К 80-летию Со Дня Рождения Рея Чарльза

Алексей Шавернёв
          Сегодня могло бы исполниться 80 лет артисту, которого Фрэнк Синатра назвал «единственным настоящим гением в шоу-бизнесе», а Элвис Пресли, Джо Кокер, Стиви Вандер, Эрик Клэптон и Билли Джоэл с гордостью называли своим духовным учителем – выдающемуся  исполнителю ХХ века Рею Чарльзу, ключевой фигуре в развитии современной музыки.
          Пожизненный инвалид, слепой певец и пианист Рей Чарльз сумел сделать головокружительную карьеру, прорвавшись из чудовищной нищеты в высший эшелон мировой элиты. Рэй был одним из первых поп-музыкантов, популяризировавших традиционно «чёрную» музыку и сделавших эту музыку по-настоящему распространённой среди широких масс.
          Рей Чарльз никогда не раздавал автографы, поскольку не мог видеть, что именно ему дают подписывать, крайне неохотно общался с журналистами, но при всём при этом, имел твёрдую жизненную позицию в вопросах морали, как мог, боролся за права инвалидов и чернокожих,  как правило, отказывался от сомнительных предложений недобросовестных продюсеров, сокрушительно победил наркозависимость и записал за свою жизнь более 70 студийных альбомов.
           Певец был награждён 17 премиями «Грэмми», попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Вариант исполнения Реем Чарльзом эвергрина «Georgia On My Mind» является одной из наиболее часто пускаемых в радиоэфир песен в мире за последние полвека.
          Перед талантом артиста преклонялись Пол Маккартни, Элтон Джон, Том Круз, Брюс Уиллис, Билли Престон, Ван Моррисон и многие другие мега-звёзды. В 2004 году журнал «Rolling Stone» поставил Рэя Чарльза под № 10 своего «Списка Бессмертных» 100 величайших артистов всех времён и под номером 2 в списке «100 лучших вокалистов всех времён». Его песня «What’d I say» удостоилась 10-го места среди «500 лучших песен всех времён» того же журнала.

           Рэймонд Чарльз Робинсон родился в небольшом городе Олбани, в штате Джорджия, отец — Бэйли Робинсон, мать — Арета Робинсон. Семья Рэя была очень бедна — как он сам говорил, «Даже среди других чёрных… мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных. Ничто ниже нас — только земля». Семья Рэя переехала в маленький посёлок Гринвилль, в Южной Флориде, когда ему было всего несколько месяцев. Отец не играл значительной роли в жизни Рэя, а через некоторое время после его рождения, и вовсе бросил их семью, оставив Рэя и его младшего брата Джорджа на попечение Ареты и её свекрови — Мэри Джейн Робинсон.
          Когда Рэю было пять лет, он пережил страшный шок – его брат Джордж, который был на год младше, начал тонуть в лохани, стоявшей на улице. Рэй, который был свидетелем этого случая, пытался ему помочь, но не смог ничего сделать, так как брат был для него слишком тяжёл. Джордж утонул, а Рэй, предположительно от перенесённого потрясения, постепенно начал слепнуть и в возрасте семи лет ослеп полностью.
          Как утверждал сам Рэй, причина его слепоты так и осталась неизвестна, но есть данные о том, что это — следствие глаукомы. Ходили слухи, что в 80-е годы, уже став известым, Рэй подавал анонимное объявление о поиске донора, готового пожертвовать музыканту один глаз. Однако врачи посчитали эту операцию бессмысленной и рискованной, и она не состоялась.

          Впервые музыкальный талант Рэя начал проявляться в возрасте 3 лет — этому содействовал хозяин ближайшей аптеки, игравший на пианино. Рей поступил в школу для глухих и слепых в Сент-Огустине, штат Флорида. Там он научился азбуке Брайля и игре на нескольких музыкальных инструментах — пианино, органе, саксофоне, тромбоне и кларнете. В школе Рей серьёзно почувствовал тягу к музыке — он с удовольствием пел в церковном хоре. В 1945 году умерла мать, а ещё через два года — отец.
          После окончания школы Рэй участвовал во многих музыкальных проектах, по началу, в основном, в стилях джаз и кантри. В своём творчестве он черпал вдохновение у известных джазменов — Каунта Бэйси, Арта Тэйтума и Арти Шоу. Первая группа, в которой он принимал активное участие, называлась «The Florida Playboys». В 1947 году семнадцатилетний Рэй, скопив 600 долларов, отправился в Сиэтл. Там он вместе с гитаристом Госсади Макги основал группу «MacSon Trio» (иногда также называемая «Maxim»).
          Вскоре Рей получил возможность записываться, вначале под лейблом «Swingtime Records». Он сотрудничал с известным R&B исполнителем Лоуэллом Фулсоном и его группой, аккомпанируя им на пианино.

          В 1949 году вышел первый хит девятнадцатилетнего слепого певца, тогда ещё Робинсона — «Confession Blues» . Следующей его популярная песней стала «Baby, Let Me Hold Your Hand» (1951).
          После этого Рей смог, наконец, перейти под крупнейший американский лейбл «Atlantic records» (1952), так как понимал, что крошечный «Swingtime Records» никогда не даст ему желаемой творческой свободы. Его имя вскоре было сокращено до Рэя Чарльза, чтобы избежать путаницы с боксёром Рэем Робинсоном (Ray «Sugar» Robinson).
          31 июля 1951 года он женился на Эйлен Вильямс, но уже через год их брак распался. Примечательно, что из 12 детей Рэя только 3 было рождено в браке. В 1955 году Рэй женился вторично, теперь уже на Делле Беатрисе Робинсон (урождённая Ховард). Этот брак продержался до 1977 года.
          На студии "Atlantic", под чутким руководством известных продюсеров Ахмеда Эртегюна и Джерри Векслера, Рэй приступает к активному поиску "своего", уникального звучания. В 1953 году Рэй выпустил популярный сингл «Mess Around». В этом же году он аранжировал и аккомпанировал на пианино известному блюзмену Гитар Слиму (Guitar Slim), композиция «The Things That I Used To Do», которую они записали, была продана более чем миллионным тиражом. Таким же успешным был и сингл «It Should Have Been Me», который уже целиком принадлежал Рэю. Следующей вершины своей карьеры Рэй достиг в 1955 году, когда вышел сингл «I Got a Woman». Этот сингл поднялся до первого места в R&B чартах. Именно этот сингл большинством специалистов считается первой записью в стиле соул. В это время репертуар Рэя состоял наполовину из госпелов со светскими текстами, наполовину из блюзовых баллад. Своим творчеством Рэй способствовал увеличению популярности R&B и госпела среди широкой аудитории, привлекая новых слушателей — не только чернокожих, но и белых.
          Основные особенности творчества Рэя раннего периода слышны на пластинке «Ray Charles in Person». Этот альбом был записан радиостанцией WOAK в 1956 году, не как обычно, в студии, а в живом исполнении, перед негритянскими слушателями. В альбом впервые была включена, пожалу,й самая знаковая песня, написанная непосредственно самим Рэем - «What I'd Say». Считается, что Рэй сочинил её прямо во время одного из выступлений, чтобы заполнить время, требовавшееся по контракту. Песня мгновенно стала суперхитом и оказала огромное влияние на развитие рок-н-ролла. Например, Пол Маккартни признавался, что именно «What'd I say» оказала на него один из самых больших импульсов в его жизни.

          Первую свою премию «Грэмми» Рэй Чарльз получает в 1959 году за классическую блюзовую песню «Let the Good Time Roll». Невероятно экспрессивный, мощный и энергичный вокал покорил и специалистов, и простых слушателей.
          Затем Рэй перешёл в не менее мощную и влиятельную компанию ABC Records, заключив заоблачный по тем временам контракт, став одним из самых высокооплачиваемых музыкантов на тот момент.
          Вскоре он переселяется в Беверли-Хиллз, где становится владельцемем самого большого особняка в округе. Там же, в Беверли-Хиллз музыкант и прожил до самой смерти.
          На ABC Рэй получил большую творческую свободу, и начал расширять свой подход к музыке, однако не стал участвовать в экспериментальных проектах, а принялся записывать песни в стиле поп, приближаясь к мэйнстриму. Для аранжировок стали использоваться биг-бенды, струнные оркестры, на подпевке - большой хор. Такие записи сильно контрастировали с камерным звучанием времён Atlantic.
        Также Рэй начинает периодически записывать так называемые «поп- и джаз-стандарты», такие как «Cry», «Over the Rainbow», «Cry me a river», «Makin' Whoopy» и другие. Репертуар Чарльза просто потрясал своим объемом и разнообразием. В это время вышли такие его легендарные хиты, как «Unchain My Heart» и «You Are My Sunshine».
         «Hit The Road Jack», одна из известнейших его песен, написанная Перси Мэйфилдом, несколько недель занимала первые строчки R&B и Поп чартов одновременно, а также принесла её исполнителю ещё одну премию «Грэмми».
          В это же время была издана  «визитная карточка» Рэя, «Georgia On My Mind», символ периода ABC. В оригинале посвящённая Хогом Кармайклом девушке по имени Джорджия, эта песня (24 апреля 1979 года) была объявлена гимном штата Джорджия, и Рэй Чарльз исполнил её в здании законодательного собрания штата.
          В 1962 году он удивил свою, теперь уже гораздо более широкую, аудиторию, издав знаменитейший альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», в который были включены такие хиты, как «I Can’t Stop Loving You» и «You Don’t Know Me». Рэй своим альбомом вошёл в оборот музыки кантри, что в то время было невообразимо для чернокожего музыканта.
          Рэй Чарльз всю жизнь выступал против расизма и расовой сегрегации — так, в 1961 он даже отменил концерт в Огасте, штат Джорджия, протестуя против расовой сегрегации — во время его концерта предполагалось, что чернокожие и белые зрители должны были сидеть отдельно. Некоторые источники ошибочно указывают, что в течение 20 лет ему было запрещено выступать в Джорджии, на самом же деле такого запрета не было — Рэй просто туда не ездил. На следующий же день после убийства Дж. Ф. Кеннеди Рэй выпустил сингл «Busted» (Разжалованный) — так Рэй помянул конец его антирасистской политики. Также он активно поддерживал и финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга.

          В 1965 году, в Бостоне, Рэй Чарльз был арестован за хранение героина и марихуаны. От героина музыкант был зависим в течение 17 лет. Рэй впервые начал употреблять наркотики в возрасте 16 лет. Это долгие годы влияло как на карьеру, так и на личную жизнь музыканта — это была, как он сам выразился, «мартышка на моей спине». Уже в третий раз у Рэя находили наркотики — сначала кокаин и марихуану, затем и героин, но Рэй и в этот раз избежал тюремного заключения. В первый раз полиция нашла наркотики в его гостиничном номере ещё в 1961 году, но дело не получило продолжения, так как у полиции тогда не было ордера на обыск. Он лечился от наркомании в Лос-Анджелесской клинике, поэтому и не получил реального срока в тюрьме, а всего лишь год условно. После этого Рэй окончательно бросил наркотики. Как он объяснял позднее, «Иногда я чувствовал себя ужасно, но как только я выходил на сцену и группа начинала играть, не знаю почему, но это казалось как аспирин — тебе больно, ты его принимаешь и больше не чувствуешь боли». Зависимость Рэя от наркотиков широко отображена в фильме «Рэй».
          Всю последующую жизнь Рэй активно выступал против наркотиков. После того, как он бросил наркотики, изменился и его музыкальный стиль. Он стал ближе к мэйнстриму, хотя, с другой стороны, (быть может, это просто совпадение), после отказа от наркотиков практически ничего выдающегося Рэй не написал, а пел чужие песни, что, впрочем, делал просто фантастически.

          Считается, что аранжировав классическую песню в стиле госпел/ритм’н'блюз, Рэй давал ей голос и второе рождение. В альбом «Renaissance» (1975). вошла песня Стиви Вандера «Living for the city», записанная Рэем всего через несколько месяцев после выхода оригинала. За этот трэк Рэй получает «Грэмми». Вандер очень высоко оценил версию Чарльза, а также спел с ним эту песню дуэтом в 1990 году. Кстати, это был единственный в истории случай сотрудничества Рэя и Стиви на одной сцене.
      Характерные черты творчества Рея Чарльза периода 70-х — активное использование практически во всех композициях модного тогда Rhodes Piano с его узнаваемым звуком, длинные соло на нём же, пронзительные струнные аранжировки, мелодичные баллады и надрывный вокал. Также Рэй придаёт своим песням более современное звучание, вводит электронные элементы, зачастую заменяя ими реальные инструменты. С этого времени берёт начало его «фирменная»" манера игры на синтезаторе, с электронными соло, имитирующими электрогитару. Для достижения сходства Рэй помогал себе питч-колесом, к 90-м годам достигнув в этом совершенства.
           В конце 1980-х произошёл ряд событий, ещё более увеличивших признание Рэя среди молодой аудитории. В 1984 выходит альбом дуэтов «Friendship». На нём Рэй записался с некоторыми модными в кантри-сообществе музыкантами, а также с такими столпами музыки, как Тони Беннет (песня «Everybody gets the blues») и Билли Джоэл («Baby Grand»). Он снялся в эпизоде фильма «Братья Блюз (фильм)» c Джоном Белуши и Дэном Экройдом. В 1985 году «Night Time Is the Right Time» появилась в серии «Happy Anniversary» популярного телешоу «The Cosby Show».
           В 1985 году Рэй выступал во время инаугурации Рональда Рейгана. Рэй участвовал в рекламной кампании «Diet Pepsi», которая снова сильно увеличила его популярность. Во время этой кампании Рэй использовал знаменитый слоган «You Got The Right One, Baby!». Также он участвовал в телешоу «The Super Dave Osbourn Show». В начале 90-х годов Чарльз участвовал в нескольких музыкальных проектах — так, в частности, в проекте своего давнего друга Квинси Джонса «I’ll be good to you» (1990), (дуэтом с Чакой Кан, премия  «Грэмми»  1990 г.). Чарльза приглашают в различные совместные проекты, как например песня  «My Friend» с группой «Take 6», «Evenin'» с Тони Беннетом, классический госпел  «Amazing Grace»  с Лондонским оркестром в рамках благотворительной акции, и многие другие. В то же время продюсеры Чарльза решают воспользоваться ростом его популярности и выпускают альбом  «My World», записанный на котором кавер песни Леона Рассела  «Song for You» получил премию «Грэмми». Сочетавший элементы поп-музыки, соула и хип-хопа, этот альбом становится потрясающим, однако, пожалуй, последним отчаянный прыжком Рэя в сторону молодой аудитории.

           В конце жизни Рэй Чарльз дважды приезжал с концертами в Россию — в 1994 году и в 2000 году. В 1996 году на открытии Олимпийских игр в Атланте Рэй Чарльз исполнил свою классическую песню «Georgia On My Mind». В этом же году он выступил и на инаугурации Билла Клинтона — за три года до этого президент вручил ему Национальную медаль искусств.
           В мае 2002 года Римский Колизей принял своих первых слушателей - после 2000-летнего перерыва!.  Хозяином шоу, проходившего в защиту мира во всем мире, стал не кто иной, как Рэй Чарльз. Он исполнил свой классический хит «Georgia оn My Mind».
           В мае 2003 года Чарльз отыграл в Лос-Анджелесе свой 10-тысячный концерт. То есть на протяжении 50 последних лет своей жизни он выходил на сцену в среднем 200 раз в год. Так продолжалось бы и дальше, но подкачало здоровье. После операции на бедре музыкант много месяцев восстанавливал форму. Ему пришлось отменить ряд выступлений, но совсем отказаться от работы было выше его сил. Поэтому музыкант продолжал готовить новый альбом, на этот раз подборку дуэтов с Элтоном Джоном, Норой Джонс, Джонни Мэтисом и другими вокалистами. Это последний альбом, изданный после смерти Рэя в 2004, просто пришел и взял почти все «Грэмми» 2005 года в соответствующих категориях.

           Последнее выступление Рэя Чарльза произошло 30 апреля 2004 года в Лос-Анджелесе. Здоровье Рэя было подорвано операцией на бедре, от которой он долго не мог оправится — несмотря на болезнь, он продолжал работу над альбомом «Genius Loves Company». Рэй умер в возрасте 73 лет, в своём доме в Беверли-Хиллз, штат Калифорния. Причиной его смерти стала долгая и тяжелая болезнь, по-видимому, рак печени, начавший проявляться еще в 2002. По воспоминаниям Дэвида Ритца, в последние месяцы Рэй уже не мог ходить и почти не говорил, но каждый день приезжал на собственную студию "RPM" и делал свою работу.
            «Я не буду жить вечно», — как-то сказал Рэй Чарльз во время интервью. — «Ума, чтобы это понять, мне хватает. Дело не в том, как долго я буду жить, вопрос только — насколько красивой будет моя жизнь». Рэй похоронен на кладбище Инглвудского парка, в Инглвуде, штат Калифорния.

            Через два месяца после смерти певца вышел его последний альбом, «Genius Loves Company». В этот альбом вошли песни, исполняемые Рэем совместно с другими музыкантами. Среди них такие имена, как Б. Б. Кинг, Ван Моррисон, Джеймс Тэйлор, Майкл МакДональд, Элтон Джон, Бонни Райт, Нора Джонс и Джонни Матис. Этот альбом получил 8 престижных наград «Грэмми». Пять из них присуждены самому Рэю — «Лучший Поп-вокальный альбом», «Альбом Года», «Запись Года», «Лучшее Поп Сотрудничество» (песня «Here we go again» дуэтом с Норой Джонс) и «Лучшее Госпел-исполнение».
           На мемориальную церемонию в церковь приехали Стиви Уандер, Би Би Кинг и Вилли Нельсон. После мессы гроб открыли, чтобы тысячи поклонников могли проститься с Рэем под звуки песни «Over the Rainbow», выбраной для этого им самим. Осенью 2004 в 20-ти тысячном зале в Лос-Анжелесе прошёл большой концерт памяти Рэя Чарльза. Свою дань уважения певцу отдали многие известные музыканты, исполнив самые знаковые его песни. Завершился концерт демонстрацией на большом экране записи выступления самого Рэя с песней «America the Beautiful», которой зрители аплодировали стоя. В 2005 выходит еще один посмертный альбом музыканта, «Genius&Friends», в который вошли не выпускавшиеся ранее дуэты с современными поп- и соул-зёздами Крисом Айзеком, Джорджем Майклом, Мэри Джей Бридж и другими.
           Третий посмертный альбом вышел в 2006 и назывался «Ray Sings, Basie Swings», представший собой записанный аккомпанемент специально приглашенного для этого в студию легендарного оркестра имени Каунта Бэйси, наложенный на тщательно отреставрированный вокал Рэя с помощью компьютерных технологий. Альбом включает в себя главные хиты Чарльза и некоторые новые кавер-версии.
            «Это великое событие. Когда технологии 21-го века и бессмертный соул сплетаются вместе, получается результат на века» — заявил об этом альбоме маэстро Куинси Джонс, близкий друг и соратник Рэя Чарльз. А Дэвид Ритц, биографист Рэя Чарльза, назвал эту работу «вероятно, самой важной записью Рэя за всё время».
            Интересно, что на самом деле Рей Чарльз и Каунт Бэйси никогда не играли вместе, хотя однажды и выступали в одном зале один за другим.

           В сентябре 2010 компания Concord Records, на которой в последние годы записывался Рэй и которая активно занимается «раскруткой» богатого наследия музыканта, официально заявила о выходе нового альбома Рэя Чарльза. Новый диск называется "«Rare Genius: The Undiscovered Masters»" и состоит из 10 принципиально новых треков, никогда не выпускавшихся до этого. В основном это демо-записи 70-х и 80-х годов, по тем или иным причинам недоработанные и поставленные на полку. Как и в случае с «Ray Sings, Basie Swings» и «Genius&Friends», вокал Чарльза тщательно очищен он фоновых шумов, отреставрирован и наложен на свежезаписанное сопровождение специально приглашенных на студию музыкантов.
           Трэк «Love’s Gonna Bite You Back» уже доступен для ознакомления в сети. Официальный релиз назначен на 26 Октября 2010.

           Рэй Чарльз был дважды женат и является отцом двенадцати детей от девяти женщин. Его первый брак с Эйлин Уильямс был коротким: с 31 июля 1951 до 1952 года. У него трое детей от второго брака с Деллой Беатрис Говард Робинсон: с 5 апреля 1955 до 1977 года. В момент смерти его подругой и партнёром была Норма Пинелла.

          О жизни Рэя Чарльза был снят биографический фильм «Рэй», который вышел на экраны вскоре после его смерти — 19 октября 2004 года. Режиссёр фильма — Тэйлор Хэкфорд. Самого Чарльза играл Джейми Фокс. Бюджет фильма составил 40 миллионов долларов. Тэйлор Хэкфорд участвовал в создании фильма также как продюсер и сценарист. Фильм отображает период с 1930 по 1966 год. Джейми Фокс получил премию «Оскар» в номинации «Лучший Актёр» за эту роль. Фильм основан на автобиографии Рэя, изданной в 1978 году и называвшейся «Брат Рэй».
          К собственной слепоте Рей относился слегка иронично: снимался в кино, водил автомобиль, даже когда-то пилотировал аэроплан и всегда брился перед зеркалом. Перед каждым выступлением Рей Чарльз принимал стакан джина с кофе. По его словам, «это придает ему бодрости и куража для концерта».

          Во время приезда в Россию в 2000 году, Рей Чарльз, не шибко любящий журналистов, для российской прессы сделал исключение. Отвечая на вопрос, есть ли у него мечта, 70-летний музыкант рассмеялся: «Какие мечты у меня могут быть еще? У меня 14 премий «Грэмми», у меня есть все главные музыкальные призы, какие существуют. Я хотел играть в Карнегги-холле и я играл, хотел создать свою группу и создал, хотел объехать весь мир — объехал. О чем еще можно мечтать?»...

                По материалам Internet