Эх, дороги...

Виктор Светозарский
Позади тысячи километров дорог под палящим солнцем, под проливными дождями. Днём и ночью наша группа пробивалась к самым отдалённым и недоступным местам, но где жили люди и откуда приходили заявки...

Эта заявка поступила из Волховского РУВД. Когда мы прибыли в управление, начальник ясно сказал отцу:
- " Этот посёлок у чёрта на рогах и дороги туда нет, только вдоль Волхова, а катера у меня нет и подрядить никого не смогу. Я бы на твоём месте, майор, не ездил туда. Мы можем созвониться с их председателем совхоза, чтобы они эту дрянь утопили."
Батя посмотрел на мордатого, упитанного начальника с нескрываемым презрением:
- " Зачем тогда заявку приняли и регистрировали? И Вы думаете, что там люди глупее нас? Если бы было что-нибудь "несерьёзное", то они и сами бы утопили без нашей подсказки. А коль дали заявку, значит там что-то серьёзное."

Батя достал свою карту и предложил начальнику показать, где этот посёлок. Отметив его на карте, отец убрал её в планшетку и "откланялся" местому милицейскому начальнику, который только и сказал: "Ну, как хотите."

Небо было хмурым. В воздухе явно ощущалось присутствие дождя. Ребята ждали появление своего командира возле машин. Выйдя от начальника, он изложил нехитрый план.
- " Сейчас в столовую на ужин. После 20 минут отдыха и выезжаем на заявку. Предупреждаю водителей: дороги нет. Будем двигаться вдоль берега. Почва глинистая, берег обрывистый, поэтому соблюдать максимум осторожности. Дистанция 50 метров. Протяжённость маршрута порядка 25 км. В деревне должны быть с утра, чтобы по свету назад. Вопросы, предложения?"

Не поступило. Все знали, что командир выполнит эту или любую другую заявку, если даже придётся идти пешком. Был случай, когда командир одной из групп разминирования, пошёл на поводу одного из начальников и не выехал в адрес заявки, которая тоже исходила из медвежьего угла. В результате 15 летний пацан сам попробовал "разминировать" авиабомбу. Погиб. А один местный житель был ранен случайным осколком. Результат ранения - ампутация ноги...

Дорога упёрлась в р.Волхов. Ждём паром, чтобы переправиться на другой берег. Паром медленно пересекает реку. Чёрная вода с шумом огибает его прямоугольное тело. Река форсированна. Покидаем посёлок и выходим на высокий волховский берег. Никакой дороги, естественно, нет. В свете фар видна старая тракторная колея, избитая копытами коров. Это и есть наше направление. Движение начинаем в полной темноте, которую прорезают только фары наших машин. На отдельных участках скорость доходит до10-15 км/ч, что является весьма приемлемым.

В кабине тепло и уютно, тянет в сон... И вдруг молния слепит глаза, практически сразу раздаётся гром и без каког-либо вступления на землю изливаются потоки воды. Сильнейший порыв ветра ударил в борт машины, отчего она вся содрогнулась. Мне даже показалось, что её сдвинуло в бок и следующий порыв может вообще опрокинуть нас в реку. Всё залило водой. Свет фар не позволял различить кромку берега. Мы остановились.
- " Что, Юра, не видно?"
- " Так точно. Как это надолго? Тов.майор, не подмоет берег-то?"
- " Это вряд ли, но лучше не стоять. Двигаться нам надо. Метров на 5-7 видишь?"
- " Вижу!"
- " Понял!" - с этими словами отец открыл дверцу и выпрыгнул в кромешный ад.

Какое-то время его не было видно, и я начал проявлять по этому поводу беспокойство, но вот в свете фар появилась его фигура, и он дал знак на движение. Отец шёл впереди машины, показывая дорогу. Перед второй машиной шёл Яков.

Через час дождь перестал, ветер стих. На небе зажглись мириады звёзд. Земля представляла единую водную поверхность, от которой начал подниматься туман, вновь растворяя очертания берега.
- " Батя, давай я пойду."
- " Выдержишь?"
- " Что я, маленький?!"
- " Хорошо. Спупай. Скажи Андрею, чтобы он перед своей машиной шёл, а Якову отдых."

Оставив кабину, ощутил себя маленьким одиноким мальчиком, который волею судьбы был занесён на какую-то необитаемую планету, где постоянная ночь с пугающими звуками; причудливые формы туманы окончательно сломили остатки моего мужества. Мне стало жутко, а надо ещё дойти до второй машины. Я не дошёл, а добежал! Когда рядом со мной очутился Андрей, стало необыкновенно хорошо от того, что я не один! К своей машине возвращался уверенным и бесстрашным.

Отец периодически открывал окно и спрашивал:
- " Ты как? Не устал?!"
- " Нет!" - отвечал я и упорно шагал вперёд.

Когда нога оскользнулась в очередной раз, я потерял опору и упал в лужу, показавшуюся такой тёплой, что так и хотелось остаться в ней, как маленькому поросёнку, но надо встать и идти дальше. Сил же хватило только на то, чтобы сесть...

Ещё не пропели третьи петухи, как мы были в нужной нам деревне. Остановились у колодца. Ни души. Сон валил с ног, и мы задремали прямо на своих местах.
- " Эй, военные! Вы там, что померли? Или так славно дрыхните?"
Батя поднял тяжёлую голову, открыл дверь и спрыгнул на землю. Я тоже проснулся и спрыгнул следом за ним. Поздоровались с благообразным стариком.
- " Матвей! Как за старасту здеся."
- " Михаил Васильевич! Командир."
- " Ты, Василич, по какой сюда надобности будешь?"
- " Заявка от Вас была на предмет обнаружения взрывчатого предмета."
- " Так оно и есть. У нас тама даже цепление стоит, чтобы кто чего по пьянке не натворил. Оть как всё сурьёзно! Поехали! Укажу, где эмто будет."

Остановились около пустующих коровников. Спешились. Возле полуразрушенной каланчи прохаживался участковый, специально прибывший в деревню для соблюдения порядка и организации охраны объекта.
- " Участковый, Хорошин Игнат." - представился он отцу.
- " Ну, показывай Игнат, что у Вас тут такое?"
- " Вот!" - он указал на свежие развалины каланчи, где проглядывались несколько мин.
- " Поздравляю! - обратился отец, как бы ко всем. - Очередной фугас! Игнат, с Вас оцепление. Рвать буду на месте."
- " Ты уж, Василич, рвани! - встрял в разговор Матвей.- А то пацаны тута с городу до бабок. И нам боязливо. Насчёт циплению подсобим, а то як же, правды, Игнат?"
- " Так точно, тов.майор! Оцепление организуем!"
- " Возьмёшь и моих ребят. Со мной одна машина Нама. Сгрузить взрывчатку и все в оцепление! Даю час. Выполнять!"...

Через час деревню потряс мощный взрыв, уничтоживший остатки каланчи и сложивший два пустующих коровника. Благодарное население снабдило нас в дорогу солёной и свежей рыбкой, парным молоком. Рыбку зажарили на завтрак, сделав остановку на прекрасном волховском берегу. Жизнь продолжается! Если заканчивается одна дорога, то обязательно начинается другая....



В органах может и бывают "глухари", а у бати "глухих" заявок не было. Вот и сейчас направлялись на выполнение одной из них.
Этот день не задался с самого утра. Под утро пошёл сильный ливень и старенький тент не выдержал, потёк. И потёк не где-нибудь, а прямо над моим лицом. Струйка была тоненькая, но холодная; сон, как рукой смахнуло. Отполз от протечки, закрыл глаза... и услышал этот ненавистный комариный писк; результат: я весь избит сам собой, а комару хоть бы что. К рассвету сон меня всё же сморил, чему был несказанно рад...

Спал так сладко, что меня еле-еле растолкали к завтраку. Тучи умчались за горизонт, день обещал быть погожим. Мне так хорошо стало и подумалось, что вместе с тучами унеслись мои ночные "кошмары" и, что нарождающийся день будет ярким и насыщенным. Не угадал...

В костре разогревались банки с кашей. Мы уже вытащили свои и уплетали за милую душу, только Яшка не ел.
- " Яш, ты чего не ешь? Разогрелась уже!"
- " Я люблю поджаристую. Ещё рано. Пусть немного постоит!"
- " Ну,как знаешь!"
Яша знал и дождался! Каша так высохла, что разгрызть было невозможно, а волокна мяса превратились в неломающиеся иглы. Пришлось открывать другую банку и есть холодную кашу, запивая горячим чаем...

Посёлок, в который мы направлялись, находился в Кировском районе и даже дорога к нему была. Дорога - это чисто условно, точнее: наезженная колея. Едем. Хорошо едем. Нам всёравно ,где ни едь - хорошо! Машины такие! Жители посёлка в одном месте решили улучшить колею, набросав в неё ветки, доски, кусты. Мы уже проехали этот участок, как Юра останавливает машину, зовёт меня с собой и быстро выпрыгивает из кабины. Естественно, вылез и батя. Юра уже под машиной и меня зовёт. Залезаю. Вижу он держит зажатый в ладонь резиновый шланг и прикрывает его большим пальцем сверху.
- " Витя, возьми шланг так же, как я держу. Главное заткни пальцем отверстие, чтобы жидкость не вытекала."
Пока он передавал, а я принимал этот шланг, часть жидкости пролилась мне на кисть руки. Запахло чем-то спиртным и сладковатым. Оказалось, что мы этими кустами порвали тормозной шланг и надо было сохранить остатки ценной жидкости.

Батя, узнав в чём дело, решил нас оставить здесь, а сам на второй машине убыл в посёлок на заявку. Так мы остались одни. Юра что-то искал, тихо ругаясь сам с собой, а я смотрел на свою руку, которую обильно облепили комары и мошка. Кисть от их укусов раздобрела, круглая такая стала. Минут через двадцать ремонт был закончен, вымыли руки, развернулись и стали ждать наших. Я достал по сухарику, но сон так быстро сморил меня, что сухарь так и остался нетронутым.

Пока наших не было, мы провалились в глубокий сон, что не сразу услышали, как нам сигналили вернувшиеся с заявки. Проснулись только тогда, когда батя открыл дверь кабины. Заняв своё место, спросил:
- " Юра, что с тормозами?"
- " Неважно. Только с третьего-четвёртого качка берут."
- " Значит так, сейчас на Мурманку и в Кировск в гаражи. Там всё и доведём до ума."
Ну, не наш это был день! До трассы оставалось не более ста метров....



Нормальный просёлок, впереди обычная лужа...почти обычная. Машина, как с обрыва ныряет в эту лужу, вода бьёт по лобовому стеклу. Юра прибавляет газ, машина проходит критическую отметку, начинает выкарабкиваться из этой ловушки, кабина уже вся вышла из воды и в это время Юра допускает ошибку, переключая скорость. Всё, сели! Причём хорошо так сидим, надёжно, одним словом! Тент с машины был снят на предмет его списания, а новый пока не получен. Смотрим, из воды только кабина торчит, а кузов весь в воде, опилки плавают. Хорошо по луже прокатились!

Особо, конечно, не расстраиваемся: у нас есть вторая машина, сейчас зацепим и вытянем. Зацепили трос. Тянем, а результата никакого: мылят колёсами на месте и всё. Решаем под тягач брёвна подложить. Задумка сработала! Медленно, но связка пошла! Только радость была недолга. Не наш это день!!! Каким-то образом одно из подкладных брёвен сыграло и прямиком влетело в моторный отсек. Серёга мгновенно заглушил машину, а из-под кабины повалил дым. Откинули кабину, сняли клемму с аккумулятора. Провода перебитые, бревно торчит, дрянь дело! Одна по самые не балуйся в воде, без тормозов, другая с бревном и перебитыми проводами. Батя посмотрел на всё это, махнул рукой и сказал:
- " Я в Синявино 2 за трактором. Без него нам делать нечего!"
Сказал и пошёл, а это 6 км будет.

Мы тоже не собирались сидеть сложа руки. При помощи пилы и кувалды извлекли бревно из моторного отсека. Серёга с Юрой довольно быстро восстановили проводку. Машина завелась с полтыка, все приборы работали...

Часа через четыре вернулся батя. Один, без трактора.
- " Нет у них сейчас тракторов! Чёрти что!"
- " Тов.майор, не нужен нам трактор. Мы сами всё сделали!"
Только теперь отец заметил, что обе машины стояли на дороге, готовые к движению..

Эх, дороги, сколько их осталось позади? Но нет ни одной, которую бы я вспоминал недобрым словом. Ведь это непросто дороги в виде серой ленты асфальта, просёлка или колеи - это дороги нашей судьбы, нашей жизни.