Майский заплыв

Вадим Усланов
Умные люди говорят: «Судьба человека предопределена».  Не значит ли это,
что все наши поступки находятся в полном соответствии с предначертаниями
рока. Мой жизненный опыт подсказывает: далеко не всегда. Нередко мы
действуем  так, как нам нравится, а не так, как нужно. И вот тогда некто
(назовем его Творец), прежде чем наказать нас, подает предупредительные
сигналы. Если догадались? Сделали для себя вывод? Дальше все пойдет путем.


МАЙСКИЙ  ЗАПЛЫВ
(Из цикла «ЗНАКИ СУДЬБЫ»)

   Повздорили с сыном в начале мая. Попросил его помочь вскопать огород, унавозить огуречную грядку. А он: «Мне что больше делать нечего? Я не майский жук…?». Осекся, начал в оправдание считать, сколько огурцов можно купить на деньги, потраченные на навоз, и заработать еще за время, пока его перетаскиваешь. Но слово не воробей, - вылетело. Он не жук майский, навозный жук его отец, - так надо понимать.
   Совсем уж некстати поссорились: 14-го у него именины. Юбилейная дата: двадцать пять стукнуло. Отметить бы не мешало.
    С утра до обеда ждал звонка от юбиляра. Надеялся, пригласит к себе. А он, видно, ждал, что я позвоню и поздравлю. Оба зря надеялись.
   По идее мне следовало бы не маяться у телефона, самому позвонить и сказать: «С днем рождения, сын». А достоинство человека, отца? Проглотить обиду вместе с подступившем к горлу комом и забыть? А потом что? Ждать и надеяться, что больше подобное не повторится? Ага, дай слабину, и надеждам таким не суждено будет сбыться.
  Выпить захотелось. Полез в холодильник. Там, я знал, еще с Нового года должна лежать бутылка шампанского, сохранились и другие напитки, початые и нетронутые. Но ни вино, ни коньяк меня не интересовали. Шампанского! Вот чего вдруг затребовала душа. Еще она, оскорбленная, захотела вдруг выразить активный протест и нашла способ, как это осуществить: устроить маленький пир. Благо, и супруги дома не было.
   Торжественность момента прочувствовал и Вилли, наш замечательный пес, породы кери блю терьер. Пока я сервировал стол, он бегал за мной следом из кухни в зал, из зала в кухню. Веселые глаза его неотступно следили за моими действиями. Они будто спрашивали: «Мне тоже что-нибудь перепадет, колбаски там, мясца?»
   Сели с ним за стол. Я – на стул, он – на пуфик. Осторожно открыл бутылку, чтобы не напугать собаку, спросил:
   - Пить будешь?
   В ответ Вилли беззвучно «тявкнул».. Обычно он так ругается на Валентину, супругу: разевает пасть, мордой дергается, как все собаки, когда лают, но не издает не единого звука. Чаще всего это происходит на даче. Увлечется супруга каким-нибудь делом, ягоду собирает или пропалывает грядки, спохватится – собаки нет. И давай благим матом: «Вилли…Вилли… Вилли…». Не отзывается тот и не бежит к ней, сломя голову. Снова начинает кричать… Наконец он, сонный, выглядывает из-за перил терраски, устроенной на крыше гаража, выходит на уступ лестницы и… отвечает ей молчаливым лаем. Дескать, ну, что ты, старая, раскричалась: здесь я, здесь. Чихнет и в тень.
    А на речку все же убегал, усыпив бдительность хозяйки, и не раз. Любил купаться.
    Она его кормила, а признавал он больше меня. Была на то одна причина. О том, что он не наш пес, а нашего сына, Вилли не догадывался. Мы жили вместе, когда сын купил его еще щенком. Потом Глеб женился, и с молодой женой переехал на съемную квартиру.  Вилли с собой взял. И всем стало плохо. Собаку надо кормить, выгуливать – молодым некогда. Мы – затосковали, шутка ли, ни сына ни собаки. Скулил и Вилли, надо полагать,  о родном коврике и пуфике. Поехала мать забирать собаку назад. А Вилли, на удивление, ей не обрадовался. Демонстративно лег под стол и недружелюбно поглядывал на нее.
   Привезла она его домой, так он и дома к миске не притронулся. Сели мы с женой на диван, пригорюнились. Как же, жалко собаку, обидели. Пришел понуро пес из прихожей, посмотрел на нас, запрыгнул на спинку дивана, лег, положил передние лапы мне на плечи и засопел. Лапки и мордочка его задергались… засыпать начал, пару раз всхлипнул во сне. Успокоился.
   За пару часов бутылку шампанского я прикончил. Закусил лишь ломтиком сыра и шоколадной долькой. А Вилли расправился с колбасой. Оба остались довольны собой и друг другом. Спросил:
   - Гулять пойдем?
    Вилли стремглав бросился к двери. Когда обувал ботинки, я был еще трезв.
     Гуляли мы обычно на набережной. Не на верхней террасе ее, заасфальтированной, где гуляют все, а внизу – у реки, одетой в бетон.
   Река недавно освободилась ото льда, вспучилась половодьем, местами даже заливала бетонный проезд. Я нашел припрятанную в карагаче палку, стали с Вилли спускаться по лестнице вниз. И тут я почувствовал, что очень нетвердо стою на ногах. Деревяшка мне мешала держаться за поручни. Снял с поводка своего «собутыльника», бросил палку вниз. Вилли – за ней.
   Это его любимая игра – бегать за палкой. Может весь день без устали мотаться туда-сюда. Ему, молодому, не надоедает бегать, а мне надоедает наклоняться и бросать, снова наклоняться… Тогда Вилли начинает приставать к прохожим. «Что это с ним?», - обычно спрашивают те, кто видит игривого пса впервые и его красноречивые жесты: мордой указывает на дубинку и лает. Не все, но некоторые с удовольствием втягиваются в игру.
   Пока я спускался к воде, Вилли успел несколько раз сбегать за палкой. Трезвому  эта идиотская мысль, наверное, не пришла в голову – бросить деревяшку в реку: вода ледяная и течение быстрое. В тот момент я, скорее всего, думал о том, что Вилли любит купаться. Ума хватило не кидать ее далеко от берега. Течение подхватило древесину, пес бросился за ней, не сразу, но настиг ее, выплыл в шагах сорока от меня. Радостно подбежал ко мне, положил палку у моих ног. Я наклонился… и тут, сразу даже не понял, что произошло. Я вдруг оказался в воде. 
   Течение подхватило меня. Я судорожно стал хвататься за бетонные плиты, но руки соскальзывали, и меня уносило все дальше и дальше. Бетонные плиты не везде лежали плотно друг к другу. Из таких щелей местами стала пробиваться наружу молодая поросль ив. Я успел ухватиться за зеленую ветку, но это мало что дало: течение держало мои ноги наплаву. Ветка терлась об остро-наждачный край плиты. Сначала кора с нее слезла, потом  и ветка стала утончаться. Я вдруг отчетливо понял, что еще минут пять - десять, и меня унесет бог знает куда, а там…
   Ко мне протянулась рука мужчины. Откуда он взялся, не знаю. Шел дождь, и на берегу никого не было. Он вытащил меня из воды.
   Пока плелся с собакой домой, прохожие не обращали внимание на двух промокших, собаку и человека в плаще.  Не сразу почувствовала неладное и Валентина – она была дома. А когда подо мной образовалась лужа, спросила: «Что это значит?». Рассказал. Она сокрушалась недолго. И удержать смех долго тоже не смогла.

- * -

   Валентина – педагог по образованию и призванию. Когда сын был еще маленький, часто говаривала: «В семейной ссоре детей нельзя оставлять одних со своими переживаниями. Взрослым надо быть мудрее, терпимее к детям, делать первыми шаг навстречу». Я забыл это мудрое правило, не позвонил сыну и получил то, что получил.
   И еще один вывод из этой истории извлек для себя: если не пить, то не пить совсем. А хочешь, быть как все, чтобы не выглядеть белой вороной, выпивай, но как можно реже и останавливайся на первом же бокале.