Справедливости ради

Михаил Махов
«Справедливости ради»

   Приближается очередной праздник освобождения Москвы от польских захватчиков. Было много публикаций о Дмитрие Михайловиче Пожарском и тех событиях. Радостно их читать, но иногда бывает и огорчительно – поскольку часто в них повторяются исторические ошибки и сохраняются «клейма» наложенные на действующих участников, появившиеся в силу разных причин. Но не только это, но и объявленная подготовка к канонизации Дмитрия Михайдовича Пожарского подтолкнули меня внести свою лепту в это замечательное дело. Давно пора!  Представляя материалы исследований, которые мы, совместно с учеными из Москвы, школьниками школы г. Пестяки, Ивановской области собрали,  на протяжении 8 лет изучаем жизнь и деятельность князя Дмитрия Михайловича Пожарского и открыли за это время  много новых, уточняющих фактов, скажу что в них есть ряд спорных вопросов на которые мы сами бы хотели получить ответы, опровержения или доказательства, по этому заранее благодарю за критику и жду писем от исследователей. Думаю, что наши исследования не решат многолетних споров, но читателям будет интересно узнать и другую версию событий, подтверждаемую историческими документами. Сразу оговорюсь, что совершенно точно сейчас никто ничего не может сказать, так как специально свидетельств подвига Пожарского  долгое время никто не собирал и не сохранял. О нем забыли на целых 200 лет. Петр 1 посещая Нижний Новгород, над могилой Кузьмы Минина вспомнил об их подвиге. Екатерина Вторая составляя историю Руси помянула о Пожарском. Но особенно вспомнил о его подвиге царь Николай 1 когда война с Наполеоном потребовала вспомнить о своей вере и своих героях. Он воздвиг на месте захоронения князей  Пожарских и Хованских мавзолей из белого мрамора. Но особенное исследование жизни Д. М. Пожарского было предпринято в 1852году. Когда отыскали его могилу. Вспоминали на юбилеи, а так же в 1913 году к торжествам по случаю 300 - летия дома Романовых.
Дмитрий Михайлович Пожарский -один из верных, преданных Руси князей, который в очень трудные  времена вместе со многими встал на защиту её чести и достоинства. События смуты  того времени могут быть не только поводом к скорби, но и верным указателем пагубных причин, которые всегда приводят государство в расстройство. Вот на какие их них указал ректор Владимирской семинарии, протоиерей Михаил Херасков на открытии памятника на могиле Д. М. Пожарского в 1885 году.
1. «Крайнее развитие произвола, необузданные чувственные страсти, алчность и корыстолюбие отдельных личностей – забвением общего гражданского блага, попрание законов и разобщение с правительственной властью»
2. «Отсутствие законных государей на престоле русского царства»
3. «Но самой бедственною, можно сказать, чертою смутного времени, в котором суждено было жить доблестному князю Пожарскому, - это было крайнее расслабление религиозного чувства в русских людях».
Все это привело к подчинению иноземцам и к огромной смуте и крови. Но был ли князь Пожарский спасителем Руси? Безусловно был, но одним из многих. Первым никого и не назовешь. Тем не менее, надо сказать, что князья Шуйские сыграли одну из главных ролей в сопротивлении иноземцам и предателям. В 1606 году 19 мая Василий Иванович Шуйский восходит на Престол Русский, а патриархом становится митрополит Казанский Гермоген. Это он в свое время засвидетельствовал чудотворное явление иконы Божьей Матери Казанская и своими руками переносил её в храм. Они - то и составили опору и основу сопротивлению,  помогали свергнуть Лжедмитрия 1.  На «венчании» 16 мая 1606г. Лжедмитрий и Марина Мнишек не подошли к чаше для причастия, что и стало поводом в восстанию бояр в ночь на 17 мая.  Восстание возглавил Василий Шуйский. Не все бояре были привлечены к нему, но Пожарский был с Шуйским, за что и получил земли, включая село Нижний Ландех, (ранее Владимирской а теперь Ивановской губернии) в свою вотчину ( это будет важно, но об этом ниже). Итак, это 1606 год.  Однако междоусобица князей за право наследия престола не давала успокоиться Руси. Уже в 1607 объявился Лжедмитрий 2. Поддержанный королем польским Сигизмундом 3, он дошёл до Москвы и, не сумев захватить её, остановился в Тушино, что в 12 км. от Москвы. Главным его обличителем стал патриарх Гермоген. Он слал письма в монастыри и князьям, призывая их восстать против «вора». Но  многие князья присягнули Тушинскому вору. Всего семь городов не перешли на его сторону. Один из них - Нижний Новгород.
Здесь можно отметить крупную героическую личность, незаслуженно забытого воеводу Нижегородского, славного Андрея Семеновича Алябьева. Он отказался подчиниться Лжедмитрию 2,  возглавил сопротивление войскам Тушинского вора, разгромил их на подступах к Нижнему в декабре 1609 года. А затем пошёл и разгромил Балахну, Ворсму, Муром и взял Владимир - города, стоявшие на стороне Тушинского вора. Ополчения городов перешли на его сторону. Таким образом, было положено основание сопротивлению. Надо сказать, что и наш край не раз участвовал в боях с армией Тушинского вора и наносил ей поражения. Так было и под Лухом и под Южей.
Мы подходим к самым драматическим событиям 1610 года. Василий Шуйский обращается к шведскому королю Карлу за помощью против Лжедмитрия. А польский король Сигизмунд 3 идет на помощь Тушинскому вору, захватывает Смоленск.   Умирает молодой князь Михаил Скопин – Шуйский, -  главная опора царя Василия Шуйского. В Москве вспыхнул мятеж и 17 июня толпа ворвалась во дворец и потребовала от Василия сложить полномочия. Васили Шуйский – арестован.  Государство возглавила Боярская Дума. Она не хочет поддержать Тушинца. Тогда - то и поступило первое предложение выбрать нового царя. Кандидатами были названы 14 летний Михаил Романов и Василий Голицын. Однако, или страх перед захватчиком и внутренние распри,  или хитрость, привели к другому решению – позвать на престол сына Сигизмунда 3 Владислава. К нему отправилось посольство. Здесь прослеживается интересная интрига – возглавил посольство отец Михаила Романова- митрополит (патриарх Лжедмитрия 2) Филарет. Митрополит Филарет имеет трагическую судьбу. Правнук Иоанна Иоанновича Горбатого он сам мог претендовать на царский престол. Но по сильной воле Бориса Годунова вместе со своей женой Марфой был насильственно подстрижен в монахи. Однако у них в 1597 году тайно родился сын Михаил. Доподлинно известно, что до семи лет сын Федора и Марфы проживал у дяди в селе Лух, где и был обручен с местной княжной. В чем интрига поездки митрополита? В том, что он не сразу отправился  в Смоленск, а под видом привлечения на сторону бояр, объехал ряд верных  Шуйским города и монастыри. Но при этом склонял их не на сторону бояр,  а наоборот имел  тайное письмом патриарха Гермогена о восстании за посажение на престол русского царя. В письме патриарх призывал всех русских восстать против иноземцев. В частности он посетил монастырь в селе Василево (ныне Васильевское рядом с Шуей), который был заложен Иоанном Грозным (в честь его отца Василия) имеющий важнейшее влияние на Шуйских и их людей. Точнее здесь находится главная духовная обитель Шуйских и без её благословления и поддержки дело продвинуться не могло. Там митрополит взял, в дальнейшее  свидетельство поддержки монастырём, дьякона Василева монастыря.  Затем Митрополит Филарет посетил Тихоно – Луховской (Луговской) монастырь. (Где, вероятней всего, скрывался в это время, после первого неудачного выставления его кандидатуры на царский престол, его сын Михаил со своей матерью. (По другой версии он скрывался у своего дяди (у которого он жил с рождения) в селе Лух (Луг).  По этой версии на пути к Луху (Лугу) и погибли поляки, заведенные  Иваном Сусаниным в болота). Он здесь по видимому бывал так как должен был навещать своего сына.
Монастыре Филарет встречается со старцем - настоятелем Тихоново- Луховского монастяря – Ионой. Ранее Тихоново – Луховской монастырь поддерживал Шуйских и враждебно относился к Филарету (так как митрополитом он был поставлен Лжедмитрием 1 а Лжедмитрием 2 сделан патриархом. Однако митрополит фактически был у него в плену. Лжедмитрий 2 прикрывался Филаретом, не давая тому самому высказывать своего мнения. Из плена митрополит Филарет был освобожден Скопиным – Шуйским. То есть тем, против которого митрополит, раньше «воевал»). Письмо патриарха Гермогена, и свидетельство дьякона Василева монастыря примирили их с настоятелем Ионой.  Монастырь, получив письмо патриарха Гермогена сразу переходит на сторону сопротивления, и Иона, бывший уроженцем из Балахны, призывает земляков и Нижегородцев поддержать восстание. В монастыре митрополит Филарет взял себе в спутники дьякона Луговского (Луховского) монастыря, который в дальнейшем разделит с ним долгие годы ссылки. Далее митрополит проехал, и в Нижний Ландех, где проживал  князь Д. М. Пожарский. Митрополит Филарет, желая видеть на престоле сына Михаила, должен был заручиться поддержкой нужных людей.  Встречается митрополит Филарет  с  Пожарским не случайно. Это не удивительно в свете новых открытий о том, что Пожарский был родственником митрополиту Филарету. Дальнейшие события подтверждают это. (После этих встреч срочно и тайно начинает собираться ополчение на верных Нижнему Новгороду землях: в Рязани, Гороховце, Муроме, Владимире, Юрьеве.) Только после поездки, из которой он вернулся в Москву, с дьяками Василева и Луговскова монастыря, Филарет отправляется в Смоленск к Сигизмунду 3,  якобы просить его о проставление на престол его сына Владислава. ( Его же жена Марфа и сын Михаил остаются в Москве, по всей видимости, в виде заложников, у бояр, а затем у поляков, так как в будущем окажутся в осажденном Дмитрием Пожарским Московском Кремле, от куда он их и освободит) На переговорах митрополит и делегация выставляют практически не выполнимые условия (в частности принятие Владиславом православия) и затягивают переговоры. Это митрополиту Филарету было выгодно, так как он ждал, когда соберутся с силами восставшие теперь уже против боярской думы города. Сигизмунд поняв хитрость митрополита, заключает его в плен.( в нем Филарет  пробудет 8 лет). Сигизмунд посылает войска в Москву, они разгонят боярскую думу и захватывают власть.
 В это время, в декабре 1610 года, на охоте под Калугой убивают Тушинского вора.
   Патриарх Гермоген продолжает рассылать письма, в которых героически призывает всех русских сплотиться для борьбы за русский престол для русского царя.
В январе 1611 года  сторонники Сигизмунда напали на патриарший двор, разграбили его и арестовали патриарха Гермогена.  Это подтолкнуло сторонников освобождения Руси от поляков к активным действиям:  они начали свое движение к Москве и осадили её в феврале. От патриарха поляки требуют письма к восставшим, чтобы они не ходили на Москву. Патриарх отказывает им. Они заключают его под стражу и морят голодом. Однако 17 марта, на Вербное воскресение его отпускают на службу. Но на службу не пропускают народ.  И в понедельник мужики восстали. Началась резня. В Страстной вторник к ним на помощь бросились  рязанцы, возглавляемые князем Ляпуновым, и  муромцы и владимирцы, под руководством Пожарского. Часть осадных войск посчитала, что в Страстную неделю биться нельзя и не поддержало их. Силы были малы.  В уличных боях Ляпунов  был предательски убит, князь Пожарский тяжело ранен. Получил 8 ран и жизнь его была в опасности. Он соратниками был спешно скрыт в Троице – Сергиевой лавре, откуда отправлен на излечение в Нижний Ландех. Здесь со времен чуда митрополита Фотия (1379 год), места считаются святыми и целебными, а главное местность непроходимая и не доступная для врагов (ни когда, ни один враг не ступал на эту землю). Места эти были весьма надежны так как с одной стороны был непроходимый лес «земля эта называлась «залесьем» так как от Гороховца отделял ее дремучий лес», а с другой река, окаймленная болотами. Кроме того, здесь жил верный с древних времен роду Стародубских и Пожарских, боевой славянский  народ Ляхи. В это время Сигизмунд направляет в Москву войска и своего сына. Бояре и народ в июле 1611 года присягают ему. Бояре объявляют розыск восставших, в том числе и Пожарского, который вместе с некоторыми другими князьями не признал решения боярской думы. Пожарский излечивается от ран в Нижнем Ландехе. О месте его  проживания боярам приносит предательскую весть  Гришка Орлов. Подтверждает это  письмо Гришки Орлова, в котором он просит у Сигизмунда 3 (Жигомонта) себе земли Пожарских, в 1611г. Здесь все ясно, оно прямо указывает, что Пожарский в Нижнем Ландехе. «Пожалуйте меня верноподданного холопа своего, в Суздальском уезде изменничьим княж Дмитриевым поместьицем Пожарского, сельцом Ландехом Нижним с деревнями; князь Дмитрий с вашими людьми бился в те поры, как на Москве мужики изменили и на бою в те поры ранен…» Село ему «пожаловали» в августе. Но  взять его во владения он так и не смог.  Войска поляков и в более благоприятное время в Пестяки и Нижний Ландех не совались.
Продолжает свое сопротивление патриарх Гермоген. Ему удается 11 августа прислать в Нижний Новгород тайное письмо воеводе Алябьеву, в котором он просит того собирать русские города против Сигизмунда и  Владислава и просит обратиться к митрополиту Казанскому Ефрему за помощью. Однако Алябьев, сначала обращается за советом к  Пожарскому, и к Ефрему отправляют ещё и письмо от Пожарского с просьбой возглавить духовно будущее ополчение и о молитвенной помощи ему болящему и раненому.  Митрополит Ефрем соглашается и благословляет самого Пожарского возглавить ополчение, посылая ему на помощь, список иконы Божьей матери Казанская (Некоторые исследователи утверждают, что подлинник). Делегация, во главе с настоятелем нижегородского Печерского монастыря архимандритом  Феодосием, с иконой приходит к раненому Пожарскому в Нижний Ландех. В   Суздале в монастыре была фреска, на которой Пожарский принимает делегацию. Под ней подпись, что это было на вотчине Пожарских в Нижнем Ландехе. Репродукция с фрески хранится в музее в с. Мыт Ивановской обл. Делегация приходит к Пожарскому, в середине сентября. Князь Пожарский целует икону и присягает на верность войску и отечеству. При этом он объявляет, что средства на войска будет собирать земский староста, мясной купец Кузьма Минин. А 2 октября в Нижнем Новгороде состоялся всенародный выбор Пожарского в руководство. (Так что, вряд ли Пожарский даже узнал о письме Гришки Орлова, а не то, что испугался и убежал в Мугреево - Никольское, как пишут некоторые современные исследователи.  Поляки дальше Южи в эти места не совались. А в Юже «правил» ставленник Просоветский). (Средства на ополчение собирались различными методами, в том числе  у бояр отбирали детей и требовали за них выкуп. Это привело к недовольству в Балахне отказавшейся вступить в ополчение и предавшей ранее сделанное целование с Нижегородцами.)
 За версию проживания и лечения Пожарскогов Нижнем Ландехе выступали видный ученый, историк, академик М. П. Погодин (в 1852), редактор «Нижегородских губернских новостей» П. И. Мельников и другие.( Не понятно почему некоторые современные историки пытаются их все время опровергать. Я встречался с одним из лучших исследователей жизни князя, автором книги «Князья Пожарские и Нижегородское ополчение» протоиереем Александром Соколовым. Он по этому вопросу не только подтвердил свое сомнение о проживании Пожарского в Мугреево, но и сам предоставил свидетельства о том что он проживал в Ландехе. Отец Александр обещал в следующем издательстве книги поправить свою ошибку) В это время  лучшего укрытия, чем Нижний Ландех, для князя Пожарского не было, поскольку это была святыня и не только русская, но и «старо-польская». В Пестяках и Нижнем Ландехе жили  православные ляхи из рода Пястов потомки Гедымина. Они пришли в свое время сюда на помощь митрополиту Киприану, они участвовали на стороне русских в Куликовской битве, они составляли основное сопротивление тамплиерам на своей земле, которую у них отняли и заселили в 14 – 15 веках. «послеляхами» - поляхами. (Теперь поляками. Это были хазары, караимы и другие народы, гонимыми османцами с юга.) Ляхи, выгнанные из своих земель тамплиерами и униатами переселялись, в том числе и на русские земли и в частности на земли Владимирской митрополии. Филята, Гомозята. Струнята, Воронята, Плоскирята, Терещата, Соболята, и.т.д. это все названия славянские с «ляховским» окончанием. Здесь родилось и воспиталось не мало славных воинов. Из ляхов был и отец Дмитрия Пожарского Михаил. Пяст – Медведь было его прозвище (От сюда и Медведково в Москве на его землях) От Гедыминовичей произошли Голицины, Мстиславские, Хованские, Трубецкие и много других славных родов. Они больше всех должны были ненавидеть Сигизмунда. Здесь предателей быть не могло. В то время, по писцовым книгам, в Нижнем Ландехе «был двор вотчинников (то  есть хозяев  Пожарских, так как эти земли уже были за ними закреплены как «дача» с 1590 года прим. автора): 16 дворов служних и 12 дворов бобыльских (бывших военных, пришедших сюда с Пожарским - прим. автора). Если вся его служба жила в Нижнем Ландехе, то почему Пожарский должен жить в другом месте? Исследования показывают, что род Стародубских, из которого произошли Пожарские, тоже своими корнями уходит в царский род ляхов – Пясты - Гедыминовичи. Но главным доводом все же служит то что земли Южские на которых расположено Мугреево - Никольское ( основной претендент на место лечения Пожарского) находились в это время под властью поляков, которые осуществляли сюда набеги, вырезали жителей и сажали своих наместников. Сама Южа героически сопротивлялась, но округа была разорена. То же происходило и в Лухской земле. Можно предположить, что он мог жить в Мыту, но там была таможня и житель отличались коварством и жадностью. Балахнинские земли, где вотчина Пожарских была большая, и могла стать его прибежищем, тоже отличались непостоянством, и враждой с Нижегородцами, так что и здесь покоя быть не могло. Нижний Ландех для безопасности было место идеальное. Закрытый  со всех сторон болотами и реками, окруженный непроходимыми лесами, он имел единственный подступ через походящую здесь дорогу на Суздаль, но она до него шла через множество селений, которые предупреждали о приближении врага задолго колокольными звонами и гонцами. Да и не было здесь никогда ни каких врагов. Ляхи славились своим боевым искусством, подтвержденным в отражении татар и в походах на Литву.
Мы видим, что с 17 по 20 век вся слава рода Пожарских  принадлежит Нижнему Ландеху. Здесь с помощью царей строится огромный храмовый комплекс, здесь хранилась и почиталась резная икона Николая Чудотворца Можайского, привезенная Пожарским из  похода на Москву. Свидетельство о том, где на самом деле была встреча было написано на стенах мавзолея князя Пожарского, построенного Николаем1 и Александром1. В нем на мраморной стене было вырезано описание событий и в частности фраза « в то время бышу у себя в вотчине лежащу (лечащегося - прим. автора) от ран, от Нижнего ста двадцати поприщь». А это точное расстояние до Нижнего Ландеха. Но так как мы знаем, что лечился от ран он точно в Нижнем Ландехе, (по предательскому письму Гришки Орлова), то и вывод напрашивается соответствующий.  Версия о Мугреево – Никольском не состоятельна, так как оно на 20 верст (поприщь) дальше Нижнего Ландеха от Нижнего Новгорода, а значит в 140 поприщах – верстах  а не в 120 (раньше при езде на лошадях на 20 верст не ошибались, иначе зимой это стоило жизни). Пожарский любил это село, провел здесь последние годы жизни и даже умер здесь приняв монашеский постриг и приняв новое имя Козьма.
28 октября 1611 года Пожарский приезжает в Нижний Новгород, где и была принята стратегия наступления. Часть войска пошла по Волге. По пути разгромив Балахонцев и собрав с них дань для ополчения. Примечательно то, что Дмитрий Пожарский в этом не участвовал, так как   отправился не с ополчением в Ярославль, а передав руководство князю Хованскому,  уехал в Суздаль, где молился о победе над поляками у могилы своих родителей. Встретился он с основным войском в Ростове, приведя еще бойцов из Суздаля, Владимира и Юрьева, которые уже были освобождены от поляков воеводой Алябьевым, и где он стал князем.
  Справедливости ради скажем, что «на роль» место жизни Пожарского, может претендовать и село Макарий Пурех (Пурех) Нижегородской Губернии. Вот что об этом пишет в 1848 году в своей знаменитой книге «Путешествие по проселочным дорогам» Д.И. Шелехов:
«Но вот еще примеры: от Пистяков в двадцати пяти верстах находится на границе Владимирской губернии село Макарий Пурех, Балахнинского уезда Нижегородской губернии, отчина, принадлежавшая некогда князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому.  Вам не случалось быть в этом достопамятном селе? Народ путешествует туда, как турки в Мекку, с благоговейным усердием для коленопреклонения в старинной церкви, построенной знаменитым боярином князем Д. М. Пожарским. Церковь двухэтажная. В верхней церкви пред царскими дверьми развешена та самая хоругвь, с которою князь Пожарский ходил спасать Москву с нижегородскою ратью. На одной стороне хоругви нерукотворенный лик Спасителя, на другой Иисус Навин, выходящий на брань и встречающий ангела. Народ повергается толпами ниц перед этою святынею.
Церковники вам покажут печатное Евангелие, подаренное сыном князя Дмитрия Михайловича князем Петром и подписанное его рукою. Также, несколько утвари, подаренной самим князем Дмитрием Михайловичем; покажут вам Гривну, которую носил князь на шее на голубой ленте и самую эту ленту; также покажут перевязь, которую князь носил чрез плечо. Эта перевязь—алая лента с желтыми каймами. Все это видимо новейшие древности. Гривна—не что иное, как род звезды, шитой канителью, на ней из канители же вышит крест, в нем по краям вышиты буквы Р. F. Р. L. то есть, рго fidе, раtгiа еt1 lеgе. Это, кажется один из девизов прежней Польши. ( Девиз ляхов прим. Автора) От села в двенадцати верстах, вам покажут место, на котором видны вал и развалившиеся каменные погреба. Здесь, скажут вам, была усадьба княжая любимая, в которой часто жил князь Дмитрий Михайлович и охотился». Однако слова «часто жил» скорее подтверждают что Пожарский здесь постоянно не жил, чем наоборот.
  Почему Пожарский построил здесь церковь? Почему сюда переданы основные свидетельства похода на Москву? Где истина? История покажет. Но Пурех на 25 верст ближе к Нижнему Новгороду, что тоже не подходит к свидетельству на плите мавзолея, кроме того, он относился к Балахне, которая была недовольна тем как собираются средства, а значит - не безопасен.
Вернемся к восстанию и походу на Москву.
Патриарх Гермоген 12 февраля 1612 года мученически скончался в застенке у врагов от голода. Василий Шуйский умер. Еще восемь лет  в плену у Сигизмунда будет митрополит Филарет.
В октябре 1612 года Нижегородско - Ярославское ополчение освобождает Москву от Сигизмунда с Владиславом и поляков.
Пожарский принимал участие и в выборах царя, выставив свою кандидатуру на престол. Все были уверены, что он станет царем, но за день до выборов он «снял» свою кандидатуру в пользу второго кандидата – молодого Михаила Федоровича Романова. Как теперь выясняется - своего родственника. Это загадочно и интересно, и по всей видимо заранее  спланировано.
Пожарский еще раз отличится, защищая Москву и царя Михаила в 1618 году от вернувшегося с войсками Владислава. Москва выдержит осаду и разгромит Владислава. С Сигизмундом будет подписан мирный договор. Царь Михаил пожалует за это Пожарскому боярское звание и земли, бывшие у Пожарских «вотчинной даче» то есть не полностью принадлежали им,  хотя и находились у них с 1590 года, передает им в «вотчину» - полную собственность.
Икона Божьей Матери Казанская пойдет с Пожарским в Москву, а потом вернется и  останется в Нижнем Ландехе (по некоторым свидетельствам в Пурехе) до 1637 года, пока князь Пожарский не построит храм в Москве и перенесет её туда. Интересно, что присягать на царство будущий царь Михаил, будет не перед Казанской иконой Божьей Матери, слава о которой с 1595 года шла по всей Руси, а Гороховецкой (Федоровской). И это, по видимому, не только по тому, что она была родовой иконой митрополита Филарета, но и особо почиталась в Нижнем Новгороде,  Гороховце, Балахне, Пестяках, и Муроме и даже во Владимире и.т.д.)
.
 Еще мы в своих исследованиях обнаружили множество любопытнейших и загадочных фактов. В частности, что в Пестяках с 1378 года проживали представители рода польских царей Пястов - Гедыминовичи, которые были на поле Куликовом и бились на русской стороне. От них пошли князья Мстиславские, Хованские, Трубецкие, Голицины. Все они оказались на стороне Д. М. Пожарского и смело сражались за Русь. Если вспомнить, что Пожарский шёл в бой с «поляками и ворами»  под лозунгом «Старой Польши», вышитом на гривне, о которой рассказывает Шелехов, то загадки только прибавляются.
Тем не менее,  думаю, что пора отойти от нескольких наложенных на Пожарского старых шаблонов: «случайные выборы его в руководители ополчения», «проживающий в глуши на отдыхе князь» и т. д. На мой взгляд, он сильный, мужественный, очень политически активный и грамотный, имеющий значительный вес, крепко верующий и патриотично настроенный, удивительно русский человек.
И закончу словами того же протоиерея Михаила Хераского, которые он 2 июня 1885 года сказал на открытии памятника Дмитрию Михайловичу Пожарскому: «Князь Пожарский потому оказался таким доблестным мужем в минуты опасности своего отечества, что велика была его обычная и постоянная доблесть душевнвая, что христианским воспитанием в благочестивой семье принято было  его сердцем религиозное чувство  и благоговение к церкви Божьей, что гражданская честность и земское благородство с бескорыстием знакомо и обычно ему было еще до совершения им великого исторического подвига для своего погибавшего отечества».
Напомню, что к лику Святых, причислены уже Русской Православной Церковью, многие участники тех событий. Справедливости ради Пожарский должен быть среди Них. Не мешало бы, на мой взгляд, еще раз хорошенько рассмотреть и роль воеводы славного Андрея Семеновича Алябьева.  В этих событиях он сыграл огромную роль, и именно его эффективные военные действия в Муроме и Владимире привели в дальнейшем к победе ополчения. В Нижнем Новгороде о нем и не помнят.

Настоятель храма Успения пресвятой Богородицы п. Пестяки Ивановской губернии, протоиерей Михаил Махов.