Список использованных источников и литературы

Диана Доронина
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ

Законодательные акты, информационные материалы

Опубликованные

Во что верят Свидетели Иеговы: Буклет Общества Сторожевой Башни. – Pensylvania: Watch Tower Bible and Tract Society, 2001. – 6 с.

Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 декабря 1990г. // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного совета РСФСР. – 1990. – №21. – С. 286.

К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим: Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ // Служба религиозной информации «Метафразис». Специальный выпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров. – 1996. – Ноябрь – С. 5-12.

Кастро Н. де. Сделаем безопасным будущее наших детей // Свобода и права личности. – 2001. – 17 окт. – С. 6-7.

Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит-ра, 1993. – 64 с.

«Нарконон» означает без наркотиков! // Свобода и права личности. – 2001. – 17 окт. – С. 8-9.

Преступность. Война. Терроризм: Агитационная листовка. – СПб., 2002. – 1 с.

Приглашаем вас пройти тест №1: Агитационная листовка. – СПб.: Саентологический центр, 2002. – 1 с.

Приглашение в мир Оксфорда: Тест. – СПб., 2001. – 4 с.

Федеральный закон РФ «Об образовании» от 1992 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. – 1992. – №30. – С. 2222.

Хаббард Л.Р. Дианетика: современная наука душевного здоровья. – М., 1993.

Центры «Дианетика» в России // Свобода и права личности. – 2001. – 17 окт. – С. 12.

Что такое Дианетика: Агитационная листовка. – СПб.: Саентологический центр, 2001. – 1 с.

Что такое дианетика: Саентологическая листовка. – СПб., 2001. – 1 с.

Что такое права человека: Буклет. – Международное движение «Молодёжь за права человека», 2002. – 29 с.

В Интернете

Диденко Ю. Почему я ушла из общины мормонов // http://www.home.onego.ru.

Дипломы и Сертификаты // http://www.Grigori Grabovoi.ru.

Заявление Европарламента по деструктивной секте Муна: Европарламент. Документы заседаний. 1984-1985 гг. – 1984. – 2 апр. // http://www.stolica.narod.ru.

Козлова В.П. Письмо в редакцию… Деятельность Свидетелей Иеговы в Петербурге // http://www.watchtower.ru.

Официальное письмо христианского собрания Свидетелей Иеговы Джозефу Ф. Алварду от 21 февраля 2002 года // http://www.watchtower.times.lv.

Предупреждение, вынесенное Управлением юстиции Санкт-Петербурга №1959 от 8 ноября 1994 г. Руководителю Санкт-Петербургской Вузовской Ассоциации по изучению принципа // http://www.openmoon.narod.ru.

Приказ Администрации Губернатора Санкт-Петербурга от 22 января 2004 года №3-пв «Об Отделе по связям с религиозными организациями Санкт-Петербурга Администрации Губернатора Санкт-Петербурга // Официальный электронный текст ИПС «Кодекс» // http://www.gov.spb.ru.

Приказ Министерства образования РФ №47/20-11п от 19.03.93 «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ» // http://www.stolica.narod.ru.

Приказ Московского Комитета образования Правительства Москвы №129 от 12 мая 1997 г. «О контактах администрации школы №1226 Юго-Восточного округа с религиозными организациями и фактах нарушения законодательства о свободе вероисповеданий в школах Москвы, сдачи директорами школ учебных помещений в аренду религиозным и другим организациям» // http://www.stolica.narod.ru.

Решение Европарламента от 12 февраля 1996 г. «Постановление о сектах в Европе» // http://www.stolica.narod.ru.

Решение Кабинета Министров Европейского Совета от 1994 г. «Секты и новые религиозные движения. Рекомендация парламентской ассамблеи №1178 от 1992 г.» // http://www.stolica.narod.ru.

Рид Дэвис А. Как обыкновенные люди попадают под контроль культа. Комментарии от друзей // www.watchtower.ru.

Федоров И., Троицкий Б. Справка о деятельности «Генеалогического Общества штата Юта». – 1996 // http://www.bigpi.biysk.ru.

Цитаты Рона Хаббарда // http://www.dianetics.nm.ru.

Периодика

Журналы

Вестник Моск. Ун-та. Журналистика: Изд-во МГУ. 2003.

Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал Министерства образования Российской Федерации. 2000.

Город: Изд-во НП «Апрос». 2002.

Журнал практического психолога. 1996.

Знамя: Изд-во «Знамя». 1990.

Итоги: Изд-во «Семь дней». 1997.

Молодая гвардия: Изд-во «Молодая гвардия». 2001.

Огонёк: Издат. дом «ОВА-ПРЕСС». 1989-1990.

Проблемы психологии и эргономики: Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок Минэкономики России. 2001.

Пробудитесь: Журнал: Орган Watchtower Bible and Tract Society. – New York. 1995-1997.

Религиоведение: Изд-во МГУ. 2001.

Российский психиатрический журнал: Изд-во «Медицина». 2001.

Рубежи: Союз журналистов России. 1997.

Социологические исследования: Институт социологии РАН. 2002.
Сторожевая башня: Журнал: Орган Watchtower Bible and Tract Society. – New York. 1994-1997.

Эхо планеты: ИТАР-ТАСС. 2001.

Газеты

Аргументы и факты: ИД «АиФ». 2004.

За православие и самодержавие. 2003.

Калининградская правда. 2000.

Коммерсантъ: ИД «Коммерсант». 1999-2005.

Комсомольская правда: ИД «Комсомольская правда. 1997-2001.

Куранты. 2004.

Московская правда. 2004.

Московский комсомолец: ИД «Московский комсомолец». 2004.

Независимая газета. Религии: Изд-во «Независимая газета». 2002-2004.

Реклама-ШАНС. 2002.

Российская газета: ФГУ «Редакция «Российской газеты». 1999-2005.

Россия. 2004.

Сельская жизнь. 2005.


ИССЛЕДОВАНИЯ

Андреева Л.А. Религия и власть в России. – М.: Ладомир, 2001.

Антес П. Религии современности. – М., 2001.

Барбур И. Религия и наука: История и современность. – М., 2000. – 431 с.

Баркер А. Новые религиозные движения. – СПб, 1997. – 288 с.

Бевз И.А., Бевз С.И. Религиозные объединения и законодательство о свободе совести. – М., 1999. – 219 с.

Белов А.В. Адвентизм. – 2-е изд-е. – М.: Политиздат, 1973. – 204 с.

Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. – М.: Наука, 1978. – 152 с.

Буайе Ж. Империя Муна. – М.: Полииздат, 1990. – 351 с.

Гроут Джоел Б. Факты: что вам следует знать о Свидетелях Иеговы. – Центр апологетических исследований, 2001.

Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. – Нижний Новгород, 1998. – 457 с.

Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2003. – 813 с.

Девяткова С.В. Современное христианство и наука. – М., 1994. – 287 с.

Зенько Ю.М. Психология и религия. – СПб.: Алетейя, 2002. – 383 с.

Коридан Б. Маньяк или мессия Рон Хаббард? / Пер. с англ. – М.: Культура, 2004. – 544 с.

Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. – М.: Фонд «Благовест», 1999. – 268 с.

Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. – М.: Политиздат, 1977. – 175 с.

Неокульты: «новые религии века». – М.: Четыре четверти, 2002. – 238 с.

Новые религиозные культы, движения и организации в России. – М., 1998. – 347 с.

О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник Федерального собрания РФ. – М., 1996. – Вып. 8.

Осипов А.И. Тоталитарные секты: Технология обмана. – Минск, 2004. – 192 с.

Паченков О. Рациональное «заколдовывание мира»: современный российские маги. Сборник Центра независимых социологических исследований. – СПб., 2001. – С. 97-107.

Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. – М., 1996.

Привалов К. Секты: досье страха. – М.: Политиздат, 1987. – 191 с.

Ревлин Б., священник. Красные «басни» Свидетелей Иеговы. – Таллин, 1996.

Религиозная экспансия против России. Аналитический вестник Парламента РФ. Сер. Оборона и безопасность. – М., 1998.

Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты. Судебная практика. – М., 2001. – 448 с.

Русское православие: вехи истории. – М., 1989. – 719 с.

Современные ереси и секты на Руси. – Житомир: Ни-ка, 2001. – 311 с.

Судаков В. Спаситель: Феномен тысячелетий Григорий Грабовой. – М.; СПб., 2003. – 160 с.

Хассен С. Освобождение от психологического насилия: Деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. – СПб; М., 2001. – С. 45.

Шиманский А.Г., Шиманская Ю.О. Человек творческий: к новому мировоззрению. – Минск: Экономпресс, 2000. – 304 с.

Яроцкий П.Л. Кризис иеговизма. – Киев: Наукова Думка, 1979. – 304 с.

Яроцкий П.Л. Эволюция современного иеговизма. – Киев, 1981. – 203 с.


УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Введение в общее религиоведение / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Университет, 2001. – 576 с.

Вероисповедная политика Российского государства: Учеб. пособие. – М.: РАГС, 2003. – 196 с.

Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие. – М., 1996. – 239 с.

Дворкин А.Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М., 1995.

Зубов А.Б. История религий: Курс лекций. – М.: Планета детей, 1997. – 344 с.

Лекции по истории религии: Учеб. пособие. – СПб.: Лань, 1997. – 296 с.


СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. – Изд. 4-е. – М.: Русский язык, 1996. – 846 с.

Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. – М.: Республика, 1996.

Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. – СПб., 2000. – 278 с.

Советский энциклопедический словарь. – М., 1981. – 1560 с.

Таевский Д.А. Синкретические религии и секты: Словарь-справочник. – М.: Интрада, 2001. – 159 с.

Таевский Д.А. Христианские ереси и секты 1-21 веков: Словарь. – М.: Intrada, 2003. – 320 с.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Хаббард Л.Р. Поле боя – Земля / Пер. с англ. О.В. Пономарёвой. – Смоленск, 1995. – 528 с.

Чулаки М. Большой футбол Господень // Звезда. – 2000. – №12. – С. 50-127.


ИНФОРМАЦИЯ С ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ

Александров Д. «Бивень мамонта» вербует австралийских аборигенов: Интервью с канд. философ. наук, конфликтологом, консультантом по психологии влияния Е. Волковым // Город и горожане (Нижний Новгород). – 2005. – 5 апр. // http://www.radonezh.ru.

Асеев А., протоиерей. Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего // Вечерний Оренбург. – 2005. – 14 апр. // http://www.radonezh.ru.

Бейтс С. Запрос о связях Свидетелей Иеговы с ООН. По материалам газеты Гардиан». – 2001. – 8 окт. // http://www.watchtower.times.lv.

Бейтс С. Лицемерные Свидетели Иеговы отказываются от секретной связи с ООН. По материалам газеты «Гардиан». – 2001. – 15 окт. // http://www.watchtower.times.lv.


Ганюшкина О. Мормоны рвутся к абсолютной власти. – 2002. – 22 июля // http://www.religion.russ.ru.

Дворкин А.Л. Что делать, если ваш близкий попал в секту // www.patriotica.ru.

Дебют Сергея Попова и бенефис митрополита Кирилла // http://www.bogoslov.ru.

Жеребятьев М., Феррони В. Феномен новых религиозных движений // http://www.libelli.ru.

Казаков О. Иеговизм: культ галантерейщика // http://www.zagorsk.ru.

Кривельская Н.В. Шпионы в религиозной одежде // Обозреватель. Военно-политические проблемы // http://www.nasled.ru.

Критика Григория Грабового // http://obretenie.narod.ru/themes/grab.htm.

Латухина К. Летнее наступление саентологов // Специальный проект «Русского журнала» // http://www.religion.russ.ru.

Мельников В. «Жареный петух» долетел до России // Вечерний Новосибирск. – 2004. – 18 ноября // http://www.radonezh.ru.

Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии предупреждает молодых уральцев, их родителей и СМИ о предстоящей вербовке в тоталитарную секту Муна // http://www.uralweb.ru.

Мормоны вновь интересуются военными объектами в России. По сообщению Агентства ИТАР-ТАСС / Метафрасис. Красноярск. 22 октября 1998 // http://www.religion.russ.ru.

Мусов А, Зубенко А. Религиозный альтернативщик насмерть забил душевнобольного // Газета Юга (Нальчик). – 2005. – 14 апр. // http://www.radonezh.ru.

Отношение дианетики и саентологии к христианству // http://www/dianetics.nm.ru.

Семёнов Л., диакон. Религиозный тоталитаризм в действии: из хроники злых дел секты Муна в России // http://www.stolica.narod.ru.

Столярова Е. Вербовщики предлагают «лежалый товар»: Интервью с проф. А.Л. Дворкиным // Саратовские вести. – 2004. – 9 окт. // http://www.radonezh.ru.


Приложение 11

Глоссарий

Адепт (от лат. adeptus, букв. достигший) – посвящённый в тайны какого-либо учения, ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.
Астрология – оккультное учение о влиянии на жизнь человека Солнца и планет, которое зависит от их положения в зодиакальных созвездиях.
Армагеддон – в христианстве место последней битвы добра и зла.
Библия (греч. Biblia – книги) – собрание богодухновенных книг, составляющих Священное Писание христианства, состоит из Ветхого и Нового Заветов.
Библия Нового Мира – специальный перевод Библии с древнееврейского языка, сделанный Свидетелями Иеговы.
Деноминация (лат. denominatio) – в религиоведении – религиозное объединение промежуточного между церковью и сектой типа, значительное по своему влиянию, характеризующееся строгим членством, выделением элиты и профессиональных служителей, установкой на принятие мира.
Деструктивный культ – разновидность религиозного культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию: духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).
Йога (санскр. соединение, сосредоточение мысли, созерцание) – 1) составная часть философско-религиозных учений древней и средневековой Индии; 2) система методов, приёмов и упражнений по управлению психическими и физиологическими процессами организма, ведущих к очищению тела и состоянию духовного созерцания.
Карма – одно из центральных понятий в буддизме, индуизме, теософии, Агни-йоге. К. означает цепь причин и следствий, где причины (действия, поступки людей в прошлом и настоящем) определяют следствие (характер настоящего и будущего состояния человека). Тесно связано с понятием реинкарнации.
Конгрегационалисты – приверженцы кальвинизма, главным образом в англоязычных странах. Главное отличие от пресвитериан – полная автономность церковных общин.
Конфессия (лат. confessio – признание исповедания) – религиозное объединение (направление), имеющее разработанное вероучение, культ и организационную структуру.
Магия (лат. magia – колдовство, волшебство) – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность человека влиять на окружающую действительность с помощью потусторонних сил, духов, демонов.
Мантра (санскр. досл. стих, заклинание) – магическая формула призывания и заклинания богов в древнеиндийской традиции, в т.ч. в индуизме и буддизме.
Медитация (лат. meditatio – размышление) – внутреннее сосредоточение ума на определённой идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта и ведущее к успокоению, внутренней гармонии.
Миссионер – представитель религиозного объединения, занимающийся распространением вероучения с целью привлечения граждан к религиозной практике посредством организации публичных религиозных мероприятий или индивидуальной работы.
Неофит (греч. neophytos – новообращённый) – 1) новообращённый в какую-либо религию; 2) новый сторонник какого-либо учения, общественного движения, новичок в чем-либо.
Оккультизм (от лат. occultus – тайный, скрытый) – учение о наличии в мире тайных сверхъестественных сил и возможности установления человеком контакта с ними. Служит теоретической основой магической практики.
Пресвитер (греч. Старец) – в раннем христианстве (I век н.э.) пресвитерами называли старейшин, которых выбирали из рядовых верующих. Они осуществляли заведование повседневной жизнью общины. Начиная со II века значение пресвитеров растёт, и они становятся авторитетами и в делах вероучения.
Свобода совести – право личности на мировоззренческое самоопределение и выбор убеждений.
Синкретизм – в религиозном аспекте смешение, неорганическое слияние разнородных религиозных элементов, к примеру, различных культов и течений.
Сионизм – реакционная шовинистическая идеология и политика еврейской буржуазии. Возникла в конце XIX века. Руководящие центры сионистов находятся в Израиле и США.
Троица – один из основных догматов христианства, состоящий в том, что Бог един по своей сущности, но существует в трёх ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын, Дух Святой. Догмат о Троице закреплен на 1-м и 2-м Вселенских соборах.
Экуменизм (от лат. oecumenicus – вселенский) – движение за объединение христианских конфессий.