Вот билет на балет...

Лора Винтер
В советские времена, когда кто-то из генеральных секретарей умирал или случалось что-то экстраординарное, по телеку передавали Лебединое Озеро. Просто не знали, че говорить и куда подует ветер, вот и занимали эфир. Я это помню очень смутно, так как была мелкая и политика меня вообще не колебала, как, впрочем, и Лебединое озеро. Но родители рассказывали, и в памяти отложилось по ассоциации, что балет – это мутотень и скука смертная.
Дожив до своего возраста, я, стыдно признаться, ни разу не была на балете. Ну, не тянуло меня как-то и все. Я так и продолжала верить, что смотреть там не на что, только время зря терять. Лучше уж сходить в театр. Хотя даже и тут я была нечастый гость. Прожив долгое время в Москве, я редко заглядывала в столичные театры. Как-то не до того мне там было. Ушла целиком в бытовые проблемы и потеряла связь с прекрасным и вечным. А ведь раньше я была заядлая театралка. И вот сейчас, когда я немного отошла от бытовухи, меня снова потянуло в мир искусства.
Местный театр меня разочаровал совершенно. Я подумала, что, видимо, на этом сопстно и все. Мои культпоходы завершились. Но тут к нам с гастролями приехала сборная труппа артистов московских театров… Я по инерции собиралась в последний раз посетить мир кулис и завязать с этим делом. Посмотрела спектакль «Не будите спящую собаку» …
и решила дать театру и вообще искусству еще один шанс в моей жизни.
Так вот балет. Не знаю, что на меня вдруг нашло. Может, это было проявление стадного чувства – все идут, и я иду. В моем окружении много говорили про балет «Москва», а я вообще на балете никогда не была, вот и решила восполнить пробел. С другой стороны, когда сам немного занимаешься танцами, это еще более интересно. А я танцы вообще обожаю. Люблю смотреть танцевальные спектакли нашего маэстро Елизарова вживую. Как же я упустила столько времени? Дурында! Гармония и пластика красивого молодого тела – вот на что я купилась. И не надо себе льстить.
Возвращаясь как-то домой, я решила заглянуть в театральную кассу. Мой порыв совпал по времени с очередным спектаклем балетной труппы. Давали «Лебединое озеро». Спектакль начинался через 10 минут. Можно было прямо там сразу и купить билет. Но места были очень неудобные, а издали смотреть балет – это почти как по телевизору. Нафига козе баян, ведь так? Меня же другое поразило – очередь молодых симпатичных девиц за билетом. Вот, не одна значит я такая. У нас многие в городе занимаются танцами любительски, а тут, видимо, пришли девчонки на профессионалов посмотреть. Свободное время у меня было только в воскресенье, и я взяла билеты на гала-концерт «Шедевры мирового балета». И не прогадала. Такому завсегдатаю балетов, как я, это было самое то, что надо.
Фрагменты из разных постановок сменяли одна другую, не успевая наскучить. Я пожалела, что не купила программку. Кое что угадала, кое что подсмотрела в чужой программке, но все равно, хотелось бы иметь что-то на память о таком удачном опыте посещения балета. Боже мой! У меня что-то происходит впервые. Даже смешно.

Эти воздушные неземные существа не могут быть обычными девушками. Они так невесомо порхают на сцене, как будто это особая порода специально выведенных людей или даже эльфов. Я сидела в пятом ряду. В нашем театре это очень близко к сцене. Танцоры не производили ни звука. Конечно, играла музыка, но иногда она была очень тихая, а иногда совсем смолкала, а их все равно не было слышно. Видно, но не слышно. Как порхающие бабочки в волшебном фонаре. Такие же яркие и нереально красивые. Как мне хотелось туда к ним, в этот особый искусственный красочный мир! Возможно, в реальной жизни они жуткие стервы и собачатся друг с другом, и подстраивают друг другу гадости. Я не аленький цветочек, и могу себе представить, что такое соперничество в мире балета. Но мне незачем знать это сейчас, когда я, затаив дыхание, слежу за каждым их изящным и очень женственным движением. А потом до одурения хлопаю, потому что я счастлива. И это они подарили мне ощущение радости жизни.
С танцорами мужчинами несколько сложнее. Когда один из них в первый раз появился на сцене, девчонки-подростки сзади меня начали придушенно хихикать. Ну, все ясно. Облегающий костюм не оставил их равнодушными. Как, впрочем, и меня. Эх, ведь красивое тело, оно всегда красиво, неважно женское или мужское. Все еще не хватает нам той утонченности культуры Древней Греции, где обнаженное мужское тело воспринималось совершенно нормально. Все танцоры – мужчины невероятно стройны, но не худосочны; мускулисты, но не перекачаны, не мачо, а элегантные принцы. Утонченные и галантные кавалеры. Короче нереальные персонажи. Их движения завораживают. Оторваться совершенно невозможно. Это ж мой любимый тип мужчин. Хотя в голове тут же возникает вопрос: сколько натуралов из десяти танцоров- мужчин в этой труппе? По аналогии в голову приходит случай из жизни, когда моя подруга Наташа, впервые притащив меня на рынок в Москве, сказала, лукаво сощурив глаза: «А теперь тебе задачка – найди здесь русскую продавщицу». Кому надо, тот поймет, о чем я.
Один танцор совершенно великолепен. Он двигается, плавно, как вода и страстно, как огонь. Он невысок ростом и, когда наклоняется, я вижу основательно поредевшую макушку. Ага. Не все из них юные ребятишки-малолетки. Они-таки живые и настоящие. Это приносит мне странное облегчение. Хлопают ему особенно неистово, кричат и свистят. Он не выдерживает и широко улыбается. Однако, по всему видно, что вышколили их отлично. Они четко знают, как и когда выйти на поклон, улыбнуться или не стоит, взять цветы или пройти мимо (да, было и такое – женщина далеко стояла, неудобно было подойти).
Напряженно застыв, я старалась ничего не пропустить. Заметила я это состояние, когда кто-то начал надрывно кашлять и никак не мог остановиться. Я еще тогда подумала, что вот всегда ведь найдется недолечившийся урод, которому дома не сидится. Нда, вот как меня проняло. Маленькая девочка рядом не могла усидеть на одном месте. Она ерзала-ерзала, а потом сказала маме: «Мама, у меня сопли, дай мне платок». Затем долго и шумно сморкалась. И все это под замечательную музыку Минкуса из балета «Дон Кихот». Но винить её нельзя. Я вообще не понимаю родителей, таскающих детей на взрослые спектакли и балетные постановки. Хотя, с другой стороны, чем раньше начнешь, тем быстрее они могут проникнуться. Двум девочкам впереди вроде понравилось. Вот меня никто на балет не водил, и что получилось? Взрослая тетя на балете впервые. Сидит и наивно всем восторгается, как ребенок. Умилительное, должно быть, было зрелище.
Особенно мне запомнились «Половецкие пляски» из-за красивых экзотических нарядов и кипучей бурлящей энергии движений в этом эпизоде. А когда начался «Вальс цветов» Чайковского, я просто выпала из реальности и ничего вокруг не видела, кроме сцены. Я с детства люблю эту музыку. Это было волшебство, сказка в движениях.
Периодически я выныривала на поверхность реальности и тогда думала о людях, которые создавали эту сказку. Нет, я не думала о том, какой это тяжелый изматывающий труд и что, они всю жизнь сидят на диете. Каждый выбирает свою судьбу сам. Вовсе не об этом я думала. А думала я о том, что они очень гибкие и наверняка могут опробовать все эти позы из Камасутры, которые нормальный человек ни за что не повторит. Вот кто про что, а вшивый про баню, как говорится. Весь просветительский эффект от своего рассказа испоганила. Надеюсь только, что не сильно. Вот когда я постарею, то буду думать исключительно о ручейках и перелесках и никакого секса, что вы - что вы.
А вообще, недавно один из моих любимых авторов жаловался на отсутствие эстетической красоты в жизни. Сходите на балет, молодой человек. Там этой эстетики хоть … (Простите мой французский.)
А и правда, сходите! Особенно те, кто никогда не был. Вдруг вам понравится?