Колченогий. Владимир Нарбут. Жертвы судьбы
Нам всем гореть огненными столпами.
Но какой ветер развеет наш пепел?
Когда я впервые прочитала "Алмазный мой венец" В.П. Катаева, то самой потрясшей меня фигурой, самой интересной, непонятной и влекущей оказался некто Колченогий:
"…он появлялся в машинонном бюро Одукросты, вселяя любовный ужас в молоденьких машинисток… Может быть, он даже являлся им в грешных снах."
Владимир Иванович Нарбут – величайший поэт Серебряного Века погиб в недрах Социалистической Революции, о которой он страстно мечтал как подлинный романтик. Он предугадал свою смерть и смерть своих самых любимых друзей, тоже Великих и даже Гениальных Поэтов России. Он был одним из шести акмеистов, то есть самым нелюбимым дитём Революции. Ибо Революции всегда любят только временно и только своих простых смертных…Гениальных же любая Революция рассматривает как жертву.Причем жертву презренную и необходимую. Революция гордится такими жертвами , думая , что она сильнее…
Нарбут был первым редактором ,поместившим в своем "ГАУДЕАМУСЕ"(молодежный журнал в Петербурге начала 19 века) стихи Анны Андреевны Ахматовой. Он был очень удачливым и Великим Редактором. Ему удавалось издавать известнейшие журналы, привлекая к сотрудничеству самых талантливых поэтов своего времени и выискивая их среди огромной толпы пишущих. Как потом произошло и с его Другом, тоже выдающимся Человеком, Валентином Петровичем Катаевым, который продолжительное время был Главным Редактором Журнала "Юность" . Он привлекал в свой журнал и "открывал" самых талантливых Писателей и поэтов. Потому что у Нарбута , и у его младшего товарища было ЧУТЬЁ на гениев и талантов , как , в своё время у Виссариона Григорьевича Белинского, что очень непросто и требует определенного гения уже у ищущего!
Именно Нарбут был центром талантливейшей группы поэтов Одессы:Олеша, Багрицкий, Ильф, Семен Киссельман (http://www.ruslit.com/?p=80)-Эскесс в "Алмазном моем венце") , тогда и сам Катаев, а также прочие , и имя им Легион…
Нарбут писал в стихотворении "Россия":
Щедроты сердца не разменяны,
И хлеб - всё те же пять хлебов,
Россия Разина и Ленина,
Россия огненных столбов!
Это было написано в 1918 году!
И, ах, эти "огненные столбы и столпы"… Ведь и у Гумилёва они же!!! Как русские романтики заблуждались, думая о Революциях и революциях… Все они и с маленькой, и с большой буквы, по меткому замечанию Эрнеста Хемингуэя, "замечательны только первые три дня, а потом начинаются разбои и убийства", поедание своих жертв и опять жертвы , жертвы, жертвы…
Вл. Нарбут с детства не был, как все - он заикался , в результате болезни потерял пятку и хромал, а в довершение всего, когда он вдруг перешел из эсеров в большевики (хрен редьки - не слаще), на имение, где он тогда жил, напали те, кто был против большевиков (или именно они напали) , и он потерял ещё и руку…
Жизнь моя, как летопись,загублена,
киноварь не вьется по письму.
Ну ,скажи: не знаешь, почему
мне рука вторая не отрублена?
Воистину "Колченогий был страшен , как оборотень".Так написано у Катаева…И очень хочется многое понять и почитать стихи того, про которого известно, что он стал довольно Большим Человеком в Новом государстве: редактировал Новые журналы , с одной стороны , и был основателем и главарем Цеха Поэтов ещё до Революции…
Не ночь, а кофейная жижа:
гадать и гадать бы по ней!
Пошла полумесяца лыжа
на полоз моих саней.
Козлиные гонятся лица,
поблеивают и поют.
Животная шерсть шевелится,
и волос - не гол и не крут.
И он ещё думал - ему удастся остаться в живых? Его любили женщины, несмотря ни на что…Он был высок и очень привлекателен. Образован: окончил Петербургский Университет по отделению восточных языков .Всегда был близким другом Гумилева , Ахматовой , Мандельштама , Зенкевича. Из довольно обеспеченной семьи. Необычный , всегда на виду…Да никогда никакая революция не оставляла таким ни малейшего шанса…Ни Гумилеву , ни Мандельштаму , ни , в конце концов, и Анне Ахматовой , которую революция не убила , но какова была жизнь…
О чем это все? Да о том, что быть Великим Поэтом – это всегда означает - быть подальше от власти и Революции потому что и та , и другая есть всегда, всегда ,слышишь Читающий, убийца Таланта, а поэтического, в первую очередь!… Ничто не спасло Гениев Русского Серебряного Века: ни поэма про революцию (А. Блок), ни "Огненный столп" Гумилева, ни нЕкое прославление Сталина в Последней поэме Мандельштама. Ни плодотворная работа и увлеченность жизнью Владимира Ивановича Нарбута, родившегося недалеко от Чернигова на хуторе Нарбутовка ,недалеко от городка Глухов…
Романтическая фигура ,нарисованная Катаевым, не только прославила и вернула к жизни Владимира Нарбута (Колченогий), но врезалась в память любого читавшего "Алмазный мой венец", а причитания критиков про "пошлое порождение своего времени" о Лучшем произведении мовизма, дают однозначно понять , что вечно , а что подвластно лаю "мосек" всех видов.
2010,сентябрь