Астрологические беседы. Венера

Елена Юрьева
                Венера. Планетарные принципы.
                (Красота Астрологии).


                Когда и впрямь (как помним из "Кратила")
                Прообраз вещи - наименованье,
                То роза спит уже в ее названьи,
                Как в слове "Нил" струятся воды Нила

                Хорхе Луис Борхес
               


   Когда мы говорили о Меркурии, то выводить планетарные принципы, исходя из его физических реалий и выстраивать логическую  цепочку  соответствий и аналогий, было естественно и закономерно. Меркурий - планета логики и логических связей, планета научного знания, интеллекта, разума, мышления. Планета помогающая выявлять закономерности в процессах и явлениях, открывать законы природы. И было также естественно привлечь данные опытов современной науки, подтверждающие принципы Меркурия, полученные астрологами прошлых веков.
   Меркурий планета ученых,  журналистов, логиков, программистов, физиков, но никак  не лириков. И если кто-нибудь спросил бы - почему не лириков? То ответ был бы очень прост. Потому что, почти невидимая планета не может внушать творческое вдохновение. Но глядя на  Венеру, сияющую своим искрящимся несказанным светом на фоне бледного неба, сожженного и раздвинутого блоковским пожаром зари, невозможно не стать поэтом. Хотя бы в душе.
   Венера - планета, олицетворяющая  Гармонию, Красоту, Любовь.
Планета художников и поэтов, артистов и музыкантов.
Даже ученые, создававшие карту поверхности Венеры, по- всей видимости, поддались ее поэтическому влиянию и на карте планеты появились такие названия местностей как каньон Дианы, вулканическое плато Лакшми, область Фемиды, земля Иштар и Афродиты, равнины Леды и Елены, а самый глубокий кратер был остроумно назван Евой. Есть на карте Венеры и одно мужское название. Как можно догадаться - это высокая гора. Гора Максвелла (жаль, что не Адама). Хотя Максвеллу не чужды были принципы красоты. Это ему помогало, как мы увидим, в его работе.
   Венера - единственная планета, принципы которой настолько очевидны, что можно было бы и закончить на этом  наш рассказ, замерев перед ее величественным и волнующим сиянием.
Но если, все-таки, мы начнем объяснять планетарные принципы Венеры, такие как Красота и Гармония, применяя метод, который был использован при выведении принципов Меркурия, то неминуемо столкнемся со странным и удивительным фактом  ускользания Красоты при строго-научном к ней подходе.
Метод аналогии сослужит нам хорошую службу для общего понимания влияния Венеры, но принципы Красоты, Гармонии, Симметрии и Любви никак не выводятся по аналогии из физических реалий Венеры.

   При ближайшем рассмотрении Венера, неописуемо прекрасная с Земли, представляет собой  почти бесформенное, несимметричное и неравновесное тело (трехосный элипсоид), а по представлениям Пифагора самым прекрасным из всех объемных тел является шар. Второе, на Венере ужасный климат. Плотная атмосфера Венеры почти непроницаема для солнечных лучей. На планете царит мрак. Из-за парникового эффекта и близости к Солнцу  сейсмоактивная поверхность Венеры напоминает раскаленную дрожащую сковородку, над которой непрерывно гремят грозы и носятся сернокислые бури и ураганы. То есть, далеко не идиллия, не рай. Кроме  всего прочего, Венера вращается вокруг своей оси совершенно в противоположную сторону,  нежели другие планеты. Это физическое свойство Венеры, которое вроде бы нарушает стройную картину небесной гармонии, ни один астроном и ученый так и не смогли объяснить. 
   Что нам хотел сказать этим создатель? Только то, что Красота не познается логически и не может быть втиснута ни в какие рамки физических закономерностей.
Поразившая нас красотой душистая "ветка, полная цветов и листьев", с научной точки зрения окажется растением определенного семейства и вида, а не дающие покоя глаза любимого человека - всего лишь органом зрения.  ..И напрасно странник, блуждающий в пустыне, стремиться к прекрасному, желанному миражу. Приблизившись, вместо оазиса с раскидистыми пальмами, среди которых струятся холодные прозрачные ручьи, он увидит только вихрящийся на горячем ветру сухой песок и жесткие верблюжьи колючки.

    Многие философы и писатели задумывались об этом свойстве Красоты и, сломав ни одно перо, так и не смогли его объяснить, а Лев Толстой вообще предложил не рассматривать категорию Красоты из-за странной ее заколдованности. Единственный вывод, который можно сделать, и на котором пока все остановились, такой:  критерия Красоты нет и Красоту никак нельзя измерить.
 
   Об этом писал и великий идеалист Гегель.
Он отмечал, что за все время существования человечества, при  всех разговорах о красотах природы до сих пор никому не пришло в голову создать науку, которая могла бы измерять, вычислять, систематизировать эти красоты.
    Какими научными методами можно доказать, что красота «золотого иконостаса» заката сегодняшнего превосходит красоту «розового облака грез» заката вчерашнего и какими физическими приборами  определить, что красивее: лесное озеро, с живущими на нем серыми длинноногими цаплями или соседний пруд, сплошь заросший желтыми кувшинками.
Критерия красоты нет.  Найденные формальные правила красоты, такие как поэтические размеры, законы музыкальной гармонии, античные каноны, золотое сечение - не приближают нас к  постижению тайны Красоты.
Само по себе усвоение этих правил ничуть не гарантирует, что вы сможете создать истинно  прекрасное произведение искусства. Более того, некоторые вещи, не обладая формальными признаками красоты все равно дают нам это божественное ощущение, ощущение прекрасного.
И классическим примером этого может служить Венера.
   Многие философы считают, и с этим можно согласиться, что Гармония и Красота - это уже новая реальность, новая целостность, возникшая из отдельных составляющих, но несущая в себе качественно новую информацию для постигающего сердца нежели информация отдельных ее частей, взятых в простой арифметической сумме.
   От прикосновения к Красоте, к этой новой реальности, мы почти всегда испытываем необъяснимое захватывающее чувство, очень похожее на чувство религиозное, которое можно только пережить и никак нельзя объяснить.

    Следовательно, Красота, разлитая во Вселенной, во всем окружающем нас мире, пронизывающая всю нашу действительность и непознаваемая логически - понятие духовное и поэтому может открыться только человеческому духу, который, в момент магической связи между ним и Богом (или абсолютным духом Вселенной), охватывает и мгновенно познает эту новую целостность и переживает ее как Красоту. 
    В этот мистический момент озаряются неизъяснимым внутренним светом все тайны мира, все скрытые истинные пути вселенских процессов, все невидимые взаимосвязи явлений как вне, так и внутри нас, дающие нам ощущения личной причастности ко всему. Причастности к стройности и вечности мироздания, к победе космоса  над хаосом, жизни над смертью. Можно сказать, что в эти минуты Природа зрит самое себя посредством Человека, а Человек узнает себя во всем многообразном сверкающем великолепии естества и единства Природы, во всем величии  космических законов, мудрости наук, в гениальности искусства.
Нам как бы дается возможность в одно мгновение постигнуть:

                И горний ангелов полет
                И гад морских подводный ход,
                И дольней лозы прозябанье.
                (А.С. Пушкин)

  Этот миг можно назвать касанием Тонкого мира нашего сознания, резонансом нашего духа с абсолютным духом Вселенной, сигналом проникновения в самую эзотерическую суть вещей и явлений.

   Этот момент озарения или откровения и есть то, что мы называем непосредственной интуитивной эмоциональной познаностью мира, подтверждающей нашу неразрывную связь с высшими сферами, подчиняющей нас единому принципу, который явился причиной всего сущего на Земле и  указывающий на нашу единую с ним природу.
   Как сказали бы в Древнем Египте - в этот момент нам дана возможность приподнять покрывало Исиды и бросить легкий взгляд на лицо Богини.
   Звезда Исиды - таково божественное название Венеры, которое мы встречаем в книгах эллинистического Египта.

     Говоря о Меркурии, мы касались рационального мышления, говорили о логическом изучении мира. Логическое мышление ориентировано на приспособление к внешнему миру. Такое мышление, как мы отмечали, протекает в суждениях, логических умозаключениях, оно словесно, требует усилия воли и поэтому утомляет. Но стоит нам расслабиться и мы теряем нить логических рассуждений, переходя к естественной для человека игре воображения. Вместо конкретных понятий и выводов мы имеем здесь поток образов. Такое мышление (хотя мне здесь не хочется употреблять термин "мышление") непродуктивно для приспособления к внешнему миру, зато оно необходимо для художественного творчества. Поэтому логично будет связать этот тип мышления с влиянием Венеры, которая является символом художественного творчества и душевной гармонии.
     Знание души гораздо полнее и тоньше нежели знание разума, и не всегда разум может подобрать адекватные необходимые формы для выражения того, что переполняет душу. Муки творчества знакомы и художникам и писателям и, вообще, всем творческим людям. И очень часто в поисках формы выражения душевной переполненности творческие люди опираются на эстетические критерии, которым должна соответствовать найденная форма. Насколько она красива.

    Интересно, что эстетические принципы нередко служили в качестве "критериев истинности и достоверности" в научном творчестве при решении какой либо научной проблемы.
    Анри Пуанкаре в своей книге "Математическое творчество" писал, что при отборе различных вариантов решения проблемы наиболее пригодными являются самые изящные комбинации, способные удовлетворить тому особому эстетическому чувству, которое знакомо всем математикам.
   Эстетический подход к решению проблемы уместен не только в математике. Красивая и смелая гипотеза Резерфорда о планетарном строении атома, предложенная им по аналогии с Солнечной системой, оказалась правильной. Но наиболее интересен случай с уравнениями Максвелла. Ученые часто их называют "священными уравнениями" Максвелла.
   Максвелл заметил, что уравнения, связывающие электрические и магнитные поля не сбалансированы: члены, относящиеся к электрическим и магнитным полям входят в уравнения не вполне симметрично.
Чтобы придать уравнениям более симметричный и красивый вид, он ввел дополнительный член. Его можно было интерпретировать как незамеченный ранее эффект - порождение магнетизма переменным электрическим полем.
   Но оказалось, что такой эффект существует!
От сюда потянулись одно за одним открытия. Открытие электромагнитных волн. Было установлено, что свет - это электромагнитная волна.
Была вычислена скорость света - 300 000 км\сек.
   Бесспорно, это потрясающий факт эстетического подхода к решению проблемы.
   Поль Дирак высказался по этому поводу даже так: "Красота уравнений важнее, чем их согласованность с экспериментом".
Удивительное высказывание для ученого.
   Поиск новых симметрий стал главным стимулом, помогающим физику в наши дни продвигаться к пониманию мира.
Никто из ученых уже не отрицает того факта, что Вселенная обладает Единством и Гармонией, несущими отпечаток целенаправленного действия и цель науки - поиск математического выражения этого Единства и Гармонии!

     Продолжая разговор о красоте скажем и о том, что красивые предметы и машины не только приятны для глаз, но и наиболее удобны в обращении и наиболее работоспособны.

    Известно, что и Христианство легло русским людям на душу также из-за своей красоты. В "Повести Временных лет" читаем, что ходили посланные князем Владимиром люди, выбирать веру для Руси. Ходили они и к болгарам, и к евреям, и к немцам, но нигде не видели такой красоты, как в Греческой земле: "... и вошли они в храм, и не знали - на небе они или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и дивились они и изумлялись и пению, и хорам, и службе архиерейской, и благовониям, и росписям..."

     Многих людей, занимающихся Астрологией, несомненно привлекает ее Красота. Привлекает завораживающее звучание и загадочная суть астрологических терминов и понятий. Желание узнать, что стоит за словами  "Экзальтация Юпитера",  "Изгнание Венеры", "Колесо Фортуны", "Прогрессивная Луна", "Крест Судьбы",  "Транзиты Марса" , желание самому почувствовать и понять скрытую от внешнего видения связь предметов и явлений, увидеть необычное в обычном, самому "поиграть", пользуясь аналогией, в эту древнюю, вечную, не всякому дающуюся  СВЕРХИГРУ, "Игру в Бисер".
   Астрология - это совершенно особое, нешаблонное мышление, способное путем выявления подобия различных явлений заглянуть далеко за пределы Солнечной системы, приблизиться к пониманию самых непостижимых тайн Макро- и Микрокосмоса, понять взаимное влияние друг на друга Человека и Вселенной.
   Постоянное мысленное пребывание людей, занимающихся астрологией, в высших сферах несомненно способствует и их духовному развитию, облагораживает их. Если отрицательные эмоции, вызванные раздражением от постоянного беспокойства о низком, способствуют выработке организмом психогенного яда, который отравляет его, сокращая и без того короткую нашу жизнь (в "Живой этике" Елены Ивановны Рерих этот яд называется империлом), то эмоциональная настроенность на Прекрасное, на Высокое, является замечательным лекарством.
   Не могу отметить ни одного случая, чтобы с занятий астрологией человек вышел уставший и энергетически истощенной. Наоборот, тонкая энергетика творческих астрологических переживаний способствует приливу сил, снимает агрессивность, очищает ауру человека, увеличивает ее радиус, гармонизируя при этом весь организм. 
Так не может ли безупречная логика и красота Астрологии служить и доказательством истинности ее принципов и выводов?
Время покажет. Хотя уже сегодня многие астрологические выводы блестяще подтверждены наукой.

    Говоря о Меркурии, мы называли имена ученых, которым была близка астрология. Это Иоганн Кеплер - "благочестивый астроном", который в начале ХУ11 века определенно заявил, что Астрология не суеверие, а всего лишь предмет, изучающий небесные ритмы и их соотнесение с ритмами земными; Парацельс - врач и ученый, который имел огромное влияние на все последующие поколения. Именно Парацельсу с его неповторимым духовным складом, имевшим глубочайшее, поистине неоценимое, воздействие на великого Гете, мы обязаны появлением "Фауста".  Коперник, Исаак Ньютон, Карл Густав Юнг, Станислав Гроф, Эйнштейн, Шредингер, можно добавить имена Циолковского, Чижевского, Вернадского...
   Но здесь, где речь идет о Венере, хочется перечислить имена деятелей искусства, сердцам которых была близка и астрологическая муза, небесная Афродита -  Урания:
Шекспир (необыкновенная оккультная просвещенность Шекспира дала повод к возникновению гипотезы о связи его с Розенкрейцерами),  Дюрер (и его загадочная, полная тайного смысла гравюра  " Меланхолия"), Моцарт
(эзотерик и мистик; его "Волшебную флейту" считали гимном масонству), Чюрленис (цикл картин "Знаки Зодиака", "Соната Солнца" и космологические музыкальные произведения, такие как поэма "Сотворение мира"), Новалис (романы и стихи, пронизанные мистической грустью), Бах (космичность его музыки несомненно приобщает к глубоким религиозным и эзотерическим тайнам), Эдгар По ( и его неослабевающий интерес ко всему запредельному и потустороннему), неистовый антропософ Андрей Белый, Максимилиан Волошин (и его увлечение древним Египтом), Михаил Булгаков ("Мастера и Маргариту", " Дьяволиаду" невозможно написать, не обладая значительными знаниями по оккультизму), Вальтер Скотт (написавший увлекательный роман "Астролог"), Томас Манн (который не преминул описать в романе "Иосиф и его братья" гороскоп Иосифа, очень похожий на свой собственный), Стендаль, Жорж Санд, Гете...

   Поэт, философ и естествоиспытатель Гете, со свойственным ему сарказмом, говорил:

                У Изиды нет покрова,
                лишь у нас бельмо в глазу..

    Природа полна символов зашифрованного знания. Знаки трансцендентального, божественного повсюду  вокруг нас. Раскрытие этих знаков, поднятие завес, заслоняющие их метафизические глубины, зависит от нашей духовной зоркости.

    Астрологические истины также открываются не всем. Необходимы и духовная зрелость, и общий высокий образовательный уровень, и, несомненно, особый талант. Талант умения пользоваться великим герметическим принципом подобия: "Что вверху, то и внизу...",  данный людям в незапамятные времена. А в космограмме талантливого астролога можно найти хорошо аспектированный Уран, где за порывы вдохновения, за понимание красоты идеи, за способность интуитивного прорыва в эзотерическую суть вещей большое значение играют аспекты Урана и Венеры.

                *   *    *


    Астрология на протяжении веков развивалась в тесной связи с мифологией. Среди мифов наибольшей интерес для Астрологии представляют мифы астральные, где нашли свое выражение интуитивные догадки наших предков об устройстве Вселенной, о влиянии Космоса на человека.
   Бессознательное существование в полной слитности с природой наделяло древнего человека "целостным" мышлением.
Жизнь Космоса - была и его жизнью. Это позволяло ему с непосредственной достоверностью знать многое из того, чего современный человек не знает и не видит. Именно этого целостного восприятия мира нам и не хватает сегодня.
    Древние мифы - попытка далекого нашего собрата выразить человеческим образным языком свое знание об окружающем мире, свое интуитивное постижение его.
Именно интуицию, озарение мы всегда имеем в виду, говоря о Венере.
 
    Мифы, мифы, мифы.. "Образ мира в слове явленный"… (Пастернак).
Это те художественные формы, через которые давались людям глубокие духовные истины.

    Язык мифологии образен, ассоциативен и лаконичен. Знание, содержащееся в мифе, может быть сжато до символически коротких понятий, до совершенного художественного образа. 
    На коротком примере легко показать, какой огромный мир скрывает за собой мифологизированное понятие, свернутое до двух слов.
Произнося слова " меч", "яблоко", "пята", "охота", "нить" мы представляем себе железный атрибут воина, приятный на вкус кисло-сладкий фрукт, часть человеческого тела, любимое времяпрепровождение мужчин, предмет женского рукоделия, и только. Но если мы скажем -  "Меч Зигфрида",  "Яблоко раздора",  "Ахиллесова пята", "Нить Ариадны", "Калидонская охота", то наша душа сразу проникается всей многомерностью, многоплановостью, нагруженностью этих уже не слов , а символов, переживает сразу всю многослойность того самостоятельного бытия, которое скрыто за этими словами.
   Астрологическое словосочетание  "Напряженная Венера" сродни именно этим мифологизированным, лаконичным понятиям.  За этими словами астролог слышит как бы весь основной мотив личной жизни клиента… Неадекватные притязания человека, желание порой казаться лучше, чем он есть на самом деле, желание утвердить себя во что бы то ни стало (исходящие от неуверенности в себе), проблемы с выбором, трудности со вкусом, нестабильность материального положения, - все это приводит, в конце концов, к перенапряжению нервной системы.
Оттого, что не хватает сил (энергетики) поддерживать на слишком большой для природных данных высоте поднятую им же самим планку, неминуемы неудовлетворенность, раздражительность, ссоры, конфликты, разрывы взаимоотношений, разводы, психические срывы и, как следствие, - глубокие депрессии, которые не могут не отразиться на здоровье.

    Космограммы, с которыми приходится иметь дело всем астрологам, представляют собой такое же свернутое до символа (до символа мандалы*), сжатое, многослойное, многоплановое знание.
Так же, как хороший шахматист еще до анализа шахматной партии видит все ее скрытые шансы, так и хороший астролог сразу видит все потенциальные возможности человека, которому принадлежит космограмма, может почувствовать основную тональность рассматриваемой космограммы, тональность настоящего и будущего бытия ее владельца, понять главную тенденцию в судьбе.
    К этому же знанию, к этому же ощущению познаности космограммы (мира, предмета, проблемы) можно прийти и другим путем: постепенно, шаг  за шагом доказывая правильность того или иного положения, шаг за шагом раскрывая смысл астрологических символов, смысл планет в знаках, домах и их аспектов, т.е. в процессе научно-логического анализа.
Надо отметить, что только аналитическое исследование дает возможность увидеть, потрогать, почувствовать разные части этого целого, полюбоваться сверканием отдельных его граней.
    Астрология же предполагает использование синтетического мышления, призывает к равноправной работе двух полушарий мозга, к равноправной работе мышления - как логического так и образного, и именно астрологическое мышление призвано преодолеть неполноту каждого из них, стремясь к "целостному" восприятию миру. 
В частном случае - космограммы. И то знание, которое открывается в процессе работы над ней, астролог должен донести до самого человека, обратившегося к нему. Чтобы человеку открылся некий закон его собственного образа и бытия и все силы были устремлены отныне на исполнение этого закона. Чтобы человек начал полнее дышать, жить более полноценной жизнью, чтобы почувствовал, что он, наконец, "изъят из мира случайного и запутанного и что стройный и гармоничный мир принял его в себя" (Герман Гессе).
    Прекрасна и полна аналогия с зерном или с семенем.
В семени заключен полный архетипический образ совершенного растения. Из одного и того же зерна может вырасти роскошный цветок, если он посажен в правильные сроки и развивается в гармонии с космическими энергиями, и может вырасти чахлое, жалкое растеньице, в котором с большим трудом можно распознать изначально заложенную идею этого растения, изначально заложенную красоту.
   Очень важно человеку понять и осознать замысел божий своего уникального архетипического образа, что бы прожить в соответствии с ним, потому что только в этом случае все устремившиеся из космических глубин к Земле энергии превращаются в так называемый  "сидерический бальзам"  и направляются на созидание прекрасного, совершенного, единственного и неповторимого нашего "Я".
Только тогда человек реализует свое человеческое предназначение, только тогда он не блуждает в жизни, а идет исповедимым путем. За счет освобождения от борьбы с "ветряными мельницами" он не расходует понапрасну свою энергетику, у него начинают просыпаться творческие уникальные задатки, заложенные уникальным положением звезд и планет в миг его рождения и только тогда человек наиболее защищен, здоров и счастлив.
   И в этом процессе велика роль астролога, который призван раскрыть человеку смысл глубокой символики, которую несли в себе планеты и звезды, глядевшие с небес на этого человека в момент его первого вдоха на Земле.


                *  *  *


    Но вернемся к Венере.

   Первые астрономические наблюдения Венеры и первые астрологические тексты, основанные на этих наблюдениях относятся к Старовавилонскому периоду ( ХVI в до н.э.).
   Венера в Древнем Вавилоне считалась видимым проявлением великой богини Любви - Иштар и составляла вместе с Луной и Солнцем троицу великих богов. Предзнаменования, связанные с Венерой, в основном касались любви, брака и плодородия.
   Древние греки соотносили Венеру (это название планеты римское, латинизированное) со своей Афродитой. Все остальные планеты также были названы греками именами своих богов, которые полностью соответствовали богам и планетам  древневавилонским. И это не случайно, - восприятие космоса всеми древними народами было очень похоже.
Современные эксперименты Станислава Грофа, его открытия в области кармических интуиций, раскрывают и доказывают внутреннее единство всех древних мифологий, космогоний и традиций тайного знания.

   При виде согласованности и размеренности движения Солнца и планет, создававших  "прекрасное божественное зрелище", благоговейный трепет охватывал древних людей, и понятия Красоты, Гармонии, Симметрии и Равновесия, понятия Эстетического Идеала у всех древних народов формировались в теснейшей связи с образом неба, в постоянной соотнесенности с Космосом, в долгих ночных философских раздумьях о мироздании. Наличие в нем красоты, гармонии и порядка говорило о присутствии Бога.
   В древней Греции возник даже религиозный культ Красоты, обессмертивший Элладу. Жрецом и Оракулом этого культа был Орфей, создатель чудной греческой мифологии, сочинитель и певец гимнов о богах, о красоте и любви. Избранная земля "дрожала и плакала" от звуков его кифары. Магическое действие его необыкновенного голоса было таково, что заставляло плакать диких животных, склоняться деревья, чтобы внимать ему. Пение его было прекраснее завораживающего пения сладкоголосых серн. Услышав Орфея они, побежденные, бросились в море и превратились в скалы.
   Древняя Эллада была и остается тем местом на Земле, где человек был вознесен в своем совершенстве к богам и где боги спускались на Землю к людям, видя в них равных себе.
     Мировоззрение, мироощущение древних греков было антропоморфным и сильно влияло на их образ жизни, на науки и особенно, на искусство. Это мироощущение сводилось к переживанию Космоса, как живого тела, внутри которого бьется и трепещет жизнь.
Космос - есть тело, число - тело, люди - тело, боги суть совершенные и прекрасные тела.  Планеты считались лучезарными телами богов и естественно, что самая красивая планета отождествлялась с самой красивой богиней.
"...А теперь взгляни на небесный свод. Взгляни, как пылает Орион, как переливаются Близнецы и как сияет Лира. Это тело божественной Супруги, которая вращается в гармоническом круговороте под пение Супруга. Взирай очами духа, и ты увидишь ее опрокинутую голову, ее простертые руки, и ты поднимешь ее покрывало, усеянное звездами... Вот первая тайна...  Так говорил Орфей".

   Высокая поэзия вечна и всегда современна.

      Все искусство Древней Греции - это выражение стремления человека к божественному совершенству и красоте.
   Очень немногочисленные, дошедшие до нас в оригинале прекрасные древнегреческие мраморные статуи богов, такие как Венера Милосская или статуя "Гермеса" великого Праксителя, найденная всего лишь в 1877 году, говорят о преклонении древних греков перед совершенным человеческим телом, о том, что красота человеческого тела была самым главным предметом воспевания древнегреческим искусством.
Дошли до нас замечательные стихи о статуе Зевса (Фидия), которая считалась в древнем мире одним из семи чудес света:

                " Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
                Или на небо ты сам бога узреть восходил? "

                ( Филипп Фессалоникский )


   В природе для древнего грека все было одушевлено, все жило своей жизнью. "Все полно богов!" - Восклицает греческий философ Фалес из Милета  в начале VI века до н. э.
   Звезды, планеты, боги смотрели на Землю и благодаря их божественным истечениям творилась и созидалась жизнь на Земле. Гроза, посланная Зевсом, разрешалась дождем. Дождь оплодотворял землю, Деметру, а  Деметра - рождала цветы и травы - Флору. Эти представления становились для древнего грека врожденными первичными психическими структурами, "архетипической матрицей",  идеями, "эйдосами", которые и формировали всю деятельность древних греков, творческую фантазию и их мышление. И в этом древний грек Платон, со своим идеальным миром идей и первообразов, очень близок был нашему современнику Юнгу, с его архетипами и "коллективным бессознательным".
    Идеи прекрасны. Они управляют Вселенной и, как выяснил немецкий философ Эдуард фон Гартман в своей  "Теории бессознательного", идеи способны управлять силой, ибо первый акт воли - идея желаемой вещи, а затем уже действие.
   Это утверждение как нельзя лучше перекликается с представлениями древних, что сила идей, сила их тонкого пронизывающего света, их нежнейшие эманации оживляют темную бесформенную бесконечную материю и придают ей ту или иную форму  по образцу вечных, неизменных, идеальных форм, стремясь как можно точнее передать замысел творения.
Идею творения. 
Именно так творит земной художник. Так (если придерживаться великого герметического принципа аналогии) творит и Бог.

   "От Принципа -  к сущности"  был создан мир.

".. Все вещи произошли от Единого, для совершения чуда Единства..", - читаем мы в "Изумрудной скрижали" Гермеса Трисмегиста. То есть, все вещи были созданы для утверждения верховного закона Гармонии всего сущего. Весь сотворенный мир гармоничен в своем единстве, в своем постепенном восхождении к единому Принципу. Переходя от самой сути (или принципа) одного прекрасного предмета к сути прекрасного множества и, далее, к самому общему понятию сути всеобщей, единой красоты и гармонии, мы постепенно восходим к единому божественному Принципу Красоты. Связываем этим Принципом земное множество с божественным единством.
   Этот принцип вмещает в себя и все то, что не смогло воплотиться в земные формы и развернуться во времени и что остается творческой необходимостью невоплощенного предмета. Его Первообразом.  Архетипом. Идеей. Принципом. Принципами Красоты и Формы, которые  мерцают величественным светом самого красивого небесного тела - Венеры.

   Принцип Формы, принцип внешней оформленности также является одним из планетарных принципов Венеры.
В каждой материальной форме, в каждой земной вещи  можно увидеть отблеск ее прекрасной идеи, идеи ее совершенной формы, в которой наилучшим образом может быть проявлена ее духовная сущность (монада), ее главное начало.

   При упоминании ирреального мира идей и первообразов, часто вспоминаются фантастическое количество оттенков закатного или послегрозового неба, с искрящимся идеальным полукругом семицветной радуги; вспоминаются замысловатые формы облаков, которые очень часто представляют собой легко узнаваемые фигуры, целые пейзажи и даже сюжеты; вспоминаются завораживающее разнообразие совершенных, симметричных снежинок, падающих на наши ладони из заоблачных этих высот; вспоминается прозрачная хрустальная роспись морозного оконного стекла.  А не является ли все это некими проявленными прекрасными мыслеформами, тонкими образованиями ирреального мира, идеями и фантазиями бога, которые обрели некое конкретное земное воплощение?  И это не только художественный образ, который приближает нас к постижению Красоты.  Может быть эти проявления природы являются очередными подсказками тому, кто умеет видеть и понимать.
   Астрология и, вообще, вся Философия архаической эпохи верила в этот, формирующий земные создания, мир идей, мир небесных Иерархий и планетарных богов.
    Кто читал эзотерическую книгу "Свет Египта", помнят интересную гипотезу возникновения жизни.  Жизнь есть движение. Движение жизни имеет форму спирали. Спираль это духовный винт, это та невидимая непроявленная форма движения, которая и стала причиной жизни.
   Молекулы кислорода и водорода при определенных соотношениях и условиях образуют гремучий газ (2Н2  + О2 ). Взрыв приводит к образованию воды, а значит к образованию рек, озер, морей, облаков.
От солнечного тепла образуется пар, который снова поднимается в верх, при этом часть его разлагается на составляющие элементы. Атомы водорода и кислорода под давлением солнечного света приобретают тот  угол движения, который заставляет их  подниматься в высь по спирали,  захватывая при этом молекулы углекислоты.  Происходит бурное вихреобразное движение между атомами, они комбинируются и трансформируются.  Появляется новая, уже органическая молекула - зародыш  жизни.
В следствие изменения полярности эти молекулы снова притягиваются вихреобразно к земле. Их принимают к себе реки и водоемы и, в результате, образуются водоросли - род вегетальной тины.
   Таким образом, происхождение видов, родов, классов, семейств растительного царства происходит именно от этой первоначальной формы. Все органические формы берут свое начало из воды. И как тут не вспомнить восхитительный миф об Афродите, родившейся из морской пены. 
Поэтому зеленое растительное царство, роскошь и разнообразие его форм и, вообще, фотосинтез (причем, в разных астрологических традициях)  соотносятся с Венерой.  Зеленый цвет, цвет растительного мира является и цветом Венеры.

   В книге бытия Моисея описано снисхождение на планету Жизненной Волны, вносящей оживление до толе неодушевленной планете. Иероглифическое изображение этой Жизненной Волны есть спираль, которая во многих древних книгах была и символом Красоты. Где-то на этих спиралевидных путях образовалась и первая двойная спираль молекулы ДНК - основа всего живого на Земле. Автор "Света Египта" не мог быть свидетелем открытия спиралевидного строения ДНК. Он жил намного раньше того времени, когда было сделано это открытие. Тем удивительней его выводы.

                *   *   *

    Как было отмечено выше, для художественного творчества необходимо преобладание эмоционально-образного мышления, то есть, в космограмме человека должно прослеживаться преобладающие влияние Венеры.
    Но с давних времен и сам совершенный облик богини Венеры служил темой для многочисленных художественных произведений. Попытки многих художников всех времен воплотить идею совершенного женского тела в идеальную земную форму, их муки и чаяния, отразились в прекрасном мифе о Пигмалионе и Галатеи.
   Вначале Венеру, богиню, никогда не изображали обнаженной и когда Великий Пракситель изваял обнаженную Венеру, то он возбудил своей статуей всеобщее удивление, и даже удивление самой Венеры, которая воскликнула: "Меня видели обнаженной Парис и Адонис, но где и когда мог меня видеть Пракситель?".
   Пракситель продал эту статую жителям города Книда, и, как утверждает Плиний, изо всех частей земли стали прибывать в этот город путешественники, желавшие полюбоваться статуей. 

              Мрамор кто оживил? Кто воочию видел Киприду?
              Страсти желания кто в камень холодный вложил?
              Рук ли Праксителя это творение, или богиня
              В Книд удалилась сама, сирым оставив Олимп?

   Это еще одни замечательные, дошедшие до нас, древнегреческие стихи неизвестного поэта.
   Венера Книдская, знаменитое произведение искусства, стала для жителей города  источником их славы и благоденствия. К сожалению эта статуя не существует больше. Но остались многие римские копии и бесчисленные описания этой статуи поэтами и художниками.
Статуи Венеры великих древнегреческих мастеров стали земным  идеалом женской красоты, женского тела, символом воплощения идеи в совершенные земные формы.
   Но если верить Гомеру, то на Земле жила  женщина, которая не уступала красотой богиням.  Это Елена - жена спартанского царя Менелая. Похищенная Парисом ( не без помощи Афродиты), она стала невольной виновницей Троянской войны и гибели Трои.
«Красота спасет мир»,  – считал Достоевский. Но сила красоты столь велика, что может его и погубить. Кроме светлой любви и умиления она могла внушать черную, ничем не обуздываемую страсть и помрачение рассудка. Тысячи самых сильных, смелых и влюбленных мужчин готовы были убивать друг друга в течении многих лет за право обладания одной прекрасной этой женщиной...
    Найдя Елену в пылающей Трое, желая покарать ее за измену, Менелай (снова пораженный ее красотой) опускает меч и прощает ее. 
Даже Великий Гомер не описывает красоту Елены, чувствуя всю беспомощность слов перед тем неизъяснимым чувством, которое внушала божественная красота этой женщины.
Он ограничился только такими строчками:

                Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы
                Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:
                Истинно, вечным богиням она красотою подобна!

  Не было бы этой истории, не было бы великой и бессмертной "Илиады" Гомера.

"...Когда бы не Елена, что Троя вам ахейские мужи ..."
                ( О. Мандельштам)

     Все лучшие художники более поздних времен также писали на тему Венеры. Рубенс, Рафаэль, Тициан, Боттичелли, Буше, Прюдон, Веласкес.  Часто моделями для  художников служили красивейшие женщины своего времени. Например, для картины, находящейся в Эрмитаже  "Амур развязывает пояс Венеры" Рейнольдса (главы английской школы живописи), моделью послужила известная красавица того времени леди Гамильтон.
А в некоторых изображениях многочисленных «Диан»  и «Венер»  Буше мы находим сходство с покровительствовавшей ему маркизой де Помпадур.
   Сам Пракситель, создавая статуи богинь, имел в сердце образ своей возлюбленной - Фрины. Фрина была так прекрасна, что будучи обвиненной в несуществующем преступлении, вместо слов оправданий на суде она разделась.
Судьи оправдали ее, посчитав, что столь божественная красота и преступление - вещи несовместимые.

       Говоря о Венере, мы совершенно естественным образом коснулись самых разнообразных философских и научных понятий.
Мы говорили о мифах и символах, о знаменитых статуях и великолепных картинах, упоминали имена Гегеля , Платона, Орфея, Пушкина, Гомера, Резерфорда, Пуанкаре, Юнга, леди Гамильтон и маркизы де Помпадур.
   Пространство Астрологии столь велико, что дает нам возможность коснуться всех сфер проявления человеческой жизни и с разных сторон их осветить. Потому что только Оккультизм абсолютно на равных правах дает возможность существовать разным подходам к постижению мира  и с одинаковым почтением относится как к миру Идей Платона так и к Миру Космического Разума Аристотеля, разрешая их вечный философский спор.   
   Только тогда сознание полноценно, когда оно объединяет и принимает два этих различных способа познания.
   Венера - свет откровения, олицетворяет именно интуитивное, эмоциональное проникновение в суть вещей  (в отличие от познания рассудочно-логического, представленного Меркурием).
Два источника знания, не будучи тождественными (?), тем не менее, тесно связаны между собой и оба они (как и все на этом свете), восходят к единому Богу. Под этим понятием (самым глубоким, неисчерпаемом, многомерном философским понятием) можно понимать и тот первоначальный единый Принцип, объединяющий все остальные принципы, в котором была заложена первоначальная идея нашей прекрасной и гармоничной в своем единстве Вселенной, и ту единую формулу, тот гениальный в своей простоте эйнштейновский интеграл единой теории поля (и мира), из которого могут быть выведены все возможные физические функции любого действия или явления, происходящих в природе.


                *   *   *


   Венера и Луна всегда были символами проявления женского принципа. Луна являлась воплощением материнства.
В те далекие времена существовал даже обычай, по которому бездетные женщины, хотевшие ребенка, подставляли себя  под свет Луны или приносили ей жертвы.
   Венера же символизировала женственность как таковую, символизировала различные проявления любовных переживаний, всегда была символом Любви.
   Венерианская энергетика, ритм Венеры, как было установлено учеными, моделируют ритмы выделения в организме ферментов - кортикостероидов,  стимулирующих чувство плотской любви, вызывающих любовную тоску. (Ритмы Марса, к слову, стимулируют выделение в кровь адреналина, повышающего агрессивность).
   Возникающая влюбленность заставляет искать расположения предмета любви. Чтобы достичь этой цели, человек должен проявить всю свою привлекательность. Если не хватает естественной привлекательности, то он вынужден прикладывать определенные усилия, чтобы выглядеть более привлекательным - украшать себя и всячески совершенствовать свое искусство ухаживания, свое умение добиваться расположения предмета  любви. 
   В Астрологии эти различия венерианских ухищрений приписывают влиянию на Венеру различной по "окраске" энергетики Знаков Зодиака.  Положение Венеры в том или ином Знаке дает возможность астрологу сделать значительные  предположения о венерианских качествах человека.
   Наиболее ярка и активна в любовных отношениях будет «Венера в Овне», но и понятно, что овненской Венере нужно будет больше времени потратить перед зеркалом, чтобы выглядеть привлекательней, чем, например, Венере в Тельце,  и ей же, Венере в Овне, потребуется больше усилий для поддержания гармонии в партнерстве. 
   Устанавливая гармонию в партнерстве, мы сами того не подозревая, занимаемся магией. Магией симпатии. Искусством устанавливать духовную связь с другим человеком, несомненно, лучше всего будет владеть Венера Весов. Наиболее скромна и строга будет Венера Девы, холодна и недоступна - Венера Козерога, изобретательна и неожиданна Венера Водолея, чувствительна и глубока Венера Скорпиона. Роскошна и щедра Венера Льва. Трепетны и эмоциональны Венеры Рака и Рыб. Свой парень - Венера Близнецов. Романтик и философ  в любви - Венера Стрельца.
   Каждое из этих проявлений многоликой Венеры - прекрасно.
Критерия красоты нет. И каждая Венера найдет, несомненно, своего почитателя.
   О многоликости и изменчивости Венеры говорит и астрономический факт существования различных фаз этой планеты, которые при определенных земных условиях можно наблюдать с Земли и невооруженном глазом.

   Фазы Венеры были открыты в 1610 году Галилео Галилеем.
Он зашифровал свое открытие в следующей фразе:
"Мать любви подражает фигурам Цинтии".  Цинтия - одно из имен Луны.

     Как можно почувствовать, мы подошли к астрономическим реалиям Венеры.
Посмотрим, что может нам дать метод аналогии для понимания астрологических принципов Венеры и ее влияния на земную жизнь.
   Беря во внимание только очевидные вещи, можно вывести следующие положения:

1) Венера имеет внутреннюю орбиту, т.е. ее орбита находится между Солнцем и Землей. Следовательно, эта планета личностная, планета определяющая внутренний мир человека. (Планеты, которые имеют внешнюю орбиту, больше связаны с внешней деятельностью человека.)
2) Венера и Меркурий ближайшие к Солнцу планеты, скорости их движения наибольшие и поэтому вклад их в общее электромагнитное поле наибольший.
Они - основные дифференциаторы жизненной солнечной энергии.
Меркурий более ответственен, как мы выяснили, за электричество, а Венера за магнетизм.  Природа влияния Венеры другая, нежели у Меркурия.
И реальность такова, что у Венеры нет своего магнитного поля, зато очень плотная ионосфера, простирающаяся на большое расстояние (которая совершенно отсутствует у Меркурия, обладающего собственным интенсивным магнитным полем). Быстродвижущееся заряженное тело (в нашем случае - Венера) обладает способностью создавать наведенные магнитные поля.
Т.е. как это всегда и отмечалось, Влияние Венеры - магнетическое.
"Магнетические поля", сеть линий электромагнитных сил, создаваемых Венерой, вращающейся в пространстве освобожденной духовно-ментальной энергии Солнца и Меркурия - это и есть та форма, тот паттерн, тот архетип, который воспринимается человеком, как некая система его ценностей, которые он совершенно естественным образом стремится проецировать в свой земной мир.
   Магнетическое влияние Венеры затрагивает эмоции и психическую сферу человека. Поэтому Венера отвечает за эмоциональную включенность человека во внешний мир, за то, что мы называем нерациональной способностью постижения внешнего мира и нашего бытия.
   Эти способности заложены в глубине человеческого мозга, в тех его участках, где хранятся все навыки человечества, приобретенные со времен Адама и Евы. Там же  хранятся и мертвые языки человечества, инстинктивные и интуитивные способности, память о всех прошлых жизнях человека. Словом, нетленные свитки времени и знания.  Эти участки мозга активизируются при определенных условиях, и влияние Венеры, по видимому, играет здесь не последнюю роль.
3) Венера не удаляется далеко от Солнца. Максимальное ее удаление от Солнца 48 угловых градусов. Венера как бы сопровождает Солнце.
Отсюда можно вывести принцип зависимости от сильного партнера. Привязанность к партнеру. Следовательно можно говорить о взаимоотношениях "Ты - Я", о гармонии этих отношений, о красоте отношений. Можно говорить о Любви.
   Говоря о Любви, мы имеем ввиду ту же трансцендентальную, магическую связь человека, только уже не с Высшими мирами, а с другим, земным человеком. Эта магическая  связь между двумя людьми может возникнуть "вдруг", сразу, как говорится, с первого взгляда (Данте и Беатриче, Пушкин и Гончарова, Ромео и Джульета, Мастер и Маргарита) и, не поддаваясь никаким рациональным  объяснениям, часто непонятная другим, делает жизнь этих людей друг без друга невозможной.
4) Говоря о справедливых и гармоничных отношениях - можно говорить о браке.
Брак подразумевает гармонию, мир, любовь и согласие.
   Интересно, что Венера, двигаясь невысоко над линией горизонта, соединяется со всеми планетами и с Солнцем, что на языке звездных магов означало астральный брак. Не случайно на Востоке Венеру называли "звездной блудницей".
5) Венера очень похожа в Космосе на Землю -  в карте человека Венера может символизировать сестру и близкую подругу. В более общем плане может символизировать любую женскую персону - мать, супругу, возлюбленную, соперницу, дочь, родственницу..  Во многих случаях эта планета может иметь соответствия (будучи самой доброй планетой гороскопа) с удовольствиями, с произведениями искусства, с дарами, приемами, праздниками.
 6) Принцип выбора основывается на эстетических и этических предпочтениях Венеры, находящейся в том или ином Знаке Зодиака. Этический выбор, личные установки поведения, этические и эстетические категории, которые кажутся более привлекательными для данного человека, определяются также принципами Знака, в котором находится натальная Венера.
 7)  Закончить разговор о планетарных принципах Венеры мне хочется все же словами об удивительной ее астрономической реальности: Орбита планеты Венера, путь ее вокруг Солнца, представляет собой почти совершенную (!) окружность.  Космический ее танец вокруг Солнца, все таки, наиболее красив и  гармоничен.

                *   *   *
 
    И если я  выбрала правильный  путь для понимания принципов
этой планеты, то, наверное, благодаря и своей собственной Венере  во Льве. Наверное, это её влияние, её импульсы, помогали мне писать и размышлять о Творчестве, о Красоте и Любви.



*  Мандала - магический круг, символизирующий собой организующий принцип любой целостной структуры:  мироздания, человека, минерала, внутреннего мира человека и т.д.






(центр астропсихологии «Диада». Материалы конференции)