Трамбовка

Александр Павлович
               
 Давно это было, во времена создания студенческих строительных отрядов... 
Что делать молодым студентам, полных сил, энергии и внутреннего энтузиазма? Конечно, куда-то рвануть, прогуляться и поработать в свои каникулы, может в удовольствие, а может просто чтобы занять своё избыточное свободное время...
 Вспоминаю, едем мы на поезде из Алма-Аты  в Павлодар, наших парней и девчонок полный вагон, в плацкартных купе все, даже третьи полки заняты. Отряд получился количеством на три бригады. Мы уже знали, кто командир нашего отряда и кто бригадиры. Но, никто не знал, где будем работать этот летний семестр и в чьей бригаде…
 Доехали мы быстро с песнями под гитару. Пели песни Высоцкого: "Кто здесь не бывал, кто не рисковал, кто сам себя не испытал!.."; "А на нейтральной полосе цветы, необычайной красоты!" и другие… В пути, некоторые ребята умудрились выпить вина, так сказать,  вкусить запретного плода. Ничего особенного не произошло, всё потом успокоилось. Парни нашего купе и я решили, что будем проситься в бригаду к Утэну Алиеву. Он был постарше нас лет на семь, ехал в стройотряд уже третий раз, теперь  уже в качестве бригадира. Прибыли мы благополучно в Павлодар, а далее на автобусе поехали на строящуюся, Ермаковскую ГРЭС на реке Иртыш. Потом, помню, кто-то шутил:"Вода иртышный - чай кирпишный"…
 Поселили нас в недостроенный двухэтажный дом, без окон и дверей. На первом и втором этаже стояло много кроватей с тумбочками. Девушек определили на первый этаж, а парней на второй, где ветер свистел звонче. Стояла печка буржуйка, которой мы мало пользовались, иногда, в прохладные ночи. Здесь же нас встретил щенок, который уже был самостоятельным и ждал, кто же обратит на него внимание. Мой в будущем напарник по бригаде и сосед по койке, Пахом взял его и поселил к себе в тумбочку и дал ему кличку – Студент. 
Наш четырёхлапый Студент не возражал, так и началась его роскошная жизнь. Кормился он вместе с нами по режимному графику, трёхразовое питание ему нравилось. Питание нам привозили утром и вечером в термосах из столовой. Обедали в рабочей столовой по талонам.
 В первый рабочий день я в составе рабочего звена, поднялся на крышу фильтровальной станции. Голова закружилась от высоты и от увиденных окружающих просторов. Нам сказали: "Вот ваш объект" – Крыша размером в хороший футбольный стадион. Мастер поставил задачу Утэну, а он нам обрисовал перспективы нашего трудового семестра.  Двухскатную  крышу надо было  выложить  по верху бетонных плит пенобетоном, плотным ровным слоем, далее затрамбовать пенобетон вручную. В то время, электротрамбовок не было.  Потом, надо было сделать растворную стяжку с применением электровиброрейки и далее заклеить всю крышу рубероидом на горячий битум, двойным слоем.
 Никогда бы я не подумал раньше, что стану здесь, на этой крыше главным трамбовщиком. Пахом и Булат парни были не слабые, но не получалось у них трамбование, пенобетон под их ударами не уплотнялся… Когда я взял этот "инструмент" в руки, (это высокая чурка с прибитой сверху, мощной двойной ручкой) то трамбовка взлетела вверх и  потом падала вниз подгоняемая добавочным усилием от моей массы тела и пенобетон стал уплотняться, так как надо. Мастер и бригадир одобрительно кивали головами, сказав, что вот это и требуется... И начиная с первого вечера, застонали мои - "мышцы сильные спины" Всю крышу трамбовал я, практически один, трамбовка играла в руках, как музыкальный инструмент. Приходили ребята попробовать поработать на трамбовке, но она никому не нравилась, и они уходили на бетонирование кабельных каналов и другую работу. Так и продолжалось, Пахом с Булатом поднимали краном на крышу пенобетон и раскладывали его, а я трамбовал. Загар от солнышка нас не щадил, мы почернели как негры.
Трамбовка в ритме поднималась, и падала с ускорением на бетонную крышу. Крыша стонала под ударами, иногда казалось, что её можно пробить насквозь. Строительные материалы мы поднимали краном, под названием – "Пионер" Не очень хотелось лазить лишний раз по  наружной пожарной лестнице на крышу и иногда мы поднимались с помощью крана в бадье, потом бригадир узнав об этом, нас долго перевоспитывал. Мы поняли всё и решили соблюдать технику безопасности...
 А в ушах после работы ещё тупо звенела трамбовка, я представлял, как на лету во время свободного падения я ей добавляю кинетическую энергию и она мощным ударом вминает торчащие плиты пенобетона, уловив момент реакции в точке опоры, я опять вырываю трамбовку вверх, мои мышцы пружинят и "инструмент" послушно выдаёт ритмичную музыку физического труда, который успокаивает меня трудоголика и тормозит мои мысли...
 Иногда мы ходили после работы купаться на канал, который соединял Ермаковскую ГРЭС с рекой Иртыш. Вода в канале была теплее, чем в реке, там даже водились аквариумные рыбки. Купались мы в канале не долго. Нам, нельзя было опаздывать на ужин, останешься голодным -(так сказать: "В большой семье рот не разевай")...
 Щенок Студент, всегда встречал нас с радостным визгом, мы приходили уставшие, ужинали  и падали на кровати, особенно в первую неделю.Случались у нас и некоторые развлечения, в выходной, который был у на один – это воскресение, мы играли в футбол и волейбол.
А однажды кто-то принёс, всего одну пару боксёрских перчаток. Устроили однорукие бои. Кто был левша, тот надевал левую перчатку, а правша правую. Бились по три раунда, по две минуты. Вот смеху-то было, когда щенок Студент заступился за Пахома и чуть не загрыз его противника Валерку.
 Пришло время, что трамбовочная работа на крыше фильтровальной станции закончилась, и мы стали поднимать раствор и делать растворную стяжку. А мне даже стало жалко, что раствор укрывал мной утрамбованный пенобетон, и я больше не буду играть на этом мощном "инструменте". И далее, перейду на занятие с более простыми инструментами -(лопаты, ломы, кисти, носилки)...
 Наш студенческий трудовой семестр был завершён успешно. Мы закрыли крышу, как полагается, согласно современной технологии того времени, получили зарплату. Сели в поезд, а у меня продолжалась в душе и в голове трамбовочная музыка и отголоски ударов по той крыше, которая осталась далеко в Ермаковской ГРЭС, где можно при желании поиграть в футбол.
               
                Июль 2002г.