Река времени 31. Кудепста

Юрий Бахарев
Еще в апреле у нас в классе начались разговоры о том, как нам провести летний отпуск. На каникулы нам были положены бесплатные проездные документы до  выбранного места проведения отпуска.

Первой идеей было организовать спуск на плоту по реке Чусовой. Кто предложил эту мысль, я уже не помню, но я, Игорь Морозов, Валера Богданов и Валя Жуков долго обсуждали маршрут, используя карту и всесоюзный перечень туристских маршрутов. В конце концов, поняли, что без элементарного опыта в водном туризме нам такой маршрут не осилить.

 И тут Толик Будкин предложил простой вариант. Поехать на Черноморское побережье Кавказа, чтобы   походить по горам  в  серии радиальных однодневных  маршрутов, имея центром  какое ни будь тихое место на берегу. Этим самым мы и накупаемся в волю, и побродим по интересным местам.

Предложение было принято, а Игорь Морозов сказал, что знает, где на побережье можно поставить палатку без проблем с пограничниками.  На территории военной турбазы в Кудепсте,   её начальник  разрешает курсантам ставить палатки и пользоваться камерой хранения. Информация точная. Таким образом, три отпуска  подряд, отдыхал его знакомый с пятого курса.
 
Мы разложили карты и справочники и решили, что нам надо будет устроить однодневные вылазки в Сочинский дендрарий, обезьяний питомник, тиссо-самшитовую рощу, Агурские водопады, на гору Ахун, на озеро Рица. Можно двухдневным маршрутом  сходить к Ахтырской пещере и к Ново-Афонскому монастырю. И Конечно, на несколько дней съездить в Пицунду.

Решив,  что на месте будет виднее, куда и как добираться,   договорились выписывать проездные документы до Сочи.
Летнюю сессию я сдал на отлично, и в последний день перед отпуском получил проездные документы. Но, к сожалению, возникли проблемы с билетами.

 Так как билеты  в Сочи были только на третий день, после начала отпуска, то Валера Богданов и Валя Жуков взяли билеты до Москвы, отказавшись ехать с нами. Ну а  ленинградцы, Игорь, Толик и я,  решили ехать по намеченному плану.

  За счет денег  продовольственного пайка и получки за июль  уже можно было прожить, да мама дала на отпуск сорок рублей. Так что можно было собираться. Три дня  до отъезда оказались не лишними, так как надо было взять в прокате большие рюкзаки,  палатку и закупить еду.

 Знающие люди подсказали, что дешевле было вести харч из Ленинграда. В первую очередь купили  15 банок говяжьей тушенки, 12 банок сгущенного молока, по 3 килограмма пшена, гречи и риса. Разделили поровну общий груз и отправились по домам собирать вещи для поездки.

 Кроме рюкзака решил взять с собой дорожную сумку с летними брюками, парой тельняшек, ковбойкой и прочей мелочью. Туда же положил новенькие кеды, которые приобрел специально для путешествий. Поеду в спортивном костюме и летних туфлях. Вместо спального мешка взял старое ватное одеяло, которое служило мне в детстве. Оказалось не лишним, что бы упаковать в рюкзак, доставшиеся на мою долю девять  жестяных банок.
 
Утром, в день отъезда собрались на Московском вокзале, и через пол часа поезд Москва-Адлер повез нас на юг. Благодаря заботам родителей в пути недостатка в пище не испытывали, скорее наоборот, так как надо было съесть скоропортящиеся жареные куры.

Уже в вагоне договорились, что все денежные расчеты будет вести Игорь Морозов, как самый старший и опытный среди нас. Для этого из части личных денег создали общую кассу путешествия. Сбросились для начала по 30 рублей и сдали ему.

 Он должен был вести учет потраченных денег, ему же вменялось в обязанность ограничивать наши запросы своим решением. Он тут же объявил, что хотя и не вводит «сухой закон», но призывает нас не рассчитывать на выпивку из общественного фонда. И если, когда ни будь, он раскошелится на это, то только по весьма серьезному поводу.

Мы с Толиком согласились с его мнением, и, как показал опыт, оно была правильным. От проводницы мы узнали, что если мы сойдем в Сочи,  куда у нас были билеты, то в Кудепсту нам придется ехать на электричке, которая ходит очень редко.

Мы сначала решили выйти в Сочи, чтобы встать на учет в комендатуре, но сверхсрочник, который ехал в нашем купе, сказал, что поставить штамп прибыл-убыл могут в канцелярии военной турбазы, на территории которой мы планировали остановиться.

Игорь пошел к проводнице, обговаривать возможность доехать до Кудепсты. Вернулся через пол часа и сказал, что она может, в порядке исключения, пойти на нарушение инструкции,  но пока  не знает, будет ли остановка на платформе Кудепста. По времени, до нее езды совсем не много, поэтому, подъезжая к Сочи, мы соберемся на выход, но при благоприятных обстоятельствах, поедем до Кудепсты.

Сейчас я не помню, заплатил  Игорь проводнице за наш безбилетный проезд, или она просто сделала это из добрых побуждений, но сошли мы на платформе Кудепста и через пятнадцать минут, вместе с группой прибывших этим же поездом отдыхающих, вошли на территорию турбазы Кудепста.

 Как нам посоветовал приятель Игоря, который здесь  уже останавливался, мы пошли прямо к начальнику турбазы. Его на месте не оказалось, но его секретарь, женщина средних лет, сказала, посмотрев наши документы, что остановиться можно  в дальнем конце  парка, но только там, где есть место для кострища.

Объяснила, что в канцелярии санатория нам поставят отметки о прибытии, а когда соберемся уезжать, об убытии. Можем лишние вещи сдать в камеру хранения, и пользоваться душем на первом этаже старого корпуса.

Но категорически запрещается, ходить в столовую, рубить деревья и кусты даже в задичавшей части парка, разводить костры в любых местах, кроме кострища, появляться в нетрезвом виде и бродить возле корпусов после 11 вечера. Мы заверили её, что ни каких нарушений не допустим, и вообще будем приходить на территорию турбазы только ночевать.

«Ну, зачем так строго, можете ходить в любое время и даже присоединиться к туристской группе, которая через два дня идет в Красную поляну, но о питании договаривайтесь с инструктором. Если он согласится принять от вас ваш сухой поек, то пойдете общей группой, Если нет, то идите следом», - сказала женщина участливо.

Мы горячо поблагодарили её, а я спросил: «Есть ли здесь поблизости столовая, чтобы в дни, когда мы живем  у вас, не надо было разжигать костер»?
«Рядом с нашим пляжем,  который вы тоже можете посещать по предъявлению удостоверения личности и отпускного билета, есть чебуречная. Там, вполне недорого, можно и позавтракать и пообедать и поужинать».

Она  при нас  позвонила в канцелярию и сказала, чтобы нам поставили на отпускные билеты штамп «Прибыл».
Мы еще раз поблагодарили гостеприимную женщину, и пошли узаконивать наше пребывание на территории турбазы. Всё ценное мы сдали в камеру хранения, оставив с собой только спальные и туалетные принадлежности да две банки сгущенки, на случай, если не найдем, где поесть.

Через несколько минут, страшно довольные, что все так удачно складывается, мы  устанавливали палатку в дальнем, задичавшем краю парка, рядом с кострищем, на котором не только были установлены рогатины для подвешивания котелка, но и лежала приличная куча сушняка. В десяти метрах от этой гостеприимной поляны  виднелась труба выходящего из земли водопровода с латунным краном. Я подошел, проверить есть ли вода. Хотя и слабым напором, вода текла.
 
  Не мешкая,  переоделись в тельняшки-безрукавки и плавки, застегнули палатку  и отправились на разведку к морю. До пляжа турбазы было совсем недалеко, а рядом дымила Чебуречная, про которую говорила нам женщина.
 «Пойдем, сначала посмотрим, что там есть, и будет ли это заведение нам по карману»,- сказал Морозов голосом прижимистого завхоза.

Чебуречная  самообслуживания была небольшая, на восемь маленьких столиков, из которых половина была занята. У стойки очереди почти не было. Мы подошли рассмотреть ассортимент. Суп-харчо тридцать копеек. Чебуреки тридцать копеек штука. Блины с маслом 10 копеек штука. Сметана 25 копеек полстакана. Кефир 15 копеек стакан. Клюквенное варенье к блинам -10 копеек порция.

Цены были по нашим деньгам. Мы тут же решили снять пробу, так как было уже часа три, и мы проголодались. «Суп-харчо, блины с маслом на троих»,- щедрой рукой заказал Игорь. Мы выбрали столик с видом  на море, и чувствуя себя «прожигателями жизни» приступили к трапезе. Конечно, харчо было жидковато, но,  хлеб и  горчица на столе бесплатно, так что с голоду не умрем.

«А ты бы мог к блинам и вареньем расщедриться»,- сказал Толик, подвигая к себе тарелку с двумя блинами, горестно прижавшимися один к другому. «У нас норма на человека рубль в день, сейчас мы по полтиннику уже проели», - невозмутимо парировал Игорь.

 «Ну, тогда я из своих возьму порцию сметаны», - сказал, смущенно,  Толик, направляясь к стойке.
«За свой счет, сколько угодно»!- с улыбкой сказал Игорь.
«Вот она демократия в действии», -   подумал, я,  но  не пошел  следом за Толиком, хотя соблазн был.
 
«После сытной и здоровой пищи можно и отдохнуть», сказал я, когда увидел, что все справились с обедом.
Мы встали и пошли  ко входу. Предъявили отпускные билеты с отметкой турбазы и нас без проблем пропустили на закрытый пляж.

Бросив тельняшки на свободный топчан, мы тут же побежали в воду. Последний раз я купался в море в Анапе, лет за  пять до этого, но только окунулся в солёную воду с головой, тут же вспомнил это замечательное чувство погружения в прохладную, прозрачную благодать.

Был июль, верхушка лета, вода хорошо прогрелась, и мы долго купались, пока почувствовали, что замерзли и пора выходить.
Под июльскими лучами солнце, лежа на горячих топчанах, мы быстро согрелись и  снова полезли в воду. И так несколько раз, пока Игорь не сказал: «Я думаю нам надо сегодня найти инструктора группы, которая послезавтра уходит на Красную поляну.

Если он нас возьмет, то считайте, что нам крупно повезло, потому, что именно этот маршрут самый лучший на турбазе. Многие только из-за него и  берут сюда путевку, и заметьте, за немалые деньги».

Мы ополоснулись под пресным душем, обсохли и пошли на турбазу искать инструктора.  Долго нам искать не пришлось, садовник, обрезающий кусты на центральной аллее, к которому мы обратились с вопросом, показал домик, где он может быть. Через пару минут мы уже беседовали с высоким, поджарым парнем лет тридцати, инструктором по туризму.

 Он оказался понтийским греком, который уже много лет водит туристов по этому маршруту.  Мы сказали, что секретарша начальника  посоветовала нам к нему обратиться, с просьбой присоединиться к его группе. Он ответил, что просто присоединиться проблем нет. Ему даже лучше, что в группе пойдут еще три молодых здоровых парня.

Вопрос только экономический. Паёк, который они берут с собой в дорогу, стоит не малых денег. А главный дефицит сгущенка и тушенка.
 «Сколько банок нам нужно внести в общий котел, чтобы харчить вместе с группой»?- тут же взял быка за рога Игорь.
«Мы будем идти 4 дня, по полбанки того и другого на день, итого с вас двенадцать банок в равной пропорции. Неплохо бы риса килограмма два, а то  его дали  мало, а едят хорошо»- немного подумав, сказал инструктор.


 «Хорошо, мы все это принесем», - сказал Игорь.
«Ну, тогда, будем считать, что договорились. И хотя я вас в общий список группы вносить не буду, пойдете со всеми остальными на равных. Выход послезавтра в девять утра от столовой турбазы. Палатка и рюкзаки , надеюсь, у вас есть»?- завершил он свою речь.

«Есть, конечно», - сказал Игорь солидным голосом.
«Ну тогда до встречи», - коротко бросил инструктор и зашел в дом.
Мы пошли в свою палатку переоделись в спортивные костюмы, и довольные, что все идет как по маслу отправились погулять по Кудепсте, а заодно купить батонов, масла и сахара, чтобы поужинать у костра, вскипятив чай.
 
Когда солнце скрывалось за горизонтом, мы, закупив все необходимое , подходили к воротам турбазы, а когда совсем стемнело разожгли костер и вскипятили чай. Такого звездного неба, как на черноморском берегу, в Ленинграде не увидишь, и мы, поужинав, молча глядели в бескрайную глубину космоса,  выискивая движущиеся звездочки спутников, которые в те годы были большой редкостью.

 Я вытащил из палатки одеяло, постелил его на траву и лег, глядя в небо и рассматривая узоры созвездий. Во влажном воздухе, несущем свежесть моря, запахи субтропических цветов и целебного эвкалипта особенно волшебно  звучало пение цикад.  Было тепло, и залезать в духоту палатки не хотелось. С мыслью, что весь отпуск еще впереди я заснул.
 
На заставке фото из Интернета Вид на море в посёлке Кудепста
Продолжение:http://proza.ru/2010/09/26/9