Хореография души

Ирина Грасмик
Я всю жизнь танцую… вот сколько себя помню столько и танцую.

Скажу сразу – меня никто никогда не принуждал. В музыкалку насильно не тащил, хотя знаю, что папа хотел, чтобы я играла на пианино. Но, тем не менее, я сама попросилась в Школу искусств. С того ни с сего. И мама меня отвела.

Мы пришли на смотр (сейчас это скорее назвали бы красивым словом «кастинг»). Женщина не требовала от меня показать каких-либо движений, не включала музыку. Она попросила пару раз прыгнуть на месте – на этом моё испытание закончилось. Какого же было моё и мамино удивление, когда нам объявили, что в Школу меня принять не могут… Видите ли «выворотность» ног у меня плохая. Скажи она мне это сейчас, я бы возразила: а извините, чему вы меня будете учить, если не «выворотности»?! Но тогда ещё я не понимала, что это такое, и была очень расстроена, что мечта не сбылась, а выскользнула у меня из рук…

Другой ребёнок бы плюнул и вообще забросил танцы, «благодаря» нерадивым преподавателям. Но я отличалась исключительно упёртостью уже в том нежном возрасте. Я не сдалась, а пошла заниматься в школьный ансамбль народного танца «Родничок».

Нас было немного – человек десять всего. Занимались после уроков. Готовили танцы к школьным концертам. Руководила нашим ансамблем очень хорошая женщина, преподаватель ритмики. И делала она это с душой. Именно она привила мне привычку всегда на сцене улыбаться и не бояться зрителей. Она показала, что танцы – это титанический труд. Что каждая репетиция должна отбирать столько энергии, чтобы можно было потом не волноваться за выступление. И мы работали, старались, учились, тянули носок, «сокращали» стопы, садились на шпагаты и «плие», учили «верёвочку» и «подэбаск».

Года через три я снова отправилась в Школу искусств, потому что в стенах родной школы мне стало как-то уж очень тесно. Мне хотелось чего-то большего. Мне не хватало выступлений в школе, мне хотелось участвовать в конкурсах, показывать своё умение не только школьникам, но и совершенно незнакомым людям.

На второй раз меня взяли. Я попала в младший состав. И здесь мы трудились ещё упорнее, ещё дольше. Я приходила домой, кидала портфель, обедала и убегала на танцы. Возвращалась, уставшая, но чрезвычайно довольная результатами своего труда, увиденного в зеркало хореографического зала.

Я танцевала душой, для себя и для зрителей. Здесь меня научили ещё нескольким правилам: всегда, чтобы не случилось, как бы не было сложно танцевать в «полную ногу». Это означало, что не важно – в хореографическом зале ты танцуешь  перед своим отражением, или на сцене перед кучей людей, танцуй так, как в последний раз. И ещё, не важно, болит ли нога, потянутая на вчерашней репетиции, или температура в день концерта поднялась… Зритель должен видеть только твоё довольное лицо, должен получать от тебя максимум энергии. Только тогда эта энергия вернётся с лихвой. И я танцевала… Танцевала, забывая дышать… Чеканя каждый свой шаг, делая акценты на нужных движениях…


Стоит оговориться, что не всегда было всё безоблачно. Были и падения и ошибки. Прямо во время концертов. И были обиды. Но всё это лишь давало необходимый толчок к творчеству.

Потом у нас сменился хореограф. Группа тут же распалась. Осталась я одна. И меня перевели в другой коллектив, с другим названием, с другими людьми. А для меня было не важно всё это… Важным было то, что я по-прежнему могла реализовывать себя,  работать, шлифовать… И потом уже, через год, новая группа распалась… Меня снова перевели в другой состав. Как будто Фортуна надо мной смеялась. Или виной всему было название хореографического коллектива – «Next», что значит «следующий».

Снова  работа в другой команде, хорошо ещё, что с прежним руководителем. Потом, прямо перед самым выпуском, когда мы уже начали учить номер для выпускных экзаменов, вновь финт! Нас осталось всего пять человек.  И работать с нами стало не резон. Нас просто распустили и занялись маленькими.

Я помню тогда своё разочарование… Нет, не по поводу того, что мне не дадут «корочку»  об окончании Школы искусств. В конце концов, не ради неё я трудилась. Просто стало обидно, что всё вот так закончилось.

Я поступила в колледж. Мне было трудно существовать без танцев. Словно жизнь подменили. И тогда я сама стала ставить себе хореографию и танцевать для студентов на концертах, участвовать в Студенческой весне – фестивале художественной самодятельности. проводимом в колледже.

И вновь я на сцене, и вновь передо мной зрители, и вновь я чувствую себя ЖИВОЙ! Моя душа – танцует и мне хорошо.

Но всему приходит конец. Я закончила колледж. И тут только поняла, что вместе с ним ушли в прошлое мои танцы. Я понимала, что в хореографический коллектив меня не возьмут – по возрасту. А ездить заниматься за деньги у меня не было ни возможности, из-за графика работы, ни желания. Потому что частные уроки без выступлений, обычно не приводят ни к чему. Я знала, что таким образом я не смогу себя реализовать.

Я не смогла бросить свой любимый колледж, и пошла туда работать. Некоторое время я жила по инерции. Но вскоре стало понятно – так невозможно! И помимо своей основной работы – преподавания учётных дисциплин, я стала ставить хореографию студентам. Другими словами из ученика переросла в  тренера. Это  дало мне возможность вновь трудиться, придумывать, творить…

Время шло, менялись студенты. Вот уже выпустились те, с кем я училась… Появились новые лица, новые люди, которые знали меня теперь не по студенческим годам, а только как преподавателя. Многие просили поставить танец, чтобы выступить с ним на концерте. Я не отказывала. Но зачастую не видела в этих людях себя. Не видела исходящей энергии. Нет, они учили движения, старались, выполняли всё под музыку, но это всё было мёртво… Танец был лишь заучен, а не прожит. А меня учили, что мы выходим на сцену, чтобы что-то сказать людям, поведать свою историю…

И я старалась вдвойне, чтобы мои подопечные это поняли. Увы, многие не понимали… Но я не могла смириться, не могла принять то, что очень сложно научить человека думать как ты, мыслить как ты, научить видеть в музыке то, что ты видишь в ней и какую задумку вкладываешь в хореографию. К тому, что для многих из подопечных она остаётся всего лишь набором ритмов и движений.

И какого же было моё удивление, когда на одной из репетиций спектакля, отрабатывая движения с одной их моих студенток, я вдруг ощутила мощный поток энергии танца… Эту энергию я не могла спутать ни с чем. Девушка танцевала в полную ногу, танцевала не головой, а всем своим существом. Тогда я не поверила своим ощущениям, и станцевала с ней ещё и ещё, пока не убедилась: да, она такая, как я! Она умеет работать, она получает истинное удовольствие от того, что делает. Она живёт танцами.

После этого неожиданного открытия, я стала работать с ней вплотную. Подбирать музыку, придумывать новые движения. Она меня вдохновила! Мне стало интересно! Но когда я это поняла, я ещё не знала, что судьба сделает мне ещё один сюрприз.

Эта девушка познакомила меня со своим парнем. Он оказался танцором с детства и от Бога. Несмотря на своё несовершеннолетие, преподавал  хип-хоп и ещё кучу модных современных молодёжных направлений. И тогда мы решили сделать новый проект совместно. Я – как преподаватель эстрадно-классических направлений, а он – как мастер по молодёжной хореографии…

Мы стали общаться, и он вдруг спросил, не хотела бы я позаниматься у него, в его коллективе. Сказать по-правде, его вопрос застал меня врасплох. Я настолько привыкла, что моё творчество более не нужно никому кроме меня, что даже не думала о том, чтобы вновь начать заниматься. Первое, что я ощутила  – был страх. Я почему-то вдруг испугалась, что не способна уже ничему научиться. Ведь одно дело тренировки дома, когда я предоставлена сама себе, а совсем другое – в группе. Но страх рассеялся, когда парень в одной беседе со мной сказал:
«Мастерство, это когда ты не тупо повторяешь связки выученные где-либо, а когда ты их действительно танцуешь, комбинируешь, причём, подстраиваясь под любую музыку, и тем более если танцевать без музыки, вот это мастерство, без музыки и в такт, чувствовать свой ритм, и задавать его самому, в общем чтоб классно было, чтоб душа из тела вылетала».
В этих словах я узнала себя! Он сказал именно то, что не давало мне покоя всю мою танцевальную жизнь! И я встряхнулась. И действительно! Что-то я засиделась в тренерах! Нужно и для себя потанцевать! И пришла на следующий день на занятие.

Сложно описать, что я почувствовала, когда стала заниматься. От парня исходила бешеная энергия! И я, наконец, осознала – я среди своих. Именно сюда мне стоило придти, именно здесь моё место! Я нашла то, что искала уже более пяти лет! Здесь были в основном те люди, которые живут хореографией и не представляют себя без неё.

И именно  тогда у меня в голове сформировалась мысль, которая всё то время, что я ставила танцы для студентов, щекотала мозг, но словно дразня, ускользала в тот же миг, не давая себя осознать: можно научить танцевать кого угодно, если он готов трудиться, но нельзя научить танцевать душу… Душа если танцует, то с рождения…