Как строить диалог с ребёнком

Анастасия Воронцова
      Как  правильно построить воспитывающий диалог со своим ребёнком? Вопрос непростой. Главное в установлении диалога - это совместное стремление к общим целям и задачам, совместное видение ситуаций. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Ребёнок не обязан полностью поддерживать вашу точку зрения. Чаще всего вообще точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта и ситуаций. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуются родители в общении с ним. Надо детей заинтересовывать. Они познают мир, жизнь. Важно, чтобы первостепенным был его интерес к чему-либо. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Частью ячейки общества. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу. Это самый лучший вариант для развития семьи. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Не надо смотреть на своё чадо с высока, да бы утвердиться в статусе своей самостоятельности и взрослости. Ещё хуже если вы будете переносить негатив от какой-либо ситуации на ребёнка. Это неприемлемо. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком. Не делайте так никогда. Не загоняйте его в психологический угол. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Не надо давать ребёнку свою точку зрения, надо правильно воспитывать его самостоятельность, чтобы у него появилось своё личное мнение. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании. Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Вспомните, когда у вас родился первый ребёнок, он ведь изменил и вас.
      Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени меняются в своих психологических качествах, их внутренний мир заметно трансформируется. Обычно такие изменения происходят в лучшую сторону. Реже, когда характер родителя ухудшается, но такое происходит, слава Богу, редко. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Только понимающие мудрые родители способны найти верную позицию в этом вопросе.
      Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.
      Поймите, с ребёнком надо разговаривать. Только в диалоге зарождается взаимопонимание, и вы сможете почти полностью избежать, в дальнейшем проблему отцов и детей.