Глава 2. Вторая матушка

Людмила Москвич
    Терентий, оставшись после смерти жены один с пятью детьми, сначала растерялся. Дети были все малые, старшему сыну десять лет, Вареньке пошел всего восьмой год,остальные погодки. Но он был еще молодой мужик, видный, работящий. Хозяйство имел справное: две коровы дойные, пара коней, да пара быков, овцы, два – три поросенка на откорме, птица разная. Ну и земля была, как положено, огороды, бахча.  Без хозяйки никак не обойтись. На такое богатство, ясно дело, желающие находились. Но Терентию нужна была не просто хозяйка, а мать для детей. Чтобы дети ее любили и звали матушкой. Жениться он не спешил, присматривался, выбирал. Подходящую бабу  приводил домой, знакомил с ребятишками, исподтишка наблюдал, как она с детьми управляется, какая хозяйка. Мужик он был основательный, глаз имел острый, его на мякине не проведешь. В церковь вести не спешил, это тебе не на гулянку сбегать. Но редко какая оставалась надолго, или сама уходила, или он с поклоном выпроваживал – спасибо, что похозяиновала, приходи, коль будет время, на чай! Уходили бабы без обиды, видели, что здесь тебе не медом мазано. Так прошло какое-то время.

    И вдруг, привез из города  женщину, не молоденькую, но и не старую. Вся из себя городская, худенькая, лицом беленькая, одета опрятно, руки нежные, видно сельского труда не видели. Все так и ахнули – разве ему такая баба нужна? А как увидели, что она вечером книжку читает под лампой, совсем покой потеряли. Спор заключали, сколько дней проживет у Терентия. Бегали по вечерам под окна Терентия, подглядывали. Видели, что она читает вслух, а вокруг ребятня с разинутыми ртами сидит, и сам хозяин примостился с края. Шлею зашивает, или сапожничает, а сам тоже слушает, улыбается, как глянет на ребят. Ну, чудеса, право слово! Узнали, что она белошвейному ремеслу обучена, муж в войну убит, своих детей бог не дал.

     Новая хозяйка  домашнее хозяйство стала вести справно, дети чистые, накормленные. Перед домом цветы развела, в огороде уж такой порядок, что бабы бегали смотреть через соседнюю ограду.А потом и в церкве обвенчались, все по правилам.  Терентий ходит гоголем, только, знай, новые рубахи меняет. А на праздник какой, выйдут семьей, залюбуешься: все в обновках, дети, как на картинках. Похоже, повезло мужику. И он ее берег, тяжелым трудом не загружал, детям велел мачеху слушаться и помогать по хозяйству, воды принести, гусей выгнать, кур покормить. Ребята быстро к ней привыкли и слушались ее тихого голоса, лучше, чем отцовского окрика. А скоро и матушкой стали звать. Шло время, дети подросли, стали помогать отцу в поле. Стало легче жить. Варю, старшенькую, отдали в город Ростов в няньки в богатый дом. Зарабатывала  себе приданое. Ей уже 15 лет, скоро и замуж выдавать. Мачеха наряды ее в отдельный сундук складывала. Они с отцом часто навещали ее, хозяева хвалили девочку, не обижали.

     А тут раскулачивание подоспело. Терентий вроде бы середняк, но кто их знает, вдруг все заберут. И они решили с Марией ехать в город, откуда он ее привез, в Азов. Быстро все распродал и не успели соседи все разузнать, как он уже посадил жену и детей в повозку, сзади привязал корову и собаку, и рано утром покинул село. В Азове купили дом и стали обживаться. Дети ходят в школу, Мария своим рукодельем  зарабатывает неплохо, от клиентов нет отбоя. Терентию тоже нашлась работа. Варя в Ростове живет, еще с годок подождать и можно девку замуж выдавать. Надо хорошего жениха подобрать, из хорошей справной семьи. Девка выросла красивая, черная коса ниже пояса, в руку толщиной. Тихая, смирная, работящая.  И ребята подросли, помощники, грех жаловаться.

     Терентий часто думает, повезло ему с женой. Мария второй матерью детям стала, умница, советчица. Голос не повысит, а они ее слушаются, советуются.  Книжки им берет в библиотеке, читать заставляет. Он не перечит, пусть читают. Матушка плохому не научит. Она грамотная, в детстве в гимназию ходила. Да, слава Богу, повезло ему с женой!


   *** Фотография из интернета.