Я тоже только рифмой выжил

Виктория Ворошилова
                20 сентября 2010 г.
Сегодня провожают в последний путь литературного сотрудника журнала «Урал» Николая Яковлевича Мережникова. Это святой человек, который дал мне путёвку в жизнь, одним махом, не глядя, практически читая на ходу мои стихи о войне, о победе, написанные ещё пять лет назад, к прошлому юбилею Победы, но так и не увидевшие свет. Только он смог оценить их, принять и сразу напечатать, как только я достала свои тексты. Сразу набрал сам за компьютером, чуть-чуть подправив, одно слово и всё! Я просто не предполагала, что так легко напечатаюсь. Это было 5 марта сего года. Человек увидел сразу, что я талантлива, прослушав другие стихи в объединении Петроглиф, куда я пришла 26 февраля, где и произошла наша первая встреча. Какой-то исключительный человек, в свои за восемьдесят была у него такая улыбка, говорящая: «что бы ни случилось в жизни, всё надо перенести, шутя, легко, так как жизнь продолжается. Какое - то мальчишеское озорство сквозило в его глазах, как будто ему 13 лет. Мне показалось, что и на жизнь он смотрел так же, с позиции этого мальчишки: завтра будет солнце, речка, купание, озорство, и всё забудется, всё пройдет, даже если и страшно и ужасно. Не случайно он писал стихи о детстве, о мальчишечьих забавах, озорстве.  Его стихи под названием «Ехала карета» известны, необычны, без красивой обёртки. Это реальное детство, которое бывает почти у каждого, а в его годы, - голодное и нищее, как и у многих в то время живущих людей. С какой радостью писал он о конфетах.
Вернее об «огромной конфете, что вёз поезд, и как они бежали за этим поездом».
Понятны их мечты были, реальны.  Как описывал он птиц, его наблюдательность
сквозит в его стихах. Но главное, он передал просторечие народа в стихах,
Необычные слова, которыми, может быть, только разговаривала провинция; но, тем не менее, это всё равно наш могучий русский язык. Это наша жизнь прошедшего периода.
        При первой встрече в редакции журнала я была поражена его работоспособностью: исключительно сам справлялся с компьютером, я ещё пошутила:  «Николай Яковлевич, я думала, у Вас есть какой-то молодой человек или девушка как помощник»  На что он, смеясь, ответил: «Нет, я всё сам!»
Ну, какой же молодец: с современностью на "ты", в его годы. Я была удивлена!
        Мы несколько раз встречались в ДК ВИЗа г. Екатеринбурга в объединении Петроглиф, пили чай за одним столом, говорили о поэзии. В последний раз он и я были очень веселы, шутили, понимали друг друга с полуслова, он нахваливал мой торт, который я, конечно, купила в ближайшем  магазине «Татищев». Я подарила ему коробочку конфет, просто так в благодарность, от чистого сердца. Сейчас жалею, что не успела с ним сняться . И что-то внутри мне говорило, что надо сфотографироваться вместе с ним, что это последний случай, но увлеклась разговорами, а Николай Яковлевич недолго пробыл и уехал, поскольку представился случай уехать на машине ( у него были больные ноги ). Так всё и оказалось, что я больше его не увижу никогда!  Как больно, как жаль.
     Я узнала о смерти Николая Яковлевича вчера и сразу стала плакать. Да, неизбежность нашей жизни,  не случайность  в преклонные годы, но всё равно очень жалко, что уходят такие люди, кажется: пусть они живут вечно.
Невозможно жить вечно, пусть будет вечная память необычному, прекрасному поэту, у которого на первом месте был чувства в стихах, идейно- художественный смысл, причем очень глубокий и философский, заставляющий нас задуматься о смысле жизни, о том, как мы живём, и зачем мы живем. Помните  цитату Обломова: «Все знают, как надо жить, но никто не знает, зачем надо жить»  Держу в руках им выпущенную последнюю книгу «Уцелевшие поэты», где поэт только ответственный за выпуск и напечатано одно небольшое стихотворение на обложке книги и его фото.  И вот прекрасные строки, посвященные женщине- поэту:   

                «Но рифма – с ней. Иди… Иди же!
                И чувствуй и живи полней.
                Я тоже только рифмой выжил,
                Я тоже спасся только с ней!»

Как близки мне эти строки, как будто они адресованы именно мне, ведь я тоже выжила только с рифмой, и спаслась только ею!
 Мне предложила купить эту книгу Зинаида Дронова, вечно улыбающаяся женщина, поэтесса, с которой мы  сидели рядом  на презентации альманаха в доме Союза писателей. Зинаида предложила мне книгу со словами: "Покупайте, здесь есть любимый Ваш Мережников!" Как, откуда она могла знать, что этот удивительный человек стал моим любимым автором? Значит, бежит речка молвы о поэте, Человеке, для многих, как и для меня, ставшим любимым гражданином. И это было за два дня до смерти.  Я сегодня скорблю  вместе со всеми: его родными, знакомыми и незнакомыми лично, а только по творчеству  и говорю огромное спасибо моему крёстному отцу в поэзии, который  первый раз  в моей жизни напечатал мои стихи на серьёзнейшую тему ( Весна Победы ) в таком известном журнал «Урал».  Вечная память, вечная память Вам, Николай Яковлевич!  Спасибо Вам за всё, я счастлива, что узнала Вас живым и познакомилась с вашим творчеством. Я буду всегда Вас вспоминать как о самом светлом периоде моей жизни.