Девятый ветер, часть 13

Бартенева Наталья Евгеньевна
                *****
     Лестница была на удивление узкой и по крутой спирали стремительно сбегАла вниз. Слепящий свет, рванувшийся из отрывшегося отверстия, шел из самой ее глубины и словно жил своей особой жизнью, бился, как в тисках, окатывая быстрыми волнами стены своей темницы - полупрозрачные, в ледяных потеках, стены Школы магии.
     Сантрей робко ступил на непонятную поверхность подземелья. Посмотрел вверх… Над головой было небо. Ясное, яркое, синее до рези в глазах. И солнце вставало из-за горизонта. И не было потолка – пола зала. Не было больше стен Школы, не было ледяной пустоты северной ночи, не было крупных ярких звезд, а был простор, необъятный простор небесной синевы. И крохотные черные точки круживших в вышине птиц. Сантрей судорожно вздохнул. Ливори! Летающий Остров! И Храм Девяти Ветров проглядывал сквозь сплошную стену древних деревьев.
     Сантрей решительно пошел вперед, продираясь сквозь неподатливые заросли, не привычные к человеческим рукам. Лианы неуверенно цепляли его за ноги, колючие ветви кустарников почти не царапали руки, змеи и мелкие хищники выглядывали из кустов – и прятались обратно. Остров словно не мог решить, стоит ли уничтожать пришельца.
     Храм приближался быстро, и вскоре Санто стоял перед колоссальной колоннадой. Белые, в паутинке темных трещинок колонны поддерживали свод входа, в глубине которого виднелась гостеприимно распахнутая арочная дверь.
     А магам прошлого, похоже, нравились плавные очертания. И арки – они ведь были красивее строгих линий прямоугольных дверей…
     -Эльтентиар. Девятый ветер… - Сантрей не замечал, что шепчет это вслух. Теперь, когда он стоял на пороге легендарной своей цели, вдруг накатил страх. Страх неизвестности. Да еще – страх потерять даже то немногое, что он имел в жизни, даже ошибки, даже вину свою потерять раз и навсегда было страшно. Потому что это был он, Сантрей, а лишившись чего-нибудь из души своей, пусть даже и вечной боли… кем он станет тогда?
     Высокий белый свод. Тишина и прохлада. И – пустота. Дикая невозможная пустота. Никого, только шуршит где-то далекий водопад.
     -Я пришел, Храм… - Санто еле шевелил губами, но ему казалось – он кричит во весь голос, нарушая почти священную тишину. – Я пришел, чтобы найти - или потерять. Я знаю вину свою – и я прошу: суди меня! Осуди или оправдай, хотя оправдания быть не может… - мысли путались, он никак не мог связно высказать то, что кипело в душе весь этот год. - Я не знаю, вправе ли я вообще стоять в этом зале, но… я обещал, я нашел Остров, я пришел сюда. Я дал слово… но выполнил ли я то, что обещал? Ответь мне, я сдержал обещание, данное умирающему от моей руки человеку?
     Тишина. Ветерок колышет волосы Санто. Парень ждал, потом медленно опустился на колени, склоняя голову. Он не ждал, что этот день наступит так скоро, не ждал, что именно в этой заброшенной полуразвалившейся Школе найдет то, за чем ушел из Маренты, и эта внезапность последнего ожидания, ожидания приговора оказалась страшнее всего. Он готов был даже принять удар – какой угодно, даже в спину… только бы поскорее. А Храм медлил. Исчез даже легкий шум падающей воды, и Сантрею показалось – сердце грохочет так, что быстрый взволнованный стук разносится по всему Ливори. Он совсем склонился, почти скорчился, выдохнул прямо в зеркальный пол, оставив на нем облачко своего дыхания… и пол вдруг резко заходил ходуном под его коленями. Встать не было никакой возможности.
     -Конец? – крикнул Сантрей, поднимая голову. – Это конец? Не пугайте и не тяните, я давно готов к этому!
     Вихрь закрутился вокруг него. Холод и зной, дыхание зимы посреди лета и предвестие тепла… Они были слишком разными, но сейчас они были вместе и в этом противоестественном союзе и составляли - Храм. Сантрей даже удивился про себя, как он не понял этого уже давно. Он наконец поднялся и, неловко балансируя на шатающемся полу, раскинул руки. Не знал, зачем, смутно понимая, чего от него ждут, но под влиянием какого-то внутреннего чутья уверенный, что это – правильно. Сейчас он был готов принять их в себя, все эти ветра, знакомые с самого рождения. Принять, если таково искупление…
     -Ты дышишь? – эхом пришел чей-то голос. – Ты дышишь, человек? Мы тоже… вздохни вместе с нами! Вздохни, чтобы мы могли узнать тебя… если ты наш - ты не должен бояться…
     -«Я не боюсь…» - хотел ответить Сантрей, но голоса не было. Вместо этого он выдохнул только воздух. Вихрь взметнулся сильнее, ветра рванули на нем одежду, помчались куда-то… и внезапно всё стихло.
     -Иди, мальчик, - прозвучал за его спиной женский голос. Сантрей обернулся. Она стояла в нескольких шагах, и сквозь тонкое тело просвечивала противоположная стена. Она была прекрасна, но Санто слишком устал от подобных посещений, чтобы удивляться. – Иди домой… если, конечно, ты все еще хочешь вернуться туда. Но помни, там тебя не ждут. Там ты изгой, убийца…
     -Я знаю это, - хрипло ответил он. - Но откуда это знаете вы?
     -Мы всё знаем, - серьезно ответила она. – Ведь ты наш. Ветры признали тебя.
     -Признали? – Сантрей шагнул к ней. – Что это значит? Что такое Эльтентиар? Почему ветров девять? Или вы хотите сказать – мне дали ответ, но я не понял его?
     Женщина улыбнулась.
     -У людей всегда была странная логика, - сказала она. – Вы всегда зачастую не понимали очевидных вещей и за это тысячелетие вы мало изменились. Ты хочешь знать, что такое Эльтентиар? Девятый Ветер, последний из Братьев, которого очень трудно найти, но который на время, пока существует, дарит Ливори покой. Он устал, он так долго искал тебя!
     -Меня?! Но ты же не хочешь… ты же не… я же… я же не могу быть…
     -Слишком много эмоций. Не волнуйся, лучше подумай. Или тебе трудно принять это вот так сразу? Девятый ветер – это человеческое дыхание! Только, разумеется, далеко не всякое. В этом поколении Эльтентиар – это ты, мальчик. Твое дыхание, пока ты жив, удержит Остров от блужданий, он получит покой… А потом, когда тебя не станет - снова будет искать. Он не дарит бессмертия… Он дарит Силу, мальчик. И теперь, пока ты дышишь – ты один из нас. Последний – и первый. Ты – маг, и в твоих силах многое.
     -Я могу приказать Школе? – замирая, спросил Санто. Женщина снова чуть улыбнулась.
     -Школа – твоя, мальчик. Ветра признали тебя, Ливори принял тебя, позволил не только дойти до Храма, но и войти внутрь, чего не позволял долгое время никому… Какие доказательства еще тебе нужны? Остальное придет само. Только не сопротивляйся себе, даже если не будешь поначалу понимать собственных слов и поступков. Но никогда не используй эту силу во зло.
     Она начала таять.
     -Подожди! – в панике воскликнул Санто. – А если я уйду из Школы? Уйду с Севера вообще?
     -Это не имеет значения, мальчик. Пока ты жив, ты – Остров, ты – Школа, ты – магия. Вся она – в тебе, где бы ты ни находился. Только будь осторожен, иначе ты можешь не успеть даже позвать. Братья прилетят на помощь по первому твоему зову…
Она растаяла. А Сантрей долго сидел на коленях посреди зала в Храме Девяти Ветров, Эльтентиар, Девятый Ветер, хозяин и гость… Всевластный – и бесправный до конца дней своих.

                *****
     -…Ты сам понимаешь, что превысил свои полномочия, как сказали бы правоведы, - Крематис смотрел на Короля почти с жалостью. – Я не хотел, чтобы все получилось именно так, но ты действительно требовал от них слишком многого. А они – тоже были самостоятельны, ты мог просто поддерживать порядок в Небесном королевстве, но ты стал диктовать свои условия, и слишком суровые.
     -Какие, например? – Король еще вполне владел собой, хотя Венец и Жезл у него и отобрали.
     -Почему ты запрещаешь им общаться с людьми? Согласен, на эти контакты следовало наложить жесткие рамки, но запретить вообще? Это мне непонятно.
     -И исходя из этого, ты заключаешь, что я не имею права носить Драконий Венец?
     -Я этого не сказал, - Крематис был спокоен и собран. – Но ты носишь его слишком давно, и тебе наскучило однообразие власти. Такие, как ты, быстро становятся тиранами. Поверь мне, этого не любят нигде, ни на земле, ни в Небесах. Особенно – в Небесах, где все одинаковы. Ты не имел права так обращаться с ними. Они подчинялись силе и только ей. Но всегда хотели жить как-то иначе.
     -Пока не было тебя, Хозяин, они и не желали иного! – Король невольно сжал кулаки и этот человеческий жест вызвал у столпившихся в зале Звезд сдержанные смешки.
     -Я не желал стать ни Хозяином Карусели, ни тем более Небесным Рыцарем, так уж получилось. – Крематис обернулся, окинул взглядом зал, полный мерцания горящих сердец. - Звезды когда-то предопределили мою судьбу, только тогда никто не мог прочитать этого. Если бы я знал заранее, я сделал бы все, чтобы не стать Звездой – это слишком… тяжело для меня.
     -Чего ты хочешь?
     -Отречения. Только отречения. Мне страшно, что мог этот бунт наделать на земле.
     -Ты человек!
     -Да! И горд тем, что сумел сохранить человеческую душу, Король.
     -Возьми Жезл, Хозяин, - Вечный Король шагнул к нему, немного рассеивая черное облако, показывая облик. Звезды затаили дыхание. Вечный Король оказался мальчиком лет четырнадцати с недетскими, смертельно усталыми глазами.
     -Грифон! – не сдержавшись, воскликнул Крематис. – Скрытое созвездие, о котором ходит больше легенд, чем о «Блуждающей Звезде» или Храме Девяти Ветров!
     -Ты никогда меня не видел, Крематис, астролог и звездочет, Хозяин Небесной Карусели? – тот, кого он назвал Грифоном, улыбнулся. – Я старше вас всех, я был первым в только зарождавшихся Небесах. И помню каждого из вас. Но теперь мне не хочется ни говорить, ни, тем более, вспоминать. Возьми Жезл, погаси мое сердце. Я устал, я хочу покоя… Это не игра и не бравада, Крематис. Я говорю серьезно. Иначе в небе появится новое созвездие и астрологи долго еще будут ломать головы, гадая, что же сулит оно родившемуся под его светом… Погаси мое сердце.
     -Нет, - покачал головой Крематис. – Я не сделаю этого. Иди. Ты больше не Король, но ты – Грифон. Ты вправе жить так, как хочешь. Не мне ограничивать твою свободу, так же, как и гасить твое сердце.
     -Ты слишком милосерден, Хозяин, - заикнулся кто-то, но Крематис свирепо обернулся на голос.
     -Я человек! Я слишком хорошо знаю, что такое жизнь, пусть даже и жизнь Звезды. Он будет жить и он останется одним из нас. Я все сказал.
     Он пошел к выходу, чувствуя странную опустошенность и усталость. Звезды расступились перед ним, и кто-то надел ему на голову Драконий Венец. Крематис вздрогнул, хотел скинуть его, но его руку задержали.
     -Ты – Хозяин Небесной Карусели, ты - Небесный Рыцарь, и ты – Вечный Король, - проговорила Одинокая Звезда, незаметно оказываясь рядом и удерживая Венец у него на голове. Крематис затравленно посмотрел на нее.
     -Но я…
     -…будешь лучшим Королем за все века существования Небесного Королевства, – закончила она. – Твой талант не позволит тебе стать таким же… тираном.
     -Я не хочу власти, - Крематис опустил глаза. - Я никогда не искал ее, ни на земле, ни теперь… Наденьте Венец на другую голову, и это будет только правильно!.. – и понял, что слова уже не могут ничего изменить.
     Звезды преклонили колено, опуская головы.
     А Крематис смотрел через зал на «бродяг», которые кружились в своем хороводе, все убыстряя танец, плеская весельем… и вдруг понял, что на земле родился новый человек с беспокойной судьбой.
 
                *****
     -Ринто! – маленькая женщина кинулась к нему, повисла на шее, заливаясь слезами. – Вернулся, живой!.. Как же ты так, не спросив, не посоветовавшись…
     -Подожди, мама, - остановил он. – Мне многое надо рассказать и о многом спросить, только сначала скажи… Мне надо повидаться с Диттом, где его найти?
     -В такое время? – Илир задумалась. – В Башне, где же еще… Все надеется заменить Крематиса. Тина уж и спорить устала, так и оставила все как есть… А что тебе в нем? Сколько не виделись, а матери и посмотреть на себя толком не дает!..
     -Я скоро приду, - Ринто решительно отстранил мать. Потом поцеловал и почти выбежал на улицу.
     -Совсем взрослый… - грустно проговорила Илир, глядя ему вслед.
     Дитт сидел в Звездном зале с тетрадью на коленях и задумчиво перелистывал страницы. Услышав шаги, он поднял голову, лежавший в углу Ригтор недовольно заворчал.
     -Ринто? – Казалось, Дитт совсем не удивлен. – Что, «Звезда» снова в порту?
     -Нет. Она никогда больше не появится… по крайней мере, пока живо наше поколение. Но я пришел не за этим. Я только хотел сказать тебе… Прости, что тогда не послушал тебя. Но я… теперь знаю ее тайну. И свою – тоже.
     -Где Сантрей? – Дитт говорил спокойно, только глаз не поднимал.
     -Он недосягаем. Можно сказать, он расплатился. – Ринтайн присел на краешек лавки. – Думаю, Крематис простил его. А Санто… он теперь на Ливори. И не думаю, что ему захочется
покинуть его.
     -Хорошо, - не поднимая головы, сказал Дитт. – Если бы он появился здесь, я бы убил его. Как и обещал когда-то. Крематис, может, и простил, он всегда прощал! Но я – нет. Смерть – за смерть, и древние были правы.
     -Дито… - прозвучал тихий голос звездочета. Дитт вскочил сбрасывая с колен тетрадь, и обернулся на голос.
     -Матис!..
     Ринто поднялся и тихонько пошел вниз, не желая мешать им.
     -У меня сын родился, - сказал Дитт. Глаза его горели странным огнем. – И его зовут Крематис. И он…
     -Он рожден под созвездием Небесная Карусель, - полуутвердительно сказал Крематис, сжимая плечи друга.
     -Нет, - Дитт покачал головой. – Две Карусели в один век – уже слишком. Он родился под новым созвездием. Оно появилось несколько дней назад…
     -Грифон… - Крематис запрокинул голову. – Что же ты уготовил ему?..
     -Грифон? – Дитт слегка коснулся его плеча. - Я не нашел в твоих записях упоминания об этом созвездии!
     -Многое переменилось в Небесах, Дито. Сразу и не расскажешь… Да и пора мне уже. Положение обязывает. Но я, если ты не против, еще загляну, ладно?
     -В любое время…
     Странный он какой-то сегодня, Крематис… Опять король, что ли, покоя не дает?..
     В глубине Зала сгустилось облако и из него выступила невысокая мальчишеская фигурка. И низко склонилась перед Крематисом.
     -Нам пора, о Король, - произнес мальчик. Голос у него оказался глубокий и бархатный, и странно не соответствовал облику четырнадцатилетнего подростка. – Идемте, я расскажу вам о Королевстве поподробнее. Наверное, никто не знает его лучше меня, - он улыбнулся.
     -Да, - отозвался Крематис.
     -Венец оставлять – последнее дело, - укоризненно проговорил мальчик. – Вы можете скрыть его, но оставлять…
     -Это уже мои проблемы, Грифон… Кстати, мне интересно было бы узнать и твою историю. Надо же просчитать, что ты сулишь новорожденному…
     Они взлетели вместе, яркая серебристая звездочка Крематиса и темная туманность Грифона. Дитт вздохнул, поднял с пола тетрадь и отложил в сторону. Крематис обещал узнать – и он узнает, пусть даже обещание и не прозвучал напрямую.
     -Ты никогда не изменишься, друг мой, - тихо сказал Дитт. – Ригтор, идем, нам тоже пора…
     Они вышли из Башни Звездочета и медленно пошли вниз по улице. С моря поднялся теплый ветер, и Дитту почудился среди его завываний человеческий голос.
               
                КОНЕЦ ВТОРОЙ ЧАСТИ.

                КОНЕЦ