Мэр под огнем критики

Владимир Разумов
     Любой, без исключения, политик (и не только политик) рано или поздно попадает в ситуацию, когда надо принимать важное решение: Быть или не быть? Известный политический тяжеловес мэр Москвы Ю.М.Лужков – не исключение. И ничего необычного в этом нет. Наоборот, всё стандартно и обыдённо. У нас все политические деятели испытали на себе и неумеренные восхваления, и такие же неумеренные поношения, вплоть до оскорблений и настоящей ругани,  начиная от Сталина и кончая Горбачевым и Ельциным. Любопытно, что эту российскую примету политической жизни подметила еще 90 лет назад известная революционерка Германии Клара Цеткин. В беседе с Лениным она сказала: «У вас, у русских, руки свободны для того, чтобы наносить удары. Ваши объятия быстро раскрываются для того, чтобы прижать к сердцу. Из вашей партийной истории мне известно, что у вас проклятия и благословения следуют друг за другом, как быстро проходящий ветер в степи».
      Сейчас ветер для Лужкова заметно переменился, он несет с собой в основном «проклятия». В этой ситуации опять же возможны вполне предсказуемые и даже стандартные  варианты. Их, как обычно три.
     Первый вариант предполагает тихий и спокойное уход с политической сцены, превращение крупного политического деятеля в мирного и благополучного пенсионера, который будет по-прежнему активно трудиться, но не таком видном месте.
     Второй вариант предполагает уход с политической сцены с определенными резкими заявлениями, демаршами вроде штрафа, наложенного на управление делами Государственной думы и т.п.
     Однако, есть и третий, маловероятный, но все же и не нулевой вариант, который можно назвать ельцинским. Вспомним ситуацию 1987 года, когда Ельцин стоял во главе Московского горкома КПСС и располагал в столице огромной властью. Генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачев  тогда добился, что его сняли, причем со скандалом, с поста Первого секретаря МГК КПСС и даже пообещал: «До политики я тебя больше не допущу». А что произошло на деле? Не Ельцин, а Горбачев ушел с политической сцены, а Ельцин стал во главе нового государства, во главе России.
     Но, повторяю, что этот вариант очень и очень маловероятный. Он возможен только в случае, если Лужков решится пойти на конфронтацию и выдвинет свою кандидатуру на пост президента России. А пока будем изредка поглядывать на экраны телевидения и спокойно ждать новые разоблачительные сериалы о «тайнах» политической и семейной жизни видного деятеля страны, которые давно всем известны. Именно спокойно, потому что, кто будет мэром Москвы, самим москвичам, по правде говоря, без разницы.