Как заставить ребенка учиться хорошо?

Наталья Маевская
Нужно научить его просто мечтать!

***

Если Ваш ребенок не успевает в школе, и Вам кажется, что уже все безвозвратно потеряно, возможно мой небольшой опыт в этом вопросе сможет хоть как-то помочь.

***

- Мама, ну, я решила. Я хочу поступать на отделение гостиничного хозяйства в колледж. – Как будто бы невзначай сказала мне вчера дочь Светлана по дороге домой с нашего хутора.
Я от неожиданности и радости даже в тормоз уперлась, грибы из корзинок рассыпались по всему салону.

- Опачки! Молодец, Света! И даже картинку уже представляешь? – спросила я.
- Ага. – Она закрыла глаза, откинула голову назад мечтательно и продолжила.- Я, стройная, худенькая (она сейчас пышка у меня), на высоких каблуках, в элегантном костюме встречаю важных гостей в фойе. Я – хозяйка  какого- нибудь высококлассного отеля. Говорю на всех языках. И у меня в гостинице два президентских номера: в один могу поселить какого-нибудь президента какой-нибудь страны, а лучший всегда готов встречать тебя, известную, популярную писательницу. Ты же постоянно на гастролях!
- Ого! Так ты и про меня намечтала?! – Смеюсь.
- Ну, да. Все, как ты учила. Я все представила.

***
 
А два года назад был другой разговор. С теми же участниками. Только везла я тогда в машине из детского дома незнакомую двенадцатилетнюю девочку, которая стала моей дочерью по велению судьбы или Всевышнего. Мы не были хорошо знакомы, а пока километровые столбики считали от одного до трехсот,  разговаривать о чем-то было нужно. И я спросила: «Света, а кем ты мечтаешь стать, когда вырастешь»?

- А  я не мечтаю. Как будет, так и будет. Мне ничего не нравится, а то, что нравится, у меня никогда не получится. – Ответила она как-то даже не то, чтобы обреченно, а безразлично и насмешливо. – Что я глупая, что ли, мечтать. Может, за границу уеду, может…
В целоффановом пакете – котомке она везла нажитое за эти годы имущество:  дневник школьный и личный, фотографию в рамке и письмо от мамы из тюрьмы, в котором та просила у нее денег.

Школьный дневник пестрел хорошими и отличными оценками, что меня радовало. Недолго. С первых же дней в столичной школе эти оценки стали постепенно съезжать и съезжать вниз, пока не превратились в реальные «удовлетворительно» и даже ниже.

Картина стала ясной – мой ребенок отстает от всех сверстников и почти по всем предметам. И это не первый класс, а вторая половина седьмого.

Чтобы вы представили объективную картину,  приведу пару только примеров.

- Светик, глянь, который час! – Прошу, суетясь на кухне. Дочь глазеет на часы и молчит. На мой вопрос, почему, отвечает, что по таким часам, с обычным циферблатом и стрелками,  не понимает. Знакомы только электронные, которые висели в холле приюта.

Чтобы разобрать предложение  по частям речи, пришлось начинать с того, что такое существительное, глагол, прилагательное. Про наречия и прочую ерунду вообще молчу.
И началось… Мы взяли в школьной библиотеке учебники по всем предметам за все годы. Каждый день вместе делали домашнее задание: муж курировал точные науки, я – языки, сын (ровесник дочери) – историю и белорусский.

Было всякое: вырывание листков из дневника и слезы, «А нам ничего не задавали» и слезы, обмороки во время контрольной и слезы, списывание у соседа, потерянная тетрадь, грубость, нервозность, апатия и депрессия, и все – слезы, слезы, слезы… И ее и даже иногда наши.

Я никак не могла объяснить,  почему, зачем нужно хорошо учиться. Никак не получалось внушить, что главное – даже не оценка, главное – понимать.

И вот однажды Света спросила, может ли обыкновенная уборщица зарабатывать так, чтобы на жизнь хватало. Это был переломный момент. Я поняла – это -  самое главное – мой ребенок не умеет мечтать! Все дело только в этом. Именно этим объясняется полное безразличие в познании чего-то нового, страх перед любой активностью, непонимание того, как брат – ровесник по собственной воле садится за уроки, что-то читает дополнительно украдкой по ночам, ищет в интернете.  Как расстраивается из-за плохой оценки, чем ему так интересная история, зачем стучать на ударной установке до крови на руках, зачем уже сейчас листать справочник для поступающих в ВУЗы.

Домашнее задание мы делали в несколько этапов:

- прочитала задание и упражнение или задачу
- закрыла учебник и, понимая, о чем идет речь, пересказала это задание, объяснила то, что от нее требуется
- рассказала правило, на котором основано это задание, при необходимости нашла это правило в учебнике этого или предыдущего года
- сделала или попыталась сделать самостоятельно
- проверили, помогли сделать
- теперь по аналогии сделали еще одно, очень похожее на учебниковское, придуманное нами, задание
- самостоятельно придумала похожее задание

Конечно, как вы можете догадаться, на уроки у нас тогда уходил весь вечер, иногда и до полуночи засиживались. Но в школу дочь шла с хорошим настроением и уже не боялась, что могут вызвать, а контрольные стала ждать с интересом, с не меньшим – результатов контрольной. Если чего-то не понимала, после урока, не боясь выглядеть дурой, приставала к учителю с просьбой еще раз объяснить. Сама захотела и записалась на дополнительные занятия и различные факультативы.

В общем, чтобы долго вас ни мучить примерами «перестройки», скажу главное – уже к концу года дочь на родительском собрании назвали одной из лучших учениц в классе, все учителя отметили необыкновенное усердие и целеустремленность. В этом году Светлана – одна из трех лучших учеников по успеваемости и активности в жизни класса.

Откуда же у нее появилась эта прыть, это желание?! Не от простой же совестливости или вдруг взявшегося не из чего энтузиазма. Нет, конечно. Перемены в  сознании появились после задушевных разговоров о том, что человек должен мечтать. Если нет мечты – нет и будущего. Мы, к примеру, добрались и до «Секрета» Ронды Бёрн. Просмотрели бегло, поговорили, посмотрели внимательно – поговорили, обсудили.  Посмотрели еще раз, постоянно вжимая «паузу», теперь уже обсуждали, спорили, примерами из собственной жизни нашпиговывали, доказывая, что мысль – материальна, а без мечты человек медленно умирает.
И вот мы решили, что мечтать нужно о самом- самом заветном, о таком, что сейчас кажется нереальным. И делать все, чтобы добраться до самой высокой ступеньки, стараться в каждом деле, за которое берешься быть первым, чтобы не быть последним, по крайней мере.

Дочь сама сделала вывод и даже удивилась очевидности – если мечтать стать кассиром или секретарем, то только кассиром и секретарем и можно стать.

И стали мы с этой точки зрения подбираться к своей мечте и думать над тем, куда ж податься после  успешного (!) окончания  школы: в парикмахеры (высшего разряда), в бухгалтеры ли (супер квалификации) или…

- Так, почему же ты, все- таки, выбрала факультет гостиничного хозяйства? – Спрашиваю из любопытства – эту сферу мы как-то совсем не обсуждали.

И получаю ответ буквально по пунктам:

- Во- первых, эта профессия всегда будет востребована
- Во- вторых, зная азы и не только, я смогу работать в этой области в любой стране мира
- В- третьих, требуется знание иностранных языков и бухгалтерии, а и то, и другое мне нравится (Ого, уже нравится?!)
- Ну, и мне нравится общаться с людьми, быть успешной, украшать, придумывать новое, путешествовать

Мне сейчас нужно постараться закончить хорошо этот год и сделать попытку – в колледж поступить, тогда в университет попасть будет легче.

И так далее, так далее… И она до самого дома рассказывала о своих планах, как о чем-то, что обязательно будет в ее жизни.

И оно обязательно будет – мы же этого хотим!

А домашние задания всей семьей мы уже не делаем, дочь учится с большим удовольствием. И родительские собрания – весьма приятные мероприятия в нашей семье.

«Я, стройная, красивая, на высоких каблуках, в элегантном костюме встречаю важных гостей в фойе. Я – хозяйка  пятизвездочного отеля на берегу океана»…