Письмо от гражданина России

Виталий Овчинников
               

                Добрый день, господин Президент! Хотя не скрою, что мне больше по душе обращение, товарищ Президент! Руководитель моего государства должен быть моим товарищем по своим делам, но никак не Господином, то есть, не человеком, стоящим надо мной и повелевающим мной!  Потому что, если есть Господа, то должны быть и их подчиненные, их рабы! То есть, опять  это самое,   пресловутое, развенчанное еще  марксистами  -  господа и  рабы! Ну, сколько можно?! Извините, господин Президент, но  ведь сейчас  на арене 21-й век,  а не древний Рим или древний Египет с их рабовладельческими  государственными системами,  а я не Ваш раб, я свободный человек свободной страны под названием Россия! Хотя тезис насчет свободной России, конечно же,  очень и очень сомнителен! Россия сейчас не свободная и не независимая страна, а…  Я не буду говорить дальше! Вы прекрасно знаете и без меня, от кого зависит сейчас Россия и чью волю она сейчас выполняет в своей внешней и внутренней политике.
                Я знаю, что вы не прочитаете это мое письмо. Ваши помощники, ваши советники и ваши слуги или  лакеи, под названием секретариат Президента, не станут расстраивать вас такой мелкой чепухой, которым является для вас мое письмо! Зачем?  Что у вас других забот не достаточно? Я посылал вам осенью прошлого года  свою статью по поводу аварии на Саяно-Шушенской ГЭС под названием «Коллапс технический или нравственный», в которой сразу же назвал причину аварии – варварскую эксплуатации  Советских фондов, преступно доставшихся их современным владельцам! Эту причину назвала потом  и высокая комиссия «Ростехнадзора» по расследованию причин аварии!  Но  вам не дали прочитать эту мою статью, как и несколько других моих статей, касающихся экономики нынешней  России, делающей из нее не передовую, процветающую и развивающуюся  державу, а какую-то второразрядную, потихонечку умирающую и разваливающуюся  страну! Сделайте вывод о том,  кто вас окружает и кто вам готовит доклады и записки по различным проблемам политики хозяйствования  страны?  Об их квалификации и их возможностях. Я бы таких  никчемных и сверх угодливых  лакеев в свои советники не взял!
               В моей жизни был момент, когда я, инженер сварщик,  автор ста с лишним изобретений, заслуженный изобретатель СССР, в расцвете сил и  своих возможностей,  в возрасте сорока с небольшим лет, занимающий           в то время  должность заместителя начальника цеха сварных металлоконструкций  по подготовке производства одного из ведущих заводов страны, получил от руководства завода предложение стать начальником этого цеха. Цех был громадный, свыше тысячи человек работающих, причем  работающих  в две и даже три смены, трудно управляемый и никогда не выполняющий плановых заданий. Поэтому  никто из вновь назначенных начальников цеха больше года здесь обычно  не  выдерживал! Слишком уж велика была  чисто человеческая, как физическая, так и   психологическая,    нагрузка на личность начальника цеха и он обычно не выдерживал и ломался.  Я уж не говорю здесь  о чисто профессиональной нагрузке! Ведь каждое производство имеет свою специфику.  И управлять механическим цехом, литейным цехом или цехом сварных металлоконструкций невозможно не зная особенностей   этих производств. Для этого надо быть специалистом. А где взять на заводе столько инженеров сварщиков, которых можно поставить на должность начальника цеха? Их просто нет! Поэтому ставили любых активных инженеров. А у них через неделю работы глаза становились круглыми от изумления – слишком сложно и слишком непонятно все вокруг!  Всем было ясно только одно – что с цехом надо что-то делать,  но что именно никто не знал!  Поэтому выход руководство завода видело лишь в смене начальников, которых практически каждый  год меняли. Причем, большинство  назначенных начальников потом шло на повышение, как надежные и опытные руководители,  не противостоящие  воли вышестоящих  своих руководителей. 
                Я же отказался!   Меня долго уговаривали, но я все же отказался!  Отказался по  той простой причине, что я слишком хорошо знал  особенности этого производства и прекрасно видел, что я не могу  здесь справиться! Нет у меня в характере достаточной жестокости , твердости и  силы,  чтобы  подчинять людей своей воле и заставлять их делать именно то, что в данный момент необходимо цеху, то есть, заставить коллектив цеха выполнять производственные плановые задания!   Хотя от меня этого и не требовалось! От меня требовалось лишь согласиться заткнуть собой  дырку в  руководстве    сложного специализированного   производства данного завода. Заткнуть! Заткнуть до   того времени, пока руководство завода не найдет следующего  приемлемого для себя решения.
             Я почему так подробно об этой истории говорю?  Да потому, что руководить  большим цехом сложного производства  и то не просто!               А вы ведь, господин Президент,   руководите громадной страной!  Наисложнейшая задача! Простите, но вы сразу согласились на должность Президента?  Понимаю, чем выше должность, тем проще работать! А самое простое быть царем! Сидеть на троне и ничего не делать!  Балдеж и только! Если начнешь на троне хоть что-то делать, то превращаешься в Ивана Грозного или в Петра Первого! На худой конец - в Екатерину Великую! А если ничего не делать?  То, к сожалению, почему-то выплывает фигура Николая второго! Ой, не надо! Не надо повторений истории!
             Так почему вы стали Президентом?  Вы что, достаточно четко представляли и понимали суть происходящих в стране процессов, как политических, так и экономических?  Ну, насчет политических я еще и соглашусь, вполне возможно, что вы и вправду имели довольно четкое представление об  их сложности и  их многообразии. Но насчет экономики – очень даже сомнительно!  Судя по тому, что сейчас делает власть в вашем лице и в лице вашего Премьера – об экономике страны у вас очень смутное представление! 
                А  ведь в стране, которую вы согласились возглавить, практически полностью не работает машиностроительная промышленность и сельское хозяйство.  Да не только машиностроительная – вся промышленность, кроме газовой,  нефтяной, металлургической и еще, пожалуй, немножко «горнодобывающей», работающей на металлургию, как на черную, так  и на цветную.  В стране нет армии, нет флота, нет авиации.  Скоро не будет и наших ракет.  Отечественный военно-промышленный комплекс  развален полностью и окончательно.  Жалкие остатки от него.  И Минобороны страны все активнее начинает вести разговор о закупках военного вооружения за рубежом. Как говорится – докатились!
           В стране уничтожена лучшая в мире Советская система образования и добивается сейчас тоже одна из лучших  мире Советская система здравоохранения. При этом, авторитет власти ничтожнейший! Наверное, за всю историю России он никогда не был так низок!  Власть  стала чужим, инородным телом в организме страны. Впрочем, самой власти это до лампочки.  Потому что сейчас в России во власть идут обогащаться!  Не работать, нет, а именно обогащаться!  И добавьте еще сюда катастрофическое снижение численности населения России. В среднем по миллиону в год!
                И вот в подобных обстоятельств вы стали руководителем  этой умирающей страны. Позвольте вас спросить – зачем?! Зачем, господин Медведев,  зачем вы стали Президентом России?  У вас что, есть программа подъема  России?  Я здесь не говорю о вашей статье в интернете под название «Россия вперед»! Это пустая статья – набор общих ничего не значащих слов! Вы там определили пять «модернизационных» направлений нашего будущего развития. Вот они:
               1.Новые виды энергии. 2. Новые виды топлива.3. Новые виды информационной технологии. 4 Новые виды космических технологий.  5. Производство новых видов медицинского оборудования.
                Откуда вы все это взяли? Кто вам такое насоветовал? Какие советники? Для развития этих всех направлений нужна мощнейшая научно производственная база! А ее в стране нет! Уже – нет! Раньше была, а вот сейчас уже нет! Все по развалили ваши друзья бизнесмены! А вы не обратили внимание на тот феномен, что Российский бизнес не может заниматься производством? Российский бизнес есть только там, где можно что-то купить-продать!  Или там, где действуют старые Советские мощности!  Например, в черной и цветной металлургии. А там,  где надо что-то производить, делать – там  российского бизнеса и в помине нет! Вот поэтому вы  даже не выделили в числе своих направлений машиностроении. Что меня поразило до невозможности.  Да, машиностроительное производство  в стране развалено полностью и окончательно. И восстановить его уже невозможно.  Или почти невозможно. Это так! К величайшему сожалению.
                Но неужели вы думаете, что Россия сможет прожить без своего развитого машиностроения? Нет и еще раз нет! Ведь в Советское время наша промышленность полностью обеспечивала  все свое промышленное производство и даже сельскохозяйственное производство отечественным оборудованием! Подчеркиваю - полностью! И станками, и металлургическим оборудованием, и горно-обогатительным оборудованием, и проходческим оборудованием, и тракторами, и грузовыми автомобилями и начала осваивать производство даже легковых автомобилей.  И если бы не развалилась страна, то и выпуск легковых автомобилей высокого качества мы бы тоже освоили.  Но не успели.  Времени не хватило! А ведь примерно тридцать процентов всего нашего машиностроительного выпуска шло на экспорт! Не забывайте об этом! Мы были вполне конкурентно способными с промышленно развитыми странами мира!
               Вот недавно на пятом канале телевидения в ток шоу Сванидзе «Суд истории» прошла передача про Брежневские времена. И знаете, впервые за последние годы зашла речь о научно-технических показателях экономики СССР в сравнении с экономикой наиболее развитых стран Запада. Так вот,  они оказались на уровне американских! Советская экономика семидесятых годов была вполне  конкурентно способна, не смотря на то, что две трети ее мощностей работало на оборонку! Нашу Советскую экономику питала и поддерживала тогда самая лучшая в мире Советская система образования. !
                Даже такой рьяный апологет рыночной экономики, как господин Ясин и тот ничего не смог ничего вразумительного противопоставить предъявленным  цифрам о Советской экономике! Вот и представьте себе, господин Президент, какой экономический рывок могла бы совершить экономика СССР, если бы не ее военное противостояние со всем капиталистическим миром! Ведь попытка построения социалистической системы была первой в мире попыткой построения справедливого общественного строя для человека труженика, а не только для одних богатых. Это что, абстрактная задача? Свобода, равенство, братство – лживые слова? Не соглашусь никогда!
                Вот  совсем недавно кинорежиссер Карен Шахназаров  сказал на пятом канале телевидения на встрече со своими кинозрителями: «Я Советский человек. И в моем понимании, если по «Советски» – значит, это правильно!» И действительно, по «Советски» – это значит, работа для всех, а не только для избранных; а также бесплатное жилье,   бесплатное среднее и высшее образование, бесплатная медицина, бесплатное санаторно-курортное лечение,  бесплатные дошкольные детские учреждения, бесплатный спорт для всех желающих, великолепная культура и мощнейшая наука, великолепное машиностроительное производство, громаднейшие достижения в космосе, освоенная Сибирь с ее несметными природными ресурсами,  это сильная армия и флот, это уверенность в своем завтрашнем дне, это гордость за свою Родину. А что сейчас?   Ни-че-го! Да, действительно,  ничего из перечисленного в России уже нет! К величайшему на то сожалению. А сейчас вы начинаете еще  сворачивать и нашу систему образования:  ВУЗы закрывать, учителей увольнять и так далее и тому подобное! Развитые капстраны начинают вводить у себя всеобщее обязательное бесплатное высшее образование, а вы?!
                Так я повторяю свой вопрос, господин Президент – для чего вы пошли в Президенты? Я вот в свое время стать начальником цеха отказался, понимая, что не справлюсь! Хотя от меня требовалось всего лишь продержаться на этой должности год-полтора, не больше! Зато потом меня ждали материальные блага за послушание: новая квартира,  новая машина, дачный участок!  У меня, так сказать, была материальная заинтересованность в получении этой должности!  Но я отказался! Видел, понимал, что не осилю! А у вас что, господин Президент?  Путин вот взял да  попросил побыть немного Президентом,  и вы согласились? Просто так согласились? От нечего делать? Вот в свое время Кириенко попросили побыть Премьером в трудное для страны время и он согласился! И дефолт сделал!  Великолепнейший дефолт! А что, жалко, что ли? Если хорошо попросят!
                А вы что собираетесь сделать в России, господин Президент за свой Президентский срок?  А-а, энергосберегающие лампочки внедрить! Старые,  советские лампочки накаливания, эксплуатировались по нескольку лет подряд! А эти, нынешние -  через неделю надо менять! И стоимость их – в пять раз выше, чем старых! Зато энергосберегающие! Балдеж и только!
              Что еще?  Ах, да, «нанотехнологии» внедрять в России! А вы знает, что это такое? Судя по тому, что происходит вокруг вас и вокруг вашего Премьера – не имеете ни малейшего представления! Да это и естественно, ведь вы не технари и вам легко навесить лапшу на уши! Что прекрасно и делают ваши советники! Если они, экономисты и гуманитарии по образованию, исхитрились кризис экономический прозевать – что же тогда говорить про технику?!
                Ведь все, что вам выдается сейчас соответствующими лицами за разработки по «нанотехнологиям» - это  выписки из старых советских авторских свидетельств на изобретения и старых  отчетов по НИРам, то есть, научно исследовательским работам, бывших Советских  отраслевых научно исследовательских институтов.  Я не сочиняю, господин Президент! Ей богу! Вот к примеру, по плазменным износостойким покрытиям кое что  взято из моих изобретений восьмидесятых годов! Даже без ссылок на первоисточники! Я уже читал об этих опусах в интернете! И ничему происходящему в нашей стране не удивляюсь!
                Что там еще на очереди? А-а-а, часовые пояса сократить, переименовать милицию на полицию и начать бензин из опилок делать! Из нефти его делать нам уже становится невыгодно,  оборудование-то на нефтеперерабатывающих заводах старее старого, еще с Советских времен, а новое нынешние хозяева приобретать не хотят – жалко свои деньги тратить на эту жалкую Россию! Они лучше  недвижимость себе за рубежом очередную приобретут, чем рубль лишний в Россию вложат!  Сбегут, «сдохнут», удавятся, но вкладывать в Россию ни рубля  не будут! 
                Поэтому, здесь вы правы, господин Президент,  на инвестиции проще какого-нибудь зарубежного воротилу уговорить, чем наших Потаниных или Абрамовичей!  Вот и приходится теперь бензин из древесных  опилок начинать делать! Дешево  и сердито, как уверяют советники!  Действительно, леса  у нас много, опилок древесных - жуткое количество. Будем гнать на опилки наш строевой лес!  Не жалко! Леса у нас все равно ведь много! А вот скважины нефтяные и газовые у нас  все старые, еще с Советских времен эксплуатируются и давно уже истощились. А внедрять новые технологии откачки нефти из скважин или же новые скважины бурить – это накладно! Да и жалко деньги вкладывать в Российскую экономику! Деньги-то свои, а страна эта, под названием Россия, давно уже для них чужая! 
                В своей производственной жизни  мне пришлось несколько лет походить в больших начальниках.  И по различным отзывам, я был неплохим начальником. Но не авторитарным начальником.  Скорее всего, я был не начальником, а руководителем.  Мне всегда было неприятно заставлять людей что-то делать.  Психологически неприятно. Поэтому я старался организовать дело так, чтобы у людей всегда была работа на несколько дней вперед и чтобы людям было выгодно на меня работать, а не сидеть без дела!
                Я всегда считал и считаю, что, если человек пришел на работу, то он должен работать! Задача руководителя сделать так, чтобы на его рабочем месте было все для работы: и исправное оборудование, и материалы, и инструменты. И чтобы стимул был для работы! Поэтому люди у меня работали сами!  А при отсутствии работы приходили ко мне и требовали работу! Требовали потому, что знали – без работы их заработок падает!
               Но, если я делал все, чтобы подчиненные мне люди, от рабочего , до моих заместителей, всегда были загружены работой, то я требовал от них такой же самоотдачи. И я не выносил недисциплинированности, разгильдяйства, обманов, пьянства на работе, производственной неисполнительности, не терпел, чтобы мои указания не выполнялись! Наказывал жесточайше! За опоздание на ежедневную утреннюю оперативку на пять минут лишал премии на 50%. Если что-то случилось неожиданное – позвони секретарю и предупреди! Но не опаздывай!  За срыв сроков выполнения планового задания, которое ты сам мне назвал – полностью лишал  премии. Не принимал в расчет никаких оправданий. Ты сам назвал срок и ты сам его нарушил! А раз нарушил – отвечай! Не получается что-то – приди ко мне и расскажи. Вместе будем искать выходя из положения. И еще одно, довольно неожиданное для многих! За использование мата в рабочее время - лишение премии на 10%; повторное использование мата - 50%; третье использование мата - 100% премии. Все последующие случаи мтата - предлог для написания заявления на увольнение по собственному желанию!               
               Плохих работников, прогульщиков, пьяниц, разгильдяев гнал в три шеи! Чаще всего предлагал им самим написать заявление об уходе. Если отказывался – увольнял по статье! Иногда, как одну из мер воздействия на неплохого,  вроде, но провинившегося в чем-то работника,  заставлял писать  предварительное заявление об уходе  по собственному желанию. У меня в сейфе лежала папка, в которой находилось несколько десятков таких заявлений без даты. Если договоренность нарушалась работником, ставил дату и отправлял заявление в отдел кадров.
              Я к чему все это, господин Президент? Да к тому, что слово руководителя никогда не должно быть пустым и никчемным. Поэтому я старался никогда не нарушать своего собственного слова, слова руководителя! И если проштрафившийся мой работник отказывался уходить по собственному желанию, я делал все, чтобы уволить его по статье! Как бы ни неприятно мне это было делать! И все мои подчиненные знали, что, если я предложил уйти по хорошему, то лучше всего уйти по предложенному хорошему! В противном случае, будет по  плохому! Поэтому, господин Президент,  я бы на вашем месте сделал все, чтобы господа Мутко  и Лужков подали в отставку!  Тем более, что есть за что и у первого, и у второго! Здесь дилеммы нет – либо они, либо вы! Иначе, какой вы в болото  Президент!
              Спасибо, господин Президент за то, что выслушали, точнее, прочитали меня! Извините, если что не так!

                КОНЕЦ