Оперативная катехизическая кулинария

Людмила Либерцева
Заехала ко мне в гости однокашница, с которой мы не виделись очень давно, лет 15. Живет она далеко в областном городке, замуж туда вышла, да и родом она из деревни, только училась в городе. Узнала мой телефон от нашей общей знакомой, недавно встретив её в электричке. Телефонный звонок был неожиданным, находилась она на ближайшей станции метро, так что я ни приготовить ничего не успела, ни в магазин сходить. Вошла в квартиру энергичная дородная женщина, благоухающая духами и прямым ходом на кухню. А я и не знаю, чем её угостить. Чаю предложила. Она с радостью согласилась. У меня были сварены яйца, и я стала делать бутерброды с яйцом и сыром. Неловко мне. Про себя молюсь. Хоть бы гостья голодной не осталась, не обиделась.
- Нож подержи под холодной водой, - сказала вдруг Лида, - желток не будет рассыпаться.
Я послушно смочила нож и вскоре бутерброды с чаем были съедены.
- Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси...
- Это ты чего говоришь-то? - остановила меня Лидуся.
- Молюсь.
- Веришь?
- Да.
- А мать-то твоя не верила. Я тоже верю, но молиться не умею. А ты прям наизусть шпаришь, как по писанному. Мне-то чего делать? Встать что ли? - засуетилась Лида.
- Да.
И я, сжавшись внутренне в комок, продолжила молитву. Надо бы в уме, как перед чаем, - думала я. Неудобно получилось, смутила подругу-то...
После молитвы Лида со мною перекрестилась и воцарилось неловкое молчание.
- Ты чем мужика-то потчевать будешь? Давай, напечем булочек!- предложила она вдруг.
- Да у меня дрожжей нет - призналась я.
- Люблю я энту интеллигенцию, - пошутила подруга. А коньяк у тебя нигде не застоялся? - тут же спросила она.
- Может, и застоялся где-нибудь, сейчас проверю, - откликнулась я и полезла в пенальчик, где вино оставшееся от праздников стоит. И в маленьком шкалике под названием "Медный всадник" нашлось совсем немного коньяку.
Замесили тесто, вставили в него, в качестве "ускорителей" подъёма, макаронные изделия типа "перья" и ушли смотреть фотографии. Незаметно как-то тесто поднялось, и мы накрутили булочек с сахаром. Духовка у меня вечно поджаривает с одного боку, хотя я и ставлю вниз миску с водой. Но слишком загорели только несколько булочек, и я их, как подостыли, привела в нормальное состояние с помощью обычной тёрки. И муж, и сын, вернувшийся с лекций обрадовались застолью. Да и обычная жареная картошка с салатом из перцев и помидорчиков - вполне всех устроила на ужин.
- Эх, и везет же тебе, - сказала Лидуся, рассматривая свежие фотографии с моим внуком, - еще только первые шаги делает, радует всех, а у меня уже всё это прошло, как с белых яблонь дым. Внуку уже 13 лет, он со мной теперь кроме "здрасте", ничего общего не имеет, у него уже друзья, компьютер и телефон.
- Не отчаивайся, мы и это уже проходили. Осваивай и ты интернет, будете обмениваться интересными находками - попыталась я утешить подругу.
- Ну что ты! Я понятия не имею и даже знать не хочу - отклонила Лида моё предложение. Я лучше пироги буду печь, каши варить, да сериалы смотреть.
А мне интересно в сети читать, узнавать что-то, общаться. Но мало моих сверстников можно найти в Интернете. Во всяком случае из тех, кого я знала раньше, с кем училась, росла... Нет их там. Неужели они всё еще смотрят TV?
Поговорили про картошку, про грибы, про рыбалку - муж у неё ловит рыбу, сушит и вялит на зиму. Про детей и внуков... На прощанье она мне говорит:
- Ты мне молитовку какую-нибудь напиши, мало ли чего, чтоб Богу-то словечко сказать.
- Лидуся, в церковь иди, купи молитвослов, там всё расписано, когда и как молиться, - говорю я.
- А ты обед по-книжке готовишь? - спрашивает Лида.
- Нет.
- Вот и молишься ты не по книжке, а мне про книжку говоришь.
- Так и я сначала по книжке молилась, да и готовила когда-то по книжке. Бывало, и просто говорила я с Ним, просила помощи, и сейчас так тоже бывает. Знаешь, в одной молитве святитель просит: "Сам во мне молись".
- Мне этого никогда не суметь. Очень у тебя рецепты непонятные, - стала отшучиваться подруга.
- Да уж, в жизнь вечную готовиться - это не булочки печь, - согласилась я, и подарила ей, к искренней её радости, детский молитвослов.