Первая любовь

Вадим Усланов
 ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ


   Было это очень давно, чтобы все помнить, но слишком памятно, чтобы забыть.
   Шел 1948 год. Мы уже не голодали, не ходили  по весне на колхозные поля, не рылись в холодной грязной жижи в поисках невыкопанных с осени гнилых картофелин, не варили затируху из отрубей и не заправляли ее трансформаторным маслом. Но родители по-прежнему должны были проявить хитрость голи, умудряться пошить одежонку, прикрыть  наготу детей, да так, чтобы сорванцов не путали с нищими на паперти.
   Моя мама, еще вчера работавшая уборщицей в ФЗО (фабрично-заводское обучение – прообраз нынешнего ПТУ), пошла на повышение, стала комендантом, но мы все так же ютились в общежитии, где в комнате, площадью 18 кв. м., кроме нас, жили еще четыре женщины. Вот на этом фоне я познал радость первой любви.
   Наш двор представлял вытянутый прямоугольник из шести двухэтажных домой. Лишь три из них были целиком заселены жильцами. В трех других располагались и само ФЗО с учебными комнатами, красным уголком, библиотекой, столовой, которая по вечерам превращалась в клуб с настоящей сценой и занавесью, где ставились спектакли про партизан и Зою Космодемьянскую, а после устраивались танцы, и… и вот что странно. В то время никто не удивлялся тому, что в этих домах еще и жили. Три квартиры занимали обычные жильцы, бывшие беженцы с Украины, а одна использовалась по специальному назначению. Квартиросъемщики в ней постоянно менялись. Обычно это были какие-то начальники, на длительный срок командированные из Москвы. Так однажды в ней поселилась семья Мочаловых из трех человек. Младшую, девочку моих лет, звали Люда. Из ревности или зависти, не знаю, из-за чего больше, мой друг Олег Миркин дразнил меня потом, даже тогда, когда Мочаловы уехали, Русланилюдмила.
   Когда Люда в первый раз вышла на улицу, ее тут же окружили наши девчонки, а мы, пацаны, встали поодаль, «не проявляя» к новенькой никакого интереса. В какой-то момент новенькая бросила на ребят деланно равнодушный взгляд, который вдруг остановился на мне. Какое-то любопытство, особый интерес, как мне показалось тогда, мелькнул в этом взгляде. Потом она еще раз украдкой посмотрела на меня, потом еще. Меня это начало волновать. Такого интереса к себе со стороны девчонок я раньше не чувствовал, не испытывал и сам подобного волнения. Ночью я долго не мог заснуть.
   Через день или два, точно не помню, мы всей гурьбой девчонок и мальчишек нашего двора пошли в клуб смотреть мультфильм. Это, видимо, был самый первый опыт мультипликации. Мы все были в восторге. В особом восторге был я. Люда, которая с девчонками, сидела впереди, часто оборачивалась, пока не погас свет, и наши взгляды встречались. Больше я ее не видел. Вернее, видел, но лишь в окне. Родители перестали отпускать ее на улицу. Они не могли позволить, чтобы их любимое чадо общалось с голодранцами. Два окна второго этажа квартиры Мочаловых выходили во двор, который для нас, пацанов, был одновременно и стадионом, где мы играли в футбол, волейбол, городки, попа-гоняла, и «театром военных действий».
   Я часто поглядывал на эти окна, и когда в одном из них появлялась она, у меня будто вырастали крылья. Я шутя забивал голы, пронзал своей «шпагой» гвардейцев кардинала, которые были старше меня и выше ростом, одним ударом биты выбивал из квадрата «бабушку в окошке». Внимательный Олег Миркин заметил, когда именно у меня особенно хорошо все получалось. И однажды решил поставить меня на место. Мы были вдвоем во дворе, когда в окне показалась она. Олег заметил ее и стал провоцировать меня на борьбу. Мне не хотелось с ним бороться, потому что он был крупнее меня, старше на полгода и сильнее. Обычно он легко клал меня на лопатки, когда устраивали борьбу у него дома. На улице, во дворе мы не боролись – больно падать и грязно. Но он потащил меня ближе к стайкам, где лежал неубранный коровий навоз. Быть замаранным в дерьме мне тем более не хотелось. Но Олег все же пошел на меня буром и с какой-то даже злостью. У меня не было выхода, пришлось сопротивляться. Какое-то время мы топтались на навозе. Я чувствовал, что вот-вот буду повержен, краем глаза посмотрел на окно и увидел, как она качнула головой сверху вниз, понял – она болела за меня, «помогала» мне. И помогла. Не знаю даже, как это вышло, Олег будто поддался мне, будто сам лег на навоз. Мне почему-то стало жаль его. Я не ощутил радости победы. Напротив, почувствовал себя виноватым за то, что все так вышло. Он потом не разговаривал со мной несколько дней.
   Любовь и свобода. Какая между ними связь? Самая прямая. Любовь – это несвобода. А свобода – это не любовь.
   Я не случайно привел пример из далекого прошлого. За детскими увлечениями нет ничего меркантильного. Их даже нельзя отнести к разряду чистых помыслов, потому что в них нет вообще никаких помыслов. Просто очень хочется видеть, лицезреть предмет своего обожания и только. И вот, несмотря на независимость от побочных расчетов, материальных тем более, любовь этих чистых душ повязывает, делает их зависимыми друг от друга. Я целыми днями, в любую погоду торчал во дворе, чтобы увидеть свою Людмилу. Одно это говорило о том, что я не свободен от самого себя. А она была к тому же заточена в собственной квартире.
   Но вот дети вырастают, становятся юношами и девушками. На смену платонической любви приходит эротическая, а с нею появляется и деловой расчет, не всегда явно выраженный, однако в конечном итоге достаточно конкретный. Какая уж тут СВОБОДА?
   К чему весь этот разговор? А к тому, что пора прекращать этот очень вредный, никому не нужный разговор о свободе. Он приводит к нелюбви, вражде друг к другу, порождает конфликты не только на бытовом уровне, а и в масштабе гражданского общества. Когда революционеры прошлых веков под лозунгом СВОБОДЫ и ДЕМОКРАТИИ поднимали наших предков на баррикады, а нынешние демократы на борьбу с ТОТАЛИТАРИЗМОМ, который сами же породили, они лишали наших отцов и дедов вчера, а нас нынче ЛЮБВИ взаимной. Не случайно, после революций и переворотов, разворачивались гражданские войны, пышным цветом «благоухает» она и нынче. Не замечаете?
   Скажите, Вы за что: за любовь или свободу?
   По закону жанра я должен вернуться к тому, с чего начал. Люду Мочалову я увидел, восемь лет спустя. Я шел в институт на занятия, когда увидел их вдвоем, Люду и ее маму. Они шли мне навстречу. Мы узнали друг друга. Они обе покраснели. Люда оказалась крупной девушкой и очень полной, даже слишком, я бы сказал, полной для своего возраста. Откормили девочку. Я не решился сказать им: «Здравствуйте». Пусть думают, что я их не узнал.