Девочка Верочка

Гульжан Иманкулова
Мой  замкнутый, сложный  характер никогда не был помехой  для девочки Верочки - моей ровеснице,  живущей напротив нашего дома. «Верочкой»  ее называла только я, и то про себя, а вслух как и  все  в округе называла ее  взрослым серьезным именем - «В е р а». А произошло это, наверняка  от того, что девочек в  их семье было три,  и  их имена являлись  основными составляющими  одной   великолепной,   одухотворяющей всех фразы: «Вера, Надежда и Любовь!» Так -то!

Ее родители,  тетя Тамара и дядя Федя,  были, как мне казалось,  закоренело русскими православными людьми. Внешне  они напоминали мне почему-то тех русских, которые были переселенцами из  далекой «северной» российской глубинки. (А может , думала я, их деды в годы становления Советской власти были реакционно настроенными особами духовенства и были еще в те давние времена  выселены в наш край ...)  Тетя  Тамара работала поваром в детском садике, а дядя Федя – строителем.

Веря, надеясь и любя, жили они, как и большая часть  «советских» людей, бедно, но терпимо. Назвав  своих девочек такими именами, я думаю, они как бы  вложили в них всю свою беззаветную надежду, веру и любовь!
И мне кажется, в те советские времена,  их н а д е ж д а (как и наша)  была надежда на одного только Бога! А   если – в е р а, то только на то, что в постоянно внушаемом  и твердо обещанном им «светлом коммунистическом» будущем вместе со всеми советскими людьми  их жизнь все-таки станет лучше,  и что  происходящие трудности  это лишь временные трудности. 

Эта безграничная в е р а  и  н а д е ж д а  в совокупности, наверняка всегда вселяли тогда в них, как и во многих из  нас, большую всепрощенческую л ю б о вь!
Особенно эта любовь чувствовалось в дни выполнения или перевыполнения гос.планов и соц.обязательств, когда повсеместно вручались обязательные Поздравления, Благодарственные письма,  Почетные грамоты (большую часть из них  строчила на пищущей машинке  райкома партии я) , юбилейные медали и ордена, выдавались премиальные, «13 зарплата», вещевые или продуктовые праздничные  «подарочные» пайки от профсоюза, талоны на приобретение из единственного в районе  «богатого» (в народе назывался  «пчеловодческий») магазина «Райкоопторг»  импортных фирменных вещей, безукоризненное качество которых удивляло нас  тогда и продолжает удивлять  до сих пор...)

Так, много лет  с этими праздниками, Почетными грамотами и «пайками», вызывающими всегда  всепрощенческую любовь  жили в то время, как мне кажется, почти все советские люди! Жили бедно, но очень уж «воодушевленные решениями Партии и Правительства»!
Эта бедность  особенно была заметна  по  «советским» торговым точкам – по нашим сельским и городским магазинам районного значения . Большинство вещей и продуктов являлись дефицитным товаром. Помню, мама вместе с соседкой Аминой апой часто ездили , например, за  обыкновенным сливочным маслом или свежим мясом, или просто за колбасой для гостей аж в г.Ташкент, при этом,  нагруженные всевозможными вещами и продуктами, возвращались они оттуда поездом ,  едущим в направлении «Ташкент –Нукус». 

Приходилось нам с папой   встречать их на перроне нашей маленькой, тихой  железнодорожной станции, называвшейся в годы присоединения района  к территории Узбекистана – «Е т ы с о й».

Поезд из Ташкента в то время часто задерживался . И  поздней ночью, сидя на скамеечке тихой безлюдной железнодорожной станции, убаюкиваемая прохладой ночи  после утомительного жаркого дня, я  засыпала. Но когда вдруг  тишину заснувшей станции  нарушал отчетливый перестук колес все ближе и ближе приближающего поезда и вдалеке,   ярко освещая путь, появлялись два ярких «глаза» тепловоза, движущегося , казалось прямо на нас с тревожным , будившим всех вокруг, оглашающим о  своем прибытии кричащим гудком, мой сон буквально испарялся, и мы с папой радостно бежали навстречу быстро мелькающей друг за другом цепочке вагонов, в длинной череде которой, на тамбуре одного самого дальнего вагона, промелкнув родным белым платочком, мимо  проезжала  маленькая фигурка нашей мамы со стоящей рядом  соседкой - Аминой апой...

С грохотом и оглушающим скрежетом поезд останавливался, и мы бежали к концу поезда, где стояла  мама, на шее которой венком висели пышные бублики, а в руках были большие, наполненные доверху сумки, авоськи  и сетки. Поезд уже кричал отъезжающим гудком, а папа все принимал и принимал  мамину поклажу и, наконец,  подняв ее саму быстро ставил  и затем  Амину апу с ее, тоже многочисленной, поклажой на землю, а поезд тем временем,  медленно  отъезжая, уже набирал  свой ход.

С радостным  смехом и волнением шли мы домой по пустынной, безлюдной дороге, и мама бодрым голосом рассказывала о своем путешествии в город Ташкент, где в большом  универмаге – ЦУМе наконец-то нашла Улжанке зимнее пальто, а «мектепке киетін  форма жане физкультурага киетін  кеды табылмады, керек размері болмады»( а форму  и кеды для физкультуры не нашла) с огорчением  сетовала она...   «Придется Улжанке носить мою старую школьную форму, а кеды  они с Амантаем будут носить поочередно »- думала я...
 Так  мы  часто некоторыми  вещами вынуждены были делиться со своими братьями, сестрами, а иногда с подругами и  соседями . Среди детских вещей особенно  большим дефицитом были  почему-то  подростковые формы для   физкультуры.

Одно время приходилось делиться и мне своей  формой для физкультуры с   соседкой девочкой Верочкой (о которой я рассказывала выше и, чуть отклонившись от темы, возвращаюсь к ней вот здесь).

Бывало утром, в день  урока физкультуры, соседка Вера,    смотря на меня каким-то только ей присущим «задумчивым» взглядом и прося не по - детски рассудительным и доверительным  голосом (наверняка, это от того, думала я, что ее звали взрослым именем «Вера»!), с какой-то надежной душевной уверенностью   приходила ко мне позаимствовать «трико» для  занятий физкультурой. А  вечером, после школы, она, постирав это трико (опять с тем же взглядом и голосом, как мне казалось, говорящим, «вот и ладненько», все  будет хорошо, а пока вот так, делясь, и поживем) со словами благодарности, спокойно отдавала мне его назад.

Так как девочка Вера была крупной  и рослой , то мне приходилось каждый раз  подшивать возвратившееся трико в ширине, я - то была длинная и очень худая ! Так мы и жили много месяцев с девочкой Верочкой, стирая и подшивая ... 

Позднее девочка Верочка выросла в  рослую, крупную  женщину, с тем же  спокойным, рассудительным, как мне казалось,  чисто «старославянским»  характером  и  внешностью. Родители ее, вложив в нее всю свою  беззаветную веру в  лучшее будущее, давно уже ушли в мир иной, А она, надеясь и веря ,  долгое время не решалась, как другие русские в поисках лучшей жизни, покинуть свой родной край, свой Жетісай  и только в  начале 2007 года , опять таки веря , что  жизнь ее , а также и ее детей и внуков будет лучше на исторической Родине, позже многих наших соседей покинула Казахстан. 

Судьба забросила - таки  ее в исконно российскую глубинку!  И я думаю, что ее чисто «славянский» характер  и внешность  как никогда оказались кстати там, в России....
А в моей памяти  она навсегда  осталась  олицетворением  тех  русских,  живших рядом на нашей улице или учившихся вместе в одной школе, олицетворением маленькой русской девочки,  «Девочкой Верочкой» , родом из Средней Азии, с  задумчивым  взглядом и рассудительным доверительным голосом, с чисто , как мне казалось,  «старозаветной» христианской твердой верой, что трудно  только пока в этой жизни , а  в будущем –все - таки будет  хорошо,все ладненько  ...