Были ли под кайфом Венера и Марс на картине Ботиче

Михаил Абрамов
Было ли Средневековье таким уж средневековым? Может быть мы неверно представляем монашескую религиозность тех времен?

Ниже приводится перевод изложения беседы ведущего американской радиопрогаммы  All Things Considered с историком искусств Давидом Беллингхэмом из Сотсби Иститута Искусств в Лондоне.

Текст на английском и репродукция картины Ботичелли здесь:

David Bellingham is with Sotheby's Institute of Art and he joins me from London

High Art: Were Botticelli's Venus And Mars Stoned?
June 12, 2010

Высокое Искусство. Были ли под кайфом Венера и Марс на картине Ботичелли?

Один из бесценных экспонатов Лондонской Национальной Галлереи - картина мастера 15 века Сандро Ботичелли «Венера и Марс». На картине изображены титулованные божества, отдыхающими на лугу. Венера смотрит прямо вперед, а Марс лежит около нее, очевидно, погруженный в сон.

… Спит ли он? Недавно историк искусства Давид Беллингхэм пришел к другому выводу. Он подметил, что Ботичелли нарисовал фрукт в правом углу картины, который напоминает дурман (datura stramonium), растение, также известное как «кислятина», ЛСД.

Как рассказал Беллингхэм ведущему НПР Гаю Разу, впервые рассматривая картину он был заинтригован тем, что Ботичелли окружил богов «дьвольскими, озорными сатирами», а не невинными фигурами купидонов, херувимов, которые обычны для художников эпохи Возрождения в сценах с богами. Странный озорной сатир в правом углу вызвал особый интерес у Беллингхэма.

Рассказывает Беллингхэм: «Начнем с того, что руки сатира лежат на этом любопытном фрукте, который мне незнаком. Кроме того, сатир играет внутри нагрудника так называемого Марса. Он лежит на животе, что крайне необычно. И еще, он показывает язык, вроде как змея. Это вызвало у меня подозрения»

Историк искусства обратился к ученой литературе, чтоб узнать, что другие думали об этом любопытном сатире. Как ни странно, но Беллингхэм обнаружил, что «люди или совершенно не обращали внимания на сатира, или делали нечто вроде сноски о том, что сатир держит какой-то цитрусовый плод или инжир».

Неудовлетворенный такими объяснениями, Беллингхэм обратился к интернету и Британской библиотеке. В конце-концов, он наткнулся на описание дурмана. Пораженный похожестью на изображение фрукта у Ботичелли, Беллингхэм принес фотографию в Лондонское королевское садоводство и показал его ботаникам. Один из них немедленно признал, что это дурман, очевидно разрешив загадку фрукта раз и навсегда.

Беллингхэм просмотрел перечень лекарств 18 го века, чтобы лучше понять эффект дурмана. «В основном, эффект сходен с ЛСД, - говорит Беллингхэм, - Вроде того, что наблюдается, если смешать опиум с алкоголем. Возникает жажда, галлюцинации и даже бред. Поскольку дурман быстро выходит, человек впадает в обморочное состояние и засыпает ». … Вроде Марса у Ботичелли?

Гипотеза о дурмане не окончательная. Некоторые ботаники полагают, что родина этого растения Америка, а историки искусства относят картину к 1480 годам, но Колумб попал в Америку только в следующем десятилетии. Есть, однако, другая теория, согласно которой родина дурмана Индия. В этом случае дурман мог быть перевезен через Средиземноморье во времена Древних Греков или Римлян.

Как случилось, что этот элемент «Марса и Венеры» не привлекал внимания в течение столетий? Беллингхэм полагает, что внимание историков искусства поглощено изображениями людей и в меньшей степени флорой и фауной. «Я думаю, вероятнее всего по их мнению Ботичелли просто создавал приятную окантовку» - говорит Беллингхэм.

 Галлюцинирует Марс или нет, Беллингхэм утверждает, что он не так уж сосредоточен на этой части картины. Он просто хочет показать, что могут быть разные интерпретации этого полотна.

Некоторые историки полагают, что фигуры, кторые предположительно изображают Марса и Венеру, на самом деле реальные влюбленные. По мнению Беллингхэма - это Адам и Ева, а плод дурмана играет роль того  самого яблока.

В Библии, - говорит Беллингхэм, - фрукт, который Ева дает своему напарнику, никогда не назван яблоком. Фактически, разные художники изображают запретный плод по разному. Микельанджело изобразил на своде Сикстинской Капеллы Адама и Еву, держащую инжир.

Согласно Беллингхэму есть еще один вариант, другая знаменитая пара - Мария Магдалина, проститутка, и Христос, снятый с креста,  - тоже могут быть прочтены, как возможные влюбленные. Дурман или нет, Биллингхэм надеется, что любители искусства в 21 веке найдут много разных подтекстов в картине.