Крутой вираж

Вадим Усланов
КРУТОЙ  ВИРАЖ
(Из цикла «ЗНАКИ СУДЬБЫ»)

   Все, кто знал об этом, молчали, отводили глаза в сторону.
   Один не побоялся сказать правду – Виктор, начальник ОКСа химзавода. Он вышел за мной следом из кабинета, отозвал в сторонку.
   - Понимаешь, старик, с меня взяли слово держать язык за зубами, но я… я добро не забываю. – Он наклонился и стал говорить еще тише. – Тебе у нас в городе работу не найти. Алферов постарался, и горком, похоже, с ним заодно. Меня, например, наш секретарь обрабатывал. Город маленький, сам знаешь…
   Да уж, Ленинск-Кузнецкий  город  небольшой – две улицы. Одна идет по меридиану, другая по широте. И несколько проулков пообочь. Промышленных предприятий раз - два  и обчелся, в основном шахты. Сначала я побывал  на близлежащей от дома шахте им. Ярославского. Потом - в ЦЭММ (мастерские электромеханические), на заводе Горно-шахтного оборудования. И везде облом. «Друзья»… Когда канючили «выручи, кабель гавкнулся», «трехфазный счетчик нужен позарез», были друзья. Теперь чуть ли не в первый раз в глаза видят. Вакансий нет - таков был смысл сбивчивых объяснений.
   - Мне не нужна должность, - пытался убедить «друзей». – Могу и электрослесарем.
   Пожимали плечами.
   - Мой тебе совет, - продолжал Виктор, - возвращайся на КСК. Плетью обухом не перешибешь. Алферов же понимает, такие специалисты на дороге не валяются. Мастером  пока поработаешь или кем там еще.
   Не кем-то, Алферов уже предлагал  должность заместителя главного энергетика…
   
   Главного энергетика камвольно-суконного комбината, то бишь меня, уволили за нарушение техники безопасности. Как пить дать: с чем боролся, на то и напоролся.
   Случай вопиющий: при весьма странных обстоятельствах погиб несовершеннолетний,  ученик электромонтера. Он  упал из чердачного помещения в машинный зал через отверстие для светильника. Парнишку либо кто-то столкнул, либо он сам покончил жизнь самоубийством. Это все понимали, но догадки к делу не пришьешь. Пришить к делу надо  было виновников. А их искать, что два пальца об асфальт. Пришили. Решением суда начальнику электроцеха дали два года лишения свободы. Главного энергетика уволили.
   Что ж, пошел в отдел кадров за трудовой книжкой. Тартыева, начальник, рослая, рыжая женщина с белесыми глазами, посмотрела на меня, как подобает смотреть чиновнику, недружелюбно, сказала:
   - Зайдите к директору. Он хочет с вами поговорить.
   Алферов, грузный мужчина, в годах, с походкой страдающего геморроем человека, встал из-за стола, пошел мне навстречу. Протянул обе руки для приветствия, обнял. Начал издалека, посочувствовал: ничего, дескать, не поделаешь, так сложились обстоятельства, он тут бессилен. Спросил, как настроение мое, что собираюсь делать? Я пожал плечами: какое тут настроение?
   - Понимаю, понимаю… В заместители пойдешь?
   - Директора?
   - Шутник, - скупо хохотнул директор и серьезно добавил: - А что, взял бы. Но не сейчас.  Твой отдел оголять нельзя. Сергей парень толковый, перспективный, но ему помочь надо. 
   - А кого под суд отдадите, - не удержался я, - Меня или его?
   - За что?
   - За аварию на котельной.
   - Какую аварию? Ты что, бог с тобой? Не каркай.
   Забегая вперед, скажу: их потом было две. Оба котла при пуске взорвались.
   Когда я вернулся в отдел кадров, Тартыева спросила:
   - Может, напишите заявление по собственному желанию?
   - А как же решение обкома профсоюза?   
   - Что вы как маленький, ей богу.  Кто нас проверять будет?
   Добрая что-то стала инспекторша. С ведома директора, конечно. Причина выяснилась позже. Комбинат подал иск на выселении меня из ведомственной квартиры. Суд не принял заявление, поскольку меня уволили не по собственному желанию и не за нарушение трудовой дисциплины. Но тогда я меньше всего об этом думал. Я просто не хотел никуда уходить.

   … Виктор не унимался:
   - Все же понимают, увольняя тебя, Алферов  разом закрывает все свои дыры: и за гибель пацана отчитается перед Москвой, и за качество продукции - энергетик не обеспечил микроклимат в цехах. А, главное, будет выглядеть соколом перед местными властями. Как же, уволил саботажника, который ставил палки в колеса – не давал разрешения на пуск котельной. Я был тогда у вас на пусковом штабе, когда второй наплыл на тебя. Помнишь?
   Еще бы не помнить?!! «Это аполитично, - заверещал фальцетом второй секретарь горкома партии. – В микрорайоне три пятиэтажки уже готовы принять жильцов, а мы не можем подать туда тепло. Позор! На носу зима…». Он что-то еще говорил, но я его не слышал.  «Аполитично!». А пускать незаконченную монтажом котельную политично?
   Виктор вздохнул:
   - Всех устраивало твое увольнение.
   Как потом оказалось, далеко не всех. Возмутились рядовые рабочие и даже один начальник цеха – тепловентиляционного. Свое несогласие моим увольнением они выразили коллективным письмом в горком партии. 350 подписей собрали. Беседу со мной  вела инструктор промышленного отдела. Поручили кому? Кто ничего не решает. Ясно: формальность надо соблюсти, для отчета. Я так ей и сказал: «Вам нужна птичка в отчете? Можете ее нарисовать». И ушел.
   Но это было днями позже. А пока я шел домой с тяжелым чувством безысходности. В таком плачевном положении мне еще не доводилось бывать. Туго приходилось и раньше, но всякий раз надежда на лучшее не покидала меня: была бы шея, хомут найдется. Это успокаивало. В этот раз хомут пустили на дрова. Без работы оказалась и супруга. Ее также попросили написать заявление по собственному желанию. Домой идти не хотелось. А куда идти? К кому? Некуда и не к кому. Беда человека, как заразный вирус, переходчивая. Это интуитивно чувствуют все, к кому за поддержкой приходит несчастный, и вольно или невольно стараются себя обезопасить.
   Хватился, что проехал мимо дома, когда меня кто-то спросил:  «Выходите?». Я глянул в окно: автобус подъезжал к парку. Где-то же выходить надо. И я вышел. На единственной аллее парка не было ни души. Холодно. Промозглый октябрьский ветер пронизывал насквозь. Зачем-то свернул в сторону железнодорожного полотна.  Товарная ветка проходила в низине. По ней медленно двигался состав с углем. На другой стороне оврага находилось двухэтажное обветшалое здание. Обращало на себя внимание и вывеска на нем: «Ленинский шахтер».  Газету под таким названием я регулярно читал, но только теперь узнал, где находится ее редакция, хотя прожил в этом городе уже больше года.
   Подумал с усмешкой: «Вот где я еще не был: на рельсах и в редакции».

   В горестных раздумьях прошли несколько дней. Больше для очистки совести сходил еще на электроламповый завод - бесполезно. Там же у проходной зашел в магазинчик, купил бутылку водки и шматок колбасы. Домой пошел напрямую через пустырь. По пути набрел на кострище. Кто-то здесь отдыхал и не раз. Кругом валялись пустые бутылки, пачки из-под сигарет, прочий хлам. Я сел на один из принесенных кем-то камней Достал из кармана водку. Открывать бутылку почему-то не поднималась рука. Столько лет в рот не брал и что же… взять вот так и нажраться одному? Я смотрел на злодейку с наклейкой и думал: «Вот оно мужское счастье слабака».
   Минуя редколесье молодых сосенок, в мою сторону двигалась легковая машина – новенькие «Жигули». Она остановилась метрах в пятидесяти от меня. Я ждал, что кто-то подойдет ко мне и попросит освободить насиженное место. Но никто не выходил из машины. Я ждал, не торопился и водитель. Через слабо тонированные боковые стекла были видны голова пассажирки и спинка переднего сиденья. Вскоре они откинулись назад. Им там тепло, хорошо. Всем хорошо. Одному мне худо. И супруге. Ничего не надо, ничего не хочется. Даже водку и ту пить не тянет. Что делать? Уезжать? Куда? Кто нас ждет? Дожил: никому не нужен. Валентина молчит, лишь сверлит укоризненно глазами. Может, все же послушать Виктора и вернуться на КСК? Нет, нет, нет. Не хочу. Уходя, уходят. И за колючей проволокой оказаться тоже не лучшая перспектива. Сергей, племянник Алферова, даст согласие на пуск котельной, как пить дать. Что случись, с него взятки гладки, - молодой неопытный, не вошел в курс дела, его не тронут, оправдают. А что будет с его заместителем? Одному богу известно.
   За размышлениями я не заметил, как ко мне подошел молодой мужчина. В руках он держал свернутую в трубку газету
   - Бедуем? - спросил он, веселый, разгоряченный. – Один пить не можешь? Да? Помочь?
   - «Ленинский шахтер»? – спросил, показывая на газету.
   - Ага. На подстилку.
   - Читаешь? Хорошая газета?
   - Зашибись. А ты чо спрашиваешь? Никак корреспондентом работаешь?
   - Нет. Только собираюсь. – Ноги у меня затекли, встал: – Стаканы есть?
    - А то, - парень борзо побежал к машине, обернулся: - Девушку позвать?
    Я согласно кивнул головой, поставил бутылку на землю, колбасу положил на камень, и пошел восвояси, не оборачиваясь.
   
   Бредовая мысль о том, не пойти ли работать в редакцию, постепенно перестала казаться одиозной, все чаще и чаще она стала приходить на ум. А что? Во-первых, туда, наверняка, не догадались позвонить и предупредить, чтобы меня не брали на работу. Во-вторых, опыт  нештатного сотрудничества с редакцией «Кузбасс» мизерный, но был. В далекие годы юности даже курсы рабкоров закончил, от нечего делать, из баловства. Подтолкнула на это неожиданная встреча с отцом, которого потерял во время войны, и который оказался журналистом и драматургом.
   Красноречивое молчание и укоризненные взгляды супруги сделали свое дело. С ватными ногами я поднялся на второй этаж уже знакомого обветшалого здания. Пошел по коридору. Поглядывая налево и направо, читал надписи на дверях. Мне нужен был кабинет редактора. Одна дверь в конце перегораживала коридор. Я подумал, что за ней находится приемная. Вошел. И слева увидел то, что искал: надпись «Редактор».
   Редактором оказался очень приветливый, располагающий к себе человек Лях Игнатий Игнатьевич. Он выслушал меня внимательно. Я честно признался, что быть журналистом никогда не мечтал, что сейчас мне просто некуда податься, что и опыта у меня совсем чуть-чуть. Только после моих признаний Лях объяснил, что пришел я не по адресу. Мне ведь нужна была редакция городской газеты «Ленинский шахтер», а попал я в редакцию сельской районной газеты «Знамя труда».
   - Может, и хорошо, что вы случайно попали к нам, - сказал Игнатий Игнатьевич, - В «Ленинском шахтере» вакансий нет. Я это точно знаю. А у нас есть одна свободная должность – радиоорганизатора. Радио в селах нет, поэтому радиорганизатор работает как обычный корреспондент газеты. Если вы не против, я приму вас на работу.

- * -

   В рассказе « Майский заплыв» я писал о предупредительном знаке судьбы. Но бывает, когда судьба, не дождавшись должной реакции на свои предупреждения (а сигналы мне такие были раньше и не раз), поступает жестко и бескомпромиссно.
   До сих пор не могу понять, как я мог пройти мимо кабинета редактора городской газеты «Ленинский шахтер». Шильдик был на месте. Но я его почему-то не заметил. Почему? Почему не заметил также вывеску «Редакция газеты «Знамя труда» над той самой поперечной дверью? Будто кто меня в этот момент ослепил. Даже трудно представить, что бы сталось со мной, если бы я ничего не перепутал и попал на прием к редактору Лакисову Александру Ивановичу. Вряд ли бы он встретил меня приветливо. Грубость и жесткость этого человека я через год испытал на себе. Но я ему все равно благодарен. Он сделал из меня журналиста.
   Этот рассказ получился довольно длинный. Но если бы я попробовал рассказать о других знаках судьбы, которые неуклонно толкали меня в журналистику, получилась бы целая повесть под названием «Как я стал журналистом». А кому она нужна, кроме меня самого?
   Конторщики КСК поначалу (доходили сплетни) смеялись надо мной. И жена долго не могла смириться с моим выбором. Она все же считала меня грамотным инженером и  толковым руководителем.