Славный народ русины
(Первый рассказ из цикла «Славный народ русины»)
Эта cтраница посвящается Настоятелю храма Успения Пресвятой Богородицы и Живоначальной Троицы в Троице-Лыково благочинному протоиерею
СТЕФАНУ ПРИСТАЯ —
прекрасному человеку и новой эры священнослужителю, который всегда держится правила: «Делай людям больше, чем они ожидают, и делай это с радостью».
Славный народ русины.
Я русин был, есмь и буду,
Я родился русином,
Честный народ не забуду,
Останусь его сыном.
Слова А. Духновича
Здесь, в храме, каждого пришедшего встретят теплой улыбкой и открытыми объятиями.
«Я пастырь добрый» — всем своим видом говорит священник батюшка Стефан.
И действительно, своими словами он согревает людям души и вселяет отчаявшимся новые надежды.
В наше трудное время он открыл новую эру современного священника, так близкого к людям своей любовью и пониманием, так близкого к нашей плодоносной природе, своей любовью к натуральному хозяйству и животноводству.
Родился отец Стефан 7 октября 1948 года в самом центре славянской Европы, городе Хусте, в семье славного русинского народа.
Русин — название населения древней Руси, производное от слова Русь.
Это название сохранилось на всей территории, входившей в состав древнерусских государств — Малороссии, Белоруссии, Великоруссии и Карпатской Руси.
Русины — потомки древнерусской народности. Впоследствии из нее выделились три братских восточнославянских народа: русские, украинцы и белорусы.
Проживая в составе княжества Австрийского, Венгерского и Румынского королевства, русины сохранили свою идентичность, свой язык и культуру, и нужно отметить, что приняли они христианство на сто лет раньше Киевской Руси.
В настоящее время русины проживают в Словакии, Венгрии, Румынии, Польше, Чехии, Канаде, Аргентине, Новой Зеландии и Австрии.
Русинский литературный язык получил официальный статус в Венгрии.
В Молдавии создана общественная организация «Русь», которая занимается научной разработкой истории русинов.
Русины, как народ, обладают богатым наследием:
они имеют свой язык, письменность, поэзию и мифологическую литературу, включая сказания про Ярилу, Летовиц — летящих духов в виде звезд, и необычных светлоглазых богатырей под названием «Чудь».
Подкарпатская Русь или Карпатская Украина — название одной из четырех земель, входивших в состав первого Чехославацкого государства в 1920 – 1938 гг.
Территориально Подкарпатская Русь представляла собой территорию Закарпатской области, граничащую на юге с Венгрией и Румынией,
на севере — с Волынью,
на западе — с Польшей,
на востоке — с Галицией.
Карпатская Украина — независимое непризнанное государство, провозглашенное 15 марта 1939 года, и просуществовавшее несколько дней.
Угорская Русь — область с русским населением, входившая в Венгерское королевство, а затем — в Венгерскую часть Австро-Венгрии.
Заселение этой области русским племенем совершалось, главным образом, путем мирного распространения русских пастухов и пахарей в прикарпатских странах.
Неисповедимы пути Твои, Господи!
Меня, автора этого рассказа, и двух моих спутниц, Людмилу Ивановну и Надежду Константиновну, познакомили со священником Храма Успения Пресвятой Богородицы отцом Стефаном.
Конечно, сначала перед нашим мысленным взором возникла представительная фигура в черном облачении, с громадным золоченым крестом на груди.
Фигура, полная собственной значимости и авторитарности...
А вот и нет!
Совсем не так...
В этом чудесном храме, что стоит в окружении высоких деревьев и таинственных прудов с живыми карпами и форелью, мы встретили удивительного священника — батюшку Стефана.
Он провел нас к себе в маленький кабинет, сел напротив нас, слегка откинувшись на спинку стула, поправил полу своего темно-голубого одеяния, взглянул на нас приветливо и начал разговаривать.
Он был очень красив: глаза живые, ясные, лучезарная улыбка, лицо, обрамленное серебром седины…
Говорил он очень естественно, негромко. В глазах светились искры юмора.
Я тихо сидел, слушал, боясь шелохнуться, боясь пропустить хоть слово.
Смотрел и думал:
«Боже мой, Боже!
Неужели послал ты нам новое время?..
Пониманье глубокое…
Осторожность разумную…
И свежую радость природы простой и трудолюбие…
Неужели послал ты нам силы действовать?..»
Наконец голос батюшки вернул меня к действительности.
И слышу я — он рассказывает, как, восстанавливая храм, он копал канаву, расчищая дорогу, освобождая от оттоки воды и весенней грязи.
Немного уже осталось — метра три-четыре. Тут подъезжает машина, выходит из нее человек и спрашивает, где ему можно найти настоятеля. А батюшка в это время так увлечен своей грязной работой, что вопроса к нему не расслышал.
«Позовите мне настоятеля!» — повторил мужчина с нетерпением.
«Сейчас я, сейчас, — ответил батюшка, ловко орудуя лопатой. — Только закончу, тут уж немного осталось».
Постоял мужчина, постоял, посмотрел-посмотрел, поднял с земли вторую лопату да и начал помогать батюшке расчищать канаву.
И когда работа была закончена, мужчина спросил:
«Ну, теперь ты позовешь настоятеля?»
И оглядел удовлетворенно свою работу, вытирая со лба пот.
«Позову, — ответил батюшка, тоже вытирая пот. — Я Настоятель».