Субъективные записки об объективных событиях

Евгений Панченко
В Севастополе

         В суматохе время летит быстро. Вот и майские праздники позади. Зигмас наметил выход из Севастополя на 24 мая.  Без спонсорских денег, но с твердым обещанием, что они все же будут, я смог присоединиться к нему только двадцать первого. Без труда, отыскав 57 яхт-клуб ВМФ, я еще издали увидел «Камчатку», мерно покачивающуюся у причала. Внутри царил кавардак, среди которого за бутылкой водки расположились Жилайтис, Олег Ветров и незнакомый мужчина. После сцены приветствий, обниманий (с Ветровым мы не виделись семь лет), знакомств -   выяснилось,  что ребята отмечали успешный спуск на воду. Из-за проблем с краном, это случилось только в канун моего приезда. Ясно, что первоначально назначенный срок выхода сорван. Остаток дня был посвящен знакомству с городом, в Севастополе  я в первый раз, а на следующий, отмечали день рождения Зигмаса – 58 лет. В документах датой рождения значиться шестое июня, но как рассказывал Зигмас, родился он в лесах Литвы в военное лихолетье, и справку о рождении родители смогли оформить только после того, как сумели добраться до официальных властей. Отметили скромно. Подъехал сын Зигмаса от первого брака, Витас с невестой, они живут в Крыму.  Был Олег Ветров и еще несколько мужиков, помогавших с ремонтом.
          После некоторого расслабления, закипела работа. Зигмас занимался яхтой, я закупкой продовольствия и топлива. Выход наметили на второе июня, воскресенье.

          С утра в пятницу, я отправился в порт для оформления документов. В таможне, дав необходимые бланки, попросили в воскресенье не уходить, так как у них выходной  и присутствует только дежурная смена. Я ответил, что у нас уже приглашены провожающие, в том числе и из других городов, а дежурная смена нас вполне устроит. На меня многозначительно посмотрели, но ничего не сказали. Далее был санитарно-карантинный отдел. Здесь с меня потребовали медицинские справки, а за Свидетельством об освобождении от дератизации отправили в портовую СЭС на другой конец города. Справок, естественно, у нас не было. Срок действия Зигмасовой давно истек, а я про таковую при сборах забыл вообще. Напрасно пытался я убедить санработника в том, что мы граждане другого государства и им, в принципе, не должно быть до нас никакого дела. Мои аргументы действа не возымели.
           Для начала я поехал в СЭС. Начальница встретила меня приветливо. Выяснив, что взять передачку на Камчатку мы не сможем, по причине того, что не знаем, когда яхта там окажется, интерес государевой персоны ко мне пропал.
   -  Свидетельство можем выдать после того, как осмотрим яхту, не раньше понедельника. Стоить будет 500 гривен.
         Ничего себе! С нас хотят слупить, как с обычного парохода. Просто так выложить такую сумму мы не в состоянии. Да и сроки. Видя, что спорить бесполезно, я вышел на улицу. Благоухание природы и летняя безмятежность южного города мало сочетались с моим настроением. Но проблемы поставлены, и их надо решать.
         Проходить медкомиссию официально, как гражданам другого государства, нам будет долго и дорого. Я поехал в санчасть спортивного клуба Черноморского флота России. Начальник был в командировке в Москве, всем заправляла медсестра. Ничем помочь она не смогла. Я вспомнил, что в яхт-клубе, где стоит «Камчатка» тоже есть штатный врач.
Но оказалось, что после чемпионата ВМФ России по парусному спорту, который завершился накануне, врач, с сегодняшнего дня, отпущена в отгулы. Было, отчего приуныть. Помощь пришла неожиданно. Видя наши удрученные физиономии, тренеры яхт-клуба поинтересовались, в чем дело. Через некоторое время с одним из них, я уже мчался во врачебно-физкультурный диспансер города Севастополя, предварительно прихватив бутылку шампанского и коробку конфет. И вот вожделенные справки на руках. Время 15.30, я еще успеваю вернуться в санитарно-карантинный отдел. Там новый дежурный, но он в курсе того, что «Камчатка» оформляет отход. Справки его устраивают, а относительно дератизационного свидетельства он рекомендует обратиться к заведующему отделом, Егору Ивановичу Плису, говорит, что он классный мужик (при этом на себя просит не ссылаться). Егор Иванович будет завтра утром. Как оказалось, Плис на сам деле мужчина, что надо. Посетовав, что зря вчера его сотрудник направил меня сразу в СЭС, он выписал свидетельство за 50 гривен и пожелал счастливого плавания. Дежурный шлепнул печать на судовую роль.
               Вечером перешвартовались для приема воды и встали бортом к причалу для удобства провожающих. Начальник яхт-клуба поинтересовался временем отхода, намекнув, что, возможно, будет оркестр.
               С утра на яхту потянулись провожающие.  Многочисленные севастопольские яхтсмены, с которыми Зигмас успел подружиться за месяцы ремонта, из Симферополя приехали Витас с невестой и мои друзья-однокашники. Стол накрыли в кокпите, но яхта не могла вместить всех желающих, и еще один импровизированный стол организовался на причале.
                В 12 часов отдали швартовы и направились к морвокзалу для таможенного и пограничного оформления. Тихо, без фанфар. Оркестра не было. Мы не расстроились. Вместив сколько можно народа, нас сопровождал Ветровский    «Фиолент».
               Оформление не затянулось. Придравшись к паре справок, таможня констатировала, что яхта к отходу не готова. Назначив новую дату выхода на вторник 4 июня, вернулись в яхт-клуб. Наутро поехал в таможню и под руководством инспектора заполнил все необходимые бумаги. Предъявление властям назначили снова на 12 часов.
                4 июня в 10 утра от дежурного по яхт-клубу звоню пограничникам и, как положено, подтверждаю время оформления. Просят заранее подвести судовые роли. В прошлый раз этого не было. Нахожу машину и еду на КПП. Приняв бумаги, дежурный говорит:
- Без десяти двенадцать подать машину для доставки наряда от КПП к морвокзалу.
              Смотрю на Володю, который меня подвез. Он парусный мастер, перешивал Зигмасу паруса.
 - У меня дела, я не могу.
 - Решайте свои проблемы сами – сказал дежурный и закрыл дверь.
              Возвращаемся в яхт-клуб. Зигмас идет к начальнику просить машину. Машины нет.
  - Заказывайте такси.
              Конечно, чего проще. Да только вот после расчетов за ремонт, закупки снабжения, денег у нас осталось всего 200 баксов. По началу Зигмасу обещали,  что Флот поможет  топливом и кое каким продовольствием, но то ли команды не дошли куда надо, то ли еще, что-то не срослось. В общем, пришлось все покупать на свои.  Мои практически ежедневные звонки в Петропавловск, ситуацию со спонсорской помощью не прояснили. Если помнит читатель, деньги нам были обещаны твердо, вопрос только во времени. В Петропавловске этим осталась заниматься моя жена. Процедура поступления денег к нам продумана:  у меня карта VISA, у жены доверенность на пополнение карточного счета. Но ей  каждый раз говорят:
 -  Пока ничего, звоните завтра.
              Она звонит, потому, как кровно заинтересована. Не имея денег на обратный билет, я могу надолго затеряться среди россыпи Карибских  островов.
               Бегаем с Ветровым по яхт-клубу, ищем машину. Находим «Запорожец», водитель которого, не отказывается нам помочь.
 - Согласиться наряд в «Запорожце» ехать?
 - А чего им выпендриваться? Отечественная машина, других здесь не выпускают. 

 
            
Поехали!

       Без пятнадцати двенадцать выбираем якорь и в очередной раз направляемся к морвокзалу. На причале нас провожает не более пяти человек. Ошвартовались в таможенной зоне. Трое инспекторов покуривают поодаль, но к яхте не подходят – ждут пограничников. Минут через десять появляется «Запорожец» с нарядом. Власти поднимаются на борт. Сегодня они настроены гораздо доброжелательней. Пограничники быстро пропечатали паспорта, дело за таможней. Несмотря на приветливость, досмотр очень тщательный. Потом Зигмас скажет, что первый раз столкнулся с таким. Но и эта процедура позади. Мы отваливаем. Курс на Стамбул, там по плану первая стоянка. Всего то триста с небольшим миль. Кто бы мог подумать, что на сушу в следующий раз ступим только через тридцать суток?!
              Море встретило ровным ветром от юго-запада, идем, чуть отклоняясь от генерального курса. Грот, генуя, дизель. От берегового питания аккумуляторы не берут полную зарядку, поэтому Зигмас решает первые сутки пройти под двигателем. К вечеру погода портится. Капитан, осмотрев в локатор горизонт, выглядывает из люка:
 - Приближается дождевой заряд, скоро вмочит.
                Еле успел натянуть непромоканец – ливануло, как из ведра.
                К утру, к работе дизеля добавился посторонний звук, который то усиливается, то пропадает. Не поймем в чем дело, вырубаем дизель, когда запускаем снова, все повторяется. Яхта издает непонятные звуки, при этом вокруг собирается немыслимое количество дельфинов. Такое ощущение, будь-то они слетелись со всего моря, что бы посмотреть, кому это так больно. Аккумуляторы набились,  двигатель можно заглушить.
                Но батареи имеют тенденцию к разряду.  Седьмого июня вновь запускаем дизель и включаем его на ход, дельфины тут как тут.
                Зигмас высказывает предположение:
 - Может, чего на винт намотали? Надо нырнуть.
                Нацепив маску и ласты, лезу за борт.
 - Все нормально, винт чист, на валу тоже ничего нет.
                Повторяем попытку, к звукам привыкли, вроде бы ничего не происходит. Лежу, дремлю между вахтами, мы их распределили четыре  часа через четыре. Вдруг сверху ссыпается Зигмас, предварительно заглушив дизель, и к моторному отсеку, затем довольно спокойно:
 - Идем ко дну.
                Меня подбрасывает из койки, подлетаю к нему, в лодку, как из брандспойта, через дейдвуд хлещет вода. Зигмас пытается заткнуть отверстие рукой:
  - Давай быстрей чоп.
  - Я его в глаза не видел. Где искать?
                Меняемся местами - я иду на амбразуру, Зигмас - на поиски чопа. Наконец он найден и забит в дыру. Пока возились, в яхту набралось изрядное количество водицы, по верх пайол она перекатывается от борта к борту. Электрической помпы у нас нет, в ручной через некоторое время, что-то заклинивает. Переходим на ведра. Провозились часа три, прежде чем в лодке не осталось воды. Сели перевести дух и обсудить ситуацию. Вал каким-то образом отсоединился от двигателя и, судя по всему, вместе с винтом булькнул на дно.
 - Слушай, - осенило Зигмаса – я вал кое-как вставлял, ему перо руля мешает, приходилось выворачивать. Когда все случилось, руль прямо был, может, вал уперся в перо?
                Я сигаю за борт.
 - Черта с два, как будь-то,  ничего и не было.
       Как потом выяснилось, вал обломился в районе шпонки и, оказавшись короче, беспрепятственно выскользнул из дейдвуда.
        Бедная «Камчатка», над ней какой-то винтовой рок. Новый, 2001 год яхта встречала у причала в Гонконге. Стали уходить, оказалось, нет винта. Швартовались, был, сейчас – нет, значит где-то на дне. Глубина под лодкой тридцать метров. Старпом Олег Иванов каким-то чудом сумел раздобыть акваланг и разыскал винт, водрузив его на место. Затем, находясь уже в Средиземном море на пути в Черное, после одного из штормов, выяснилось, что винт утонул вновь. Это добавило проблем мореплавателям – Босфор пришлось преодолевать на буксире за рыбацкой шаландой, выложив за это немалую сумму из и так скудного бюджета. В Севастополе предложили изготовить новый вал, но как видно, металл оказался с дефектом, что и не замедлило сказаться.
 - Что будем делать? Вернемся в Севастополь, денег для ремонта все равно нет, когда будут – не известно. Моя навигация на этом наверно и закончится.
            У Зигмаса тоже нет никакого желания возвращаться.
  - Что, не парусник мы, что ли? Пойдем под парусами. А как узнаем, что  появились деньги, подвернем куда-нибудь для ремонта.
              Я забыл представить читателям Зигмаса, как страстного радиолюбителя, который  почти все свободное время просиживает за радиостанцией. Находясь еще в Индийском океане, у него завязались контакты с радиолюбителями из Саратова и Москвы, которые любезно согласились передавать информацию от Зигмаса по E-mail по нужным адресам и в обратном порядке, естественно, то же. Так что у нас, несмотря на отключенный за неуплату спутниковый телефон, связь с Большой Землей имелась практически постоянно, правда в строго определенное время. На том и порешили. Настроение немного улучшилось.      
                Часть продуктов намокла и проследовала за борт, разделив участь вала и гребного винта.  Решив, что драматичность ситуации может ускорить получение денег, готовлю информацию для Камчатских СМИ, и с очередным сеансом связи она отправляется на полуостров.