперы). Комическая опера «Граф Ори» (1828) имела большой успех у французской публики. А в 1829 г. была поставлена одна из лучших опер Россини «Вильгельм Телль». Сам маэстро был очень доволен и сообщил друзьям, что написал «нечто такое, что рождается не каждый день». Здесь была поднята новая для оперного искусства тема – тема героя и народа. Причем народ стал не фоном, а одним из героев оперы. Большим новаторством Россини было и широкое использование народных швейцарских песен. Патриархальные хоры интродукции с присущими им чудесными мелодиями и тонкостью колорита; суровые и гордые народные хоры III акта, где так образно и выпукло звучат темы восставших кантонов; величественные хоры последнего действия, когда народ славит родной край и в бою получает свободу, - все они насыщены элементами швейцарской народной песни и танца. Никогда до «Вильгельма Теля» музыка Россини не была такой захватывающей, волнующей и пылкой. Не даром опера стала настоящим событием музыкальной жизни и вскоре была поставлена во многих оперных театрах. Неожиданно для всех она оказалась последней оперой Россини. В 37 лет он был самым знаменитым, самым богатым и самым модным оперным композитором Европы. И вот, достигнув вершины славы, он неожиданно перестал писать музыку. В следующие тридцать лет Россини сочинил лишь несколько небольших вещей. Умер композитор в ноябре 1868 г.
Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281