Когда познаются друзья?

Алишер Таксанов
(Притча написана
со слов друга Шарафа Домини)

Давно это было, и не упомнит никто. В те времена в одном из государств Востока правил страной мудрый и благочестивый падишах. Любил его народ, потому что защищал он и налоги были умеренными, при нем процветали ремесла и торговля, поля давали богатый урожай, трудились в медресе священники, ученые и мыслители.
Был у падишаха сын, и когда ему исполнилось восемнадцать лет, позвал отец его и спрашивает:
- Ты уже большой, и мне хочется знать, сколько друзей у тебя?

Отвечает молодой принц, размахивая руками:
- О-о, отец, что за вопрос - их у меня тысячи, может, полторы. Вместе мы устраиваем пирушки, ездим на охоту, устраиваем игры, скачки. Веселимся, и друзья всегда рады мне, и всегда со мной.
- А верные ли они тебе?
- Хо, отец, конечно, верны они мне, а то были бы в моих друзьях?

Задумался падишах, почесал бороду, а потом говорит:
- Гм, ясно... Пора, сынок, жениться тебе. Уже достаточно взрослый ты, и вскоре придется брать на себя корону власти, ведь я не вечен. Подыскал тебе хорошую невесту, благородна и чиста она, будет тебе верной женой. Поэтому хочу пригласить твоих друзей на свадьбу, чтобы порадовались они твоему семейному счастью.
- Отец, спасибо вам, - склонил голову сын.
- Поэтому иди знакомится с невестой, обхаживай ее, готовь палаты, где вы будете жить и растить детей, а я тем временем позабочусь и о свадьбе, и о приглашениях твоих полторы тысячи друзей.

Сказано – сделано. Через три месяца играет шумная свадьба во дворце. Танцуют красивые женщины, играет веселая музыка. Фокусники показывают свои номера, акробаты исполняют трюки, аския рассказывают интересные и смешные истории. Столы полны яств и напитков. Богатые подарки у ног жениха и невесты. Гости ликуют, народ тоже веселиться.
Но сидит грустным принц, и падишах спрашивает:
- Чего же ты не весел, сын мой? Аль свадьба плоха или невеста не к сердцу?

Отвечает тот:
- Ох, отец, не пойму, где мои друзья? Я же их жду, а никого нет. Неужели они позабыли о дате моей свадьбы или не получили приглашения?
Не успел он услышать ответ падишаха, как раздался тревожный звук боевого рога. С одной из башен дворца сообщали, что у ворот остановились три вооруженных всадника, и стража спрашивала, что делать.

- Пропустите их! – приказал правитель.
Через минуту три всадника были у трона. На них боевые доспехи, щиты, копья и мечи. Грозны были своим видом, и многие гости испугались, попятились назад. Однако молодой принц признал в них своих друзей.
- О-о, это вы! – обрадовался он. – Но почему вы так снаряжены? Я же вас на свадьбу приглашал!
Отвечает один из всадников:
- Извини, друг мой, но мы пришли на войну!
- На какую войну? – не понимает принц.

И тут вмешивается падишах:
- Разреши, сынок, тебе все пояснить. Решил я проверить твоих друзей, могут ли они быть твоей опорой, помощью, мудростью и опытом, когда страной управлять будешь ты и нужда в этих качествах станет необходимостью. Я им сообщил, что на нас идет враг и просил их помощи, и смотри - из полторы тысячи друзей вот только эти трое пришли к тебе и готовы биться насмерть ради тебя.

Удивился сын, вертит головой от растерянности, не знает, что сказать.
- Помни, что отдыхать с тобой придут тысячи друзей, а воевать – только единицы, и они будут твоими настоящими друзьями. И они достойны быть рядом. А теперь приглашай их к столу!
Понял это принц, и с тех пор старался быть мудрым во всем, и друзей искал не по праздным делам.
..............

Примечание:
Данная история не является просто легендой, в современные дни нечто подобное тоже имеет место. Так, мой друг Шараф был достаточно известной личностью и состоятельным человеком. У него каждый вечер у дома стояли по десять-пятнадцать автомашин, и друзья засиживались до поздна. А когда Шараф попал в беду, то все они вдруг расстворились и не показывались. Через некоторое время Шарафу удалось разрешить свои проблемы. Он вернулся домой, в одном из крупных ресторанов устроил большой праздник и пригласил туда тех, кто раньше назывались его друзьями, и сказал им:
- На Востоке много жизненных поговорок, и одна из них гласит: не имей сто дирхамов, а имей сто друзей. Я же говорю: лучше иметь сто дирхамов, чтобы мог покупать таких друзей, как вы!
Кто был амбициозным сразу встал и ушел. Другие стыдливо посмеивались и тихо-тихо тоже покинули ресторан. Остались те, у кого совести совсем не было.