Рассуждение о жанрах введение для читателей

Лев Лежнер
Это небольшое предисловие к моим рецензиям для читателей, не слишком подготовленных теоретически

Вряд ли целесообразно рассматривать жанр лишь как категорию художественного содержания или формы литературного произведения. Жанр выражает ту или иную эстетическую концепцию действительности, а новелла – литературный жанр, сопоставимый с рассказом по объему, но по структуре противопоставляемый ему. Небольшое, очень насыщенное событиями, экономно о них рассказывающее повествование с четкой фабулой; ей чужда интенсивность в изображении действительности и описательность; она скупо изображает душу героя.
В новелле должен быть неожиданный поворот, от которого действие сразу приходит к развязке. Так определяет новеллу А.В. Михайлов (XLVII, 306-307). Хотя и по сей день проблема разработки теории жанров считается в литературоведении наиболее сложной. Это связано с тем, что понимание жанра у различных исследователей отличается друг от друга коренным образом. Существуют разнообразные концепции жанра и, взятые вместе, они образуют весьма пеструю картину.
Мы будем исходить из того факта, что все новые и новые произведения своим появлением  раздвигают рамки жанров, и что жанры не устанавливаются раз и навсегда. Да и всякий  индивидуальный критический подход означает обнаружение нового родового звена, новой жанровой модели, поэтому договоримся, что жанры – это вторичные образования, тем более что современная теория носит дискриптивный характер и не ограничивает число возможных жанров. В ее основе лежит положение, что традиционные жанры могут смешиваться, образуя новые. Современные жанры основываются на взаимоисключаемости, соединяемости, срастании. Упор теперь делается не на отличие одного жанра от другого, а на обнаружение общих черт, нахождение того, что явилось бы своего рода знаменателем для нескольких жанров. 
Однако удовольствие, получаемое от литературного произведения, обусловлено чувством новизны – и одновременно узнавания знакомого, поэтому жанр можно определить еще и  как сумму эстетических приемов, доступных автору и уже известных читателю, при том, что хороший автор всегда раздвигает границы жанра, в котором творит.
В структуралистских работах интерес к жанрам вообще падает. Эта школа во главу угла поставила уничтожение границ между всеми жанрами. Мы же будем опираться на психологическую концепцию, где за основу жанровых категорий приняты психологические отношения человека (читателя, писателя) к миру, эмоционально окрашенные градации человеческого восприятия. В ней жанровые различия связываются не с формальными признаками произведения, а с типами общечеловеческих эмоций,  психологической атмосферой произведения.
Между прочим, Бахтин в литературе видел форму ''социального общения''.(XLV, 15). По Бахтину автор и созданный им герой, а также читатель (''слушатель'') – все это живые  силы, определяющие форму и стиль. Эстетически значимое произведение всегда ''живое  высказывание'', которое ''не может не задеть тысячи живых диалогических нитей, сотканных социально-идеологическим сознанием вокруг данного предмета высказывания, не может не стать активным участником социального диалога.

 © Copyright: Марк Шувалов