Последние три страницы

Майя Кузнецова Проза
(Под впечатлением «Мартин Иден» Дж. Лондона)


Мне хотелось переписать конец этого романа. Последние три страницы, что оставило бы герою шанс отступить от своей цели. Мы всегда отступаем от своей цели, сто раз в день отказываемся от нее, и столько же раз укрепляемся в решимости ее достичь. Мне хотелось переписать последние три страницы с того мига, когда герой был между обреченностью и обнадёженностью, но на полсекунды ближе к надежде. Это были бы те же три страницы пути к забвению, но он бы жил – опустошенный своей же жизненной силой и отчаявшийся в силе жизни,- и это оставило бы шанс на иное развитие сюжета.
Я столько раз могла умереть. Я столько раз умирала, оставляя себе жизнь как последний шанс. Я уже погружалась в пену. Я уже выталкивала весь воздух из обессиленных легких. Уже шла ко дну. Но моя воля всегда оказывалась слабее воли к жизни. Хорошо это или нет, но, кажется, я кому-то была нужна, оказалось, что кто-то был согрет и прозрел под моим светом; выяснилось, что кто-то продолжал дышать, вдохновленный моей стойкостью.
А стойкость была ли стойкостью? Нет! – но это шепотом. Пусть фасад останется неприкосновенным. Слабость характера, лень, безволие, инертность – все это, сплавленное с равнодушием, может казаться стойкостью. Но, если этот внушительный фасад, украшенный моей милой улыбкой и расцвеченный сияющим взглядом, будет стимулом для других – пусть. Всё, что внутри, всё, что скрыто, - пусть будет скрыто. Есть, что скрывать. Ничего постыдного – только необъяснимое. Когда ты скрываешь постыдное – ничем не отличаешься от окружающих,- наоборот, они будут рады принять тебя в свои ряды, узнав о тебе некую пикантность. Если же откроют в тебе непонятное, непостижимое их умам,- отшатнутся, как от прокаженного, в глубине души радуясь, что с ними-то, слава Богу, всё нормально!
Мартин Иден, Соломон, Нострадамус – стоит ли прорываться к познанию сущности жизни, чтобы открыть её суетность?
Не стоит. Дайте себе шанс остаться в дураках,- быть мудрым – слишком тяжелая ноша. Скучно, когда ты знаешь цену вещам, еще не созданным. Грустно, когда знаешь цену людям, об этом не подозревающим. Больно, когда тебе известен итог первого и второго.
У мудрости  очень большие плотность и удельный вес – не каждая душа способна выдержать такую нагрузку. С таким весом не смог взлететь Леонардо да Винчи, вложивший килограммы мудрости в свои крылья; не сумел коснуться солнца Икар, который слишком много думал.
И только безмозглые божьи твари: бабочки, пчёлы и прочие, не задумывающиеся о причинно-следственных связях и сущности бытия, преодолевают земное притяжение.
Может, я вовремя остановилась?- На границе последних трёх страниц, перестав думать и анализировать?.. Возможно, теперь мои стихи уже не взорвут ядро Истины, возможно, мой разум станет глух к подкоркам Земли, а сердце – нечувствительно к токам Вечности, но, кажется, я оставила себе шанс быть человеком.
Кажется, дно – пылающий центр земного ядра, отдаляется от меня, я перестаю барахтаться в холодной невесомости разума, и оказываюсь на его поверхности. Поверхностное мышление, поверхностное восприятие…
Я переписала свои последние три страницы, и, да простят меня пророки, - я счастлива.
2009