Поло

Мпавлов
                Поло


 Гремела война, над городком летали фашистские самолёты, слышались взрывы и все боялись, мы тоже боялись, все бежали и мы бежали.
  Отец  воевал, мы собрали  вещи и  всей семьёй подались на вокзал.
Нам повезло, разрешили ехать на Урал в предпоследнем двухосном вагончике в хвосте санитарного поезда. Санитар открыл теплушку, мы залезли в вагончик и поезд поехал. Иногда поезд останавливался среди леса
И мы видели, как санитары на носилках несли умерших воинов,
Завёрнутых в простыни, и грузили их в последний вагончик,
И поезд снова трогался. На больших станциях мы выходили на улицу
И видели, как санитары вытаскивали на перрон умерших бойцов и складывали их на перроне, в том числе из последнего вагончика,
Вокзальные бригады грузили их  в машины и увозили на местное кладбище.
  Через три дня приехали на Урал в город Алапаевск.
  Подошёл санитар в военной форме и сказал, что дальше поезд не поедет.
Еле вылезли из теплушки,  и пошли на станцию, мы с бабушкой  Полей остались на  лавочке, а дед с мамой Наташей ушли на разведку.
  Скоро они вернулись и принесли хлеба и воды и дали мне поесть и попить.
  Они разговаривали о том, что у мамы забрали паспорт и выдали справку,
 и предписание на работу в сельском  хозяйстве агрономом, и заменили продовольственный сертификат на новый, как семье  участника  боевых
действий на фронте. Место жительства определили -  разъезд  Строкинка,
По одноимённому названию деревни и реки. После прибытия к месту проживания, в сельском совете нас поселили проживать в пустующем доме,
  На краю деревни и разъезда, выдали мешок картошки и семян для огорода.
Через пару дней освоились и сами по себе распределились обязанности:
  Дед  Аполлон,  хотя настоящее имя  его было Остап,
Но почему- то,  его так всегда называли и он не обижался.
    Раньше по профессии он был змееловом и не боялся никаких змей,
  И работал по поиску неизвестных рептилий  для получения  яда.
Бабушка Поля работала агрономом, как потом и мама.
   Маме выдали  жеребца, запряженного в двухместную тележку с деревянными колёсами от телеги
И  она моталась по району день и ночь. За невыполнение  плана по урожаю
наступали печальные последствия вплоть до уголовной
   Мне оставались волшебные обязанности, ходить за ягодами.
Бабушка  занималась  хозяйством, а  дед огородом, носил воду из реки,
И ходил за грибами и заготовлял на зиму дрова.
   Осенью собирали урожай всей семьёй и закладывали его в яму.
Яму закрывали соломой, и закрывали крышкой. Яма была в сарае, где отдыхал конь, измученный поездками по полям.

Когда  солнце  выпарит   росу   дед, надевая  сапоги,  выше колен,
берёт два мешка, рогатый крючок и  острый нож с чёрной ручкой
и уходит за речку в гору, где громоздятся осколки скал
и  где греются на солнце змеи. Внимательно смотря под ноги,
Он ищет гадюк и находит, рогатым крючком зажимает голову змеи
И острым ножом обрезает ей голову и выбрасывает её воронам,
а  вороны любят угощение и тут же их съедают,  а  обезглавленные
тела складывает в мешок. Когда в мешке оказываются пять, шесть тел змей, завязывая мешок, смотрит на солнце и уходит домой.
   Дома  его ждёт бабушка, приготовив два деревянных тазика с водой.                В одном тазике чистая вода, а в другом вода с солью.
Дед  бросает в тазик с солью тела, и каким – то таинственным образом
Освобождает их от одежды, выворачивая их наизнанку.
Долго скоблит ножом, потом щедро обсыпает золой из печи
И вешает на верёвку на сквозняк под козырьком дома.
    Бабушка промывает тела в чистом тазике и бросает их в котёл с уже начищенной картошкой и ставит в горячую русскую печь, предварительно
щедро заправив солью и дикими ароматными травами.
Все садимся за стол и объедаемся вкуснятиной, вкус которой до сих пор помню. На следующий день дед снимает одежде змей и сильно вытряхивает.  Из этой мягкой  и красивой ткани мне сшили курточку и штанишки, а ещё Легкоступы.  Когда я ложился спать  у стены на лежанке
Дед  Аполлон присаживался ко мне и рассказывал о природе Урала и змеях.
Оказывается, самая  ядовитая змея  медянка, а потом гадюка, если они укусят, надо закупорить ранку мягкой глиной через пол – часа глина высосет яд. Самая крупная змея уральский полоз, он  бывает больше трёх метров,
У него нет зубов, но обладает магической силой. Когда он смотрит на жертву,
Она сама идет к нему в пасть, и он её проглатывает. Как всегда на следующий  день меня отправили за ягодами. На склоне горы к реке
ягоды были крупные и ароматные и земляника, княженика, черника и смородина.  Когда ягодами заполнился берестяной туесок и  , собираясь,  домой  увидел пенёк, на котором было удобно отдыхать.
  Я сел на пенёк, небо было голубое, вода в реке булькала и шипела.
Внезапно, со стороны  сельвы появилась большая змея. Она в мгновение ока
Обвилась кольцами вокруг меня и пенька, подняла  голову,  открыла пасть
 И пристально стала смотреть мне в глаза. Глаза у змея были коричневые с поволокой и туманные,  я испугался  и машинально высыпал ему полную кружку ягод  в открытую пасть. Змей проглотил ягоды и закрыл глаза,
а когда он их открыл, глаза у него были  Голубые – Голубые, как небо над головой.  Развернув свои кольца, он исчез в сельве реки.       

 Сидя на пеньке, я заплакал от страха, а потом подумал, что змей хотел меня съесть, но не съел, что он просто любит ягоды, что я понравился ему, и про себя дал ему имя Поло. Вспомнил деда Аполлона и что он говорил об
Уральском полозе. Да, это был полоз. Придя домой, я ничего никому не рассказал, а засыпая, решил, что завтра пойду по ягоды к пеньку.
      Утром, набрав ягод,  встал на пенёк и громко позвал Поло, Поло.
Трава зашуршала,  и появился Поло, Он обвился вокруг пенька и меня,
Поднял голову и открыл рот,  и я насыпал ему много ягод, он  закрыл глаза,
А когда он их открыл, глаза его были Голубые- Голубые, как небо.
     Поло не умел говорить,  но, то, что он хотел сказать, я понимал на расстоянии. Ты вчера хотел меня съесть, нет ответил Поло, я люблю ягоды,
Но не умею их собирать, они мне не подчиняются, ты не жадный.
    Потом он поднял голову к небу и долго молчал и запел,
Звуки его голоса напоминали журчание ручейка, бульканье   лёгкое шипение. Ну,  я пойду домой, иди,  ответил Поло, приходи завтра.
      И так было всё лето. Наша дружба всё крепла и крепла. Однажды, уже под осень Поло обвил меня кольцами,  поднял высоко и переправил через реку к поваленной ветром берёзе, под корнями которой была большая яма,
На дне, которой лежали жёлтые листья и мелкие сучки и сухая трава.
Поло опустил меня на землю и лег в яму, свернувшись кольцами, и стал смотреть мне в глаза своими голубыми глазами. Я понимал, что он приглашает меня в своё жилище. Я не могу Поло, мама заругается.
    Поло закрыл глаза и о чём- то думал, но я чувствовал, о чём он размышлял:
Осень кончается,  зимой я усну и не увижу тебя до следующего лета.
     Он вылез из своего жилища ,высоко поднял голову в небо и запел,
А потом переправил меня через речку к пеньку, развернулся и исчез в зарослях сельвы. Каждым летом мы встречались, и каждый раз он был в другой одежде, все змеи ежегодно меняют свой гардероб.
    Зимой я играл с деревенскими парнями и девчонками,
Они звали меня Васько и завидовали моей змеиной одежде,
А взрослое население деревни прозвали меня змеёнышем
И боялись ходить мимо нашего дома,  а если проходили, то крестились.
За пять лет я подрос на пять лет, но дружба с Поло переросла во взаимную любовь, встречаясь,  каждый день,  беседуя на пригорке, и каждый раз
При расставании Поло подымал голову в небо и пел свою таинственную песню. Прошло пять лет и однажды, мама приехало с полей не одна, а с отцом, И мы обнимались с ним и оба плакали. Дед  Аполлон  сходил к соседу
Антипу и привёл его к нам, они пили водку и закусывали американской тушёнкой, и говорили, говорили. Антип быстро захмелел и ушёл домой.
За окном лежал снег, отец помолчал и тихонько распорядился,
Чтоб мы собирали вещи и ничего лишнего не брали, потому что завтра утром
Мы все уезжаем в Свердловск.




Свердловск меня поразил трамваями и обилием металлических гаек
И  других  железяк,  валяющихся там и тут. Отец привёл нас в маленький домик, который он купил, возвращаясь с фронта. Впечатления большого города захватили меня. Здесь я вырос, окончил школу и работал на заводе
Сварщиком,  Однажды ночью в голове появился лёгкий туман и звуки,
Похожие на журчание ручейка, всхлипывания и шуршание, словно кто-то
звал меня. Проснувшись,  купил билет до деревни Строкинка. Проходя мимо
дома, где я прожил пять военных лет дома, увидел, что окна и двери заколочены досками крест-накрест. Постучал в ворота к Антипу, он вышел,
посмотрел внимательно, ты ли это, да конечно я, а что приехал?
приехал проведать  старый дом. Не ходи туда, там живёт большой змей,
Да это же Поло, мой друг.  Антип покачал головой, взял топор и пошли  к дому. Сосед распечатал окна и двери, но со мной не пошёл, а остался на пороге с топором в руках. В доме посветлело, на полу толстым слоем лежала сухая трава и мелкие сучки, а на моей лежанке возле стены лежал  Поло.
   Я подбежал к нему, положил руки на спину и прошептал: здравствуй Поло,
ну как ты? Он поднял голову, открыл глаза, и глаза его были Голубые- Голубые. Неожиданно он вздрогнул, голова упала на лежанку, по телу прокатилась судорога, и вытянувшись в струнку, замер.
 Руками я чувствовал, как жизнь покидает его, а тело быстро холодело ,крикнул Игната, он вошёл с топором в руках и понял, что Поло умер.
Он посмотрел и, заикаясь, промолвил: жди, сейчас приду.
Вернулся  скоро, принёс берёзовый кол и куски верёвки и мы с  ним
Свернули Поло в кольцо, завязали  верёвками, и просунув кол в середину,
Вынесли Поло на улицу  и принесли к пеньку. Игнат принёс две лопаты
И берёзовую плаху. Возле пенька вырыли яму, набросали на дно сухой травы
И мелких сучьев, уложили Поло и засыпали землёй, по верху холмика
Положили берёзовую плаху, а я перочинным ножом вырезал крупными буквами:  Поло, а внизу 1941 г.- 1945г, Игнат разлил водку по стаканам,
А я произнёс: за тебя Поло, за нашу любовь и дружбу.
Небо над нами было голубое-голубое, а река булькала, журчала
и тихонько шипела, а в голове появился легкий туман.