Друг всегда будет с тобой

Алишер Таксанов
Давным-давно в одном селении жили два друга, вместе росли, вместе учились и вместе работали. Когда исполнилось им по восемнадцать лет, то, как и полагалось по обычаю, пошли они к прорицательнице, чтобы узнать свое будущее и построить свою жизнь так, как надо. Женщина зажгла священный огонь, раскинула кости и, увидев результат, покачала головой, после чего сказала:
- Вот у тебя, - она обратилась к первому юноше, - ждет хорошая жизнь, ты будешь состоятелен и проживешь счастливо. А вот тебя, - тут она повернулась к другому, - ждет смерть в тот момент, когда надумаешь жениться, твое будущее видится мне туманным...

Опечаленными вышли друзья из жилища прорицательницы. Не верится второму, что жизнь может закончится так неожиданно и в такой радостный миг, как свадьба. Как мог утешал его друг, но тому было все равно не по себе.
Прошли года. Первый женился, у него родились дети, они помогали отцу, и вскоре богат был его дом, много гостей посещало его, стал уважаемым человеком, за светом приезжали из дальних районов, даже принцы по крови заглядывали и просили поддержки. Второй же продолжал жить одиноким, и пустым оказался его очаг, ни детские голоса, ни ласковые слова супруги не раздавались здесь. Боялся смерти он и поэтому не нарушал завет прорицательницы. Ходил в обносках и всегда грустным.

Еще прошли года, уже седина блестит в волосах, а второй ходит без семьи и нет счастья в его доме. Схоронил он родителей своих, и беден его дом, нет радости на сердце.
Пришел к нему друг и говорит:
- Слушай, тебе уже больше сорока лет, нельзя так жить. Нужно заводить семью.
Тот возражает:
- Но ты же сам слышал, что предсказала мне колдунья. Не хочу смерти своей.

На что первый отвечает:
- Друг мой, всех нас посетит когда-нибудь ангел смерти Азраил. И предсказание прорицательницы... это было так давно, и есть ли уверенность, что она не соврала? Нельзя всю жизнь провести одиноким, у мужчины должна быть женщина, с такой целью сотворил нас Аллах. Послушайся моего совета: не смерти желаю я тебе, а счастья. Женись, а там видно будет.
Подумал второй и решил, что действительно нужно начать новую жизнь. Нашел он достойную женщину, друг помог ему организовать свадьбу. Прошла она пышно, много гостей было, богатых подарков получили молодожены.

И в тот момент, когда гости разошлись, устремился второй в спальню, чтобы объять свою супругу, как вдруг встал словно вскопанный. На ложе восседал ангел смерти Азраил и гладил он своей костлявой рукой косу.
- Напрасно не послушался ты прорицательницы, - молвит он. – Она же предупреждала тебя. Так что – извини! – я вынужден забрать тебя с собой!
Задрожал тут жених, упал на колени и не знает, что и сказать.
В этот момент в комнату вошел его друг. Увидел он ангела и говорит ему:
- Слушай, Азраил, этот человек прожил до седин без семьи. Жил честно и трудился, не покладая рук, никого не обманывал и не крал ничего – так в чем он виноват перед Всевышним? Если уж нужна чья-то жизнь, то возьми мою. Я получил в этой жизни все – и детей, и достаток, и уважение, так что и умирать не страшно. А род моего друга остановится на нем, и некому будет прийти на могилу, поплакаться и положить цветы. Так что возьми меня.

Удивился ангел, почесал затылок и говорит:
- Впервые я слышу такие речи. Но не я принимаю решения. Так что мне придется слетать в небесную канцелярию и там обсудить этот вопрос.
Исчез Азраил, а друзья молча сидели и ждали итогов.

Вскоре вернулся ангел и обращается к жениху:
- Аллах был поражен, что у тебя есть такие друзья. Поэтому он отменяет свое прежнее решение, и ты остаешься жить. Он поздравляет тебя со свадьбой, желает счастья и много детей, а также таких верных друзей. И дарит каждому еще по сто лет жизни!

Суть притчи в том, что настоящий человек всегда готов пожертвовать собой ради друга, и не боится никого, даже ангела смерти.