Цель - Познание. 2

Дмитрий Шурша
                Цель   -   Познание.

                2.

         Когда говорим о сознании, то употребляем слово “сознание” в широком смысле. Сознание имеет больше духовный характер, чем материальный. Сознавать нечто, это значит, в данный момент делать различие между двумя состояниями, между двумя направлениями – правильным и ошибочным, между двумя мыслями, чувствами и поступками, знать какие из них правильные, и, какие – ошибочные. В мире на первом плане стоит Божественное сознание, которому подчиняются все другие сознания. Они – отзвук Великого Сознания. Оно представляет собой целую ноту. Целое звучит наиболее сильно, а части дополняют общую гармонию. Человек должен быть в согласии и гармонии с Целым. Человеку необходимо понимать, как он может гармонизировать тона, но нет нужды останавливаться на вопросе: далеко ли до целого. Каждый тон важен настолько, насколько имеет выражение в общей гармонии, а не какое расстояние имеет до целого. Некоторые ноты находятся на краю музыкального отрывка, а дают выражение всей пьесе.
         Следовательно, чтобы человеку развиваться правильно, ему необходимо понимать жизнь и ее отношения так, как это сочетал и гармонизировал Бог. В течение дня один и тот же человек занимает различные места в музыкальной пьесе. С утра до вечера он меняет свое место и в нотном стане, и в гаммах. Если сегодня в одной гамме, завтра войдет в другую. Нет в жизни человека двух одинаковых моментов.
         Пока человек имеет свое определенное место в целом, т.е. в Боге, он живет. Но лишь только теряет это место, он умирает. Значит, в этом отношении смерть есть ничто иное, как потеря частью своего места в целом. Сейчас под словом “смерть” подразумеваем не смерть тела, но то состояние, в котором ум человека уродуется, и он перестает мыслить; сердце его извращается, и он перестает чувствовать; смысл жизни теряется, и все перед человеком начинает бледнеть. Самая ужасная смерть – это потерять смысл жизни!
         Вступая в разумную, сознательную жизнь человек должен иметь целью самосовершенствование, т.е. говоря научным языком, развить свои мозговые центры, а именно, сначала развить центры веры, надежды и любви; развить воображение; развить математические способности, рассудительные способности, творческий ум; развить дружелюбие; урегулировать человеческое честолюбие; человеческую гордость; затем приступить к исполнительным способностям в работе; развить речь и направить ее в правильное русло; затем начать создавать правильные формы жизни. Это те задачи, те семена, которые необходимо посеять и над которыми необходимо работать.
         Между всеми созданиями существует внутренняя связь. Человек должен стремиться преодолеть условия, которые препятствуют упрочению этой связи. Каждый человек должен искренне работать над собой, считая при этом, что он работает для всех, а все работают для него. Это Божественный закон, закон Божественной души. В нее вложены все условия развития, и, когда образована связь, все способности и чувства растут.
         Какова цель самовоспитания?
         - Подготовить человека внешне и внутренне, чтобы он мог правильно распоряжаться всеми благами, которые ему даны. Нелегко человеку воспитать себя. Он живет одновременно в трех мирах: физическом мире, где рождаются поступки; в то же время он живет и в умственном мире, где рождаются мысли и идеи; так же он живет и в духовном мире, где рождаются чувства. Зная это человек должен воспитывать себя одновременно во всех трех мирах.
         Некоторые люди отрицают самовоспитание, как работу над собой и рассчитывают только на те качества и способности, которые унаследовали. Они или не знают, или не понимают, что наследственность – результат именно самовоспитания. То, что отец и мать приобрели благодаря самовоспитанию, они передают своим детям. Так же и все люди влияют друг на друга, передают от себя что-то другим.
         Задача человека – постижение той положительной науки, которая имеет приложение во всех областях жизни. Истинное знание имеет ввиду познание законов и принципов Великой Жизни, а не знание образов и форм. Если человек познал принципы вещей, то он может произвести и их образы. Человек должен заниматься наукой, так как благодаря ей он сможет раскрыть все области и проявления жизни и особенно человеческой.
         Изучая проявления физического человека, увидим, какие течения сил действуют в нем. Увидим, что в человеке происходит непрерывная смена положительных и отрицательных сил. То, что происходит в самом человеке, происходит и во внешнем мире. Человек постоянно окружен то хорошими, то плохими людьми. Между теми и другими существует внутренняя связь. Кто из людей хорош, а кто плох – сказать трудно, так как существуют хорошие активные и плохие активные люди. Существуют хорошие пассивные и плохие пассивные люди.
         Человек должен заниматься наукой, но одновременно он должен работать над приобретением чистоты и смирения. Не имея смирения, человек подвержен опасности развить в себе гордость и тщеславие. В жизни каждого человека и так есть ошибки, гордость и тщеславие же приносят с собой еще и несчастья.
         Ошибки – это необходимость в жизни. На ошибках человек учится. Натолкнувшись на контрасты и противоречия, человек приобретает опыт. Изучая жизнь великих людей, увидим, что они прошли и проходят через большие бури и противоречия. Потеряв направление к Божественному миру, человек наталкивается на большие противоречия. Мало людей шло ровным путем. Следовательно, мало тех, кто не познал противоречий. Чем выше человек поднялся в своем сознании, тем больше у него возникает противоречий и испытаний.
         Вообще, за свою жизнь человек проходит через ряд пертурбаций, вызванных целым рядом причин внешних и внутренних. Нет в мире человека, который не прошел бы или не проходит через темные силы природы. Эти силы – механические. Как бы сильны они не были, человек в состоянии справиться с ними. Как неваляшка раскачивается по действием внешних сил, но в конце-концов возвращается в свое первоначальное положение, так и человек, все равно возвращается в свое первоначальное положение.
- Почему?
- Законы по которым создан человек, возвращают его в первоначальное положение. Человеческая душа таит в себе великие возможности, вследствие чего, через какие бы испытания человек не проходил, он опять вернется в первоначальное положение. Поэтому человек должен изучать методы, которыми работает живая природа, чтобы уметь правильно прилагать их в своей жизни.
         Человек нуждается в знании, силе, но ему также необходима и вера, благодаря которой он справится со своими трудностями. Когда человек начинает больше мыслить, в его мозг поступает больше крови, вследствие чего в мозгу начинают развиваться определенные центры. Человеческий мозг – это маленькая вселенная, которая заслуживает пристального внимания. Сейчас люди изучают свой мозг, но только анатомически и физиологически. Пока еще человек не проник в то, чтобы знать, почему один человек астроном, а другой – физик, химик, математик и т.д. Чтобы как-то объяснить эти вопросы, ученые говорят, что такой-то является астрономом потому, что много занимался астрономией. Но каковы клетки мозга астронома, каковы клетки мозга химика, философа – они не знают. Мы утверждаем, что если сравнить мозговые клетки двух химиков, можно увидеть, что между ними есть разница. Вообще, человеческий мозг еще не изучен. Он таит в себе великие тайны, которые когда-нибудь будут открыты.
         Сегодня люди говорят о воспитании и самовоспитании, но ищут методы вне себя. Однако, все методы скрыты в самом человеке. Любая наука несет в себе методы для воспитания. Например, изучая астрономию, человек увидит ту же самую науку в самом себе. Он поймет, что между внешними явлениями в природе и явлениями, происходящими в его организме, есть известное соответствие. Поэтому сказано, что человек является микрокосмосом. Например, от чего появляются пятна на Солнце, от того же они появляются в солнечном сплетении и печени человека. Изучая свое состояние при появлении этих пятен, человек может судить о переменах, происходящих в природе.
         Человеческим организмом управляют разумные силы и они подчиняются Великим Законам природы. Придя на землю, человек изучает свою современную жизнь, но одновременно он должен проникать и в прошлые свои жизни. Человек должен знать, через какие формы он прошел. Изучая клетку растения, животных, минералов, человек должен рассматривать их, как пути, через которые он прошел сам. Следовательно, если человек хочет познать себя, изучая свои проявления, то он должен изучать жизнь над и под собой. Будущая наука будет уделять внимание всей жизни и отсюда собирать сведения о жизни человеческой души. Таким образом человек проследит и путь своей души. Изучая себя, человеку необходимо изучать и теорию наследственности. Изучая теорию наследственности, он придет к изучению клетки и увидит, что есть клетки, которые отклонились от первоначальной жизни, и есть такие, которые ей следуют. Последние в состоянии восстановить первоначальное, здоровое положение каждого органа человеческого тела.
         Знание, это метод, правильного понимания и регулирования жизни. Добродетель же, это цель, к которой должен стремиться человек. Так же человек должен иметь внутренний стимул, который постоянно толкал бы его вперед. Без такого импульса, стимула нет прогресса. Именно, Любовь является этим стимулом. Без Любви человек не сможет прогрессировать. Если человек никого не любит, он не сможет и учиться. Человеку необходимо учиться или для своей матери или отца, или для своего брата или сестры, или своего друга, или для своей возлюбленной – для кого бы то ни было, но человек должен учиться. Человеку необходимо любить по меньшей мере одно разумное существо, ради которого он мог бы учиться. Человек должен жить не только для себя, но и еще для других. Жить для других, это значит, проявить импульс Божественной Любви в себе. Следовательно, если вы любите Бога, Он будет вашим внутренним импульсом, и вы дадите выражение своей душе. Если не можете любить Бога, любите своих ближних; если же не можете любить своих ближних, любите свою возлюбленную или возлюбленного, или же, любите своего приятеля; своего отца, мать, брата, сестру, цветочек в саду или собаку или, в конце-концов, какой-либо камень. Человек должен что-то любить. Любовь это великий движитель в жизни. Полюбите ли кого, будьте уверены, что Бог благословит вас за эту любовь. Однако необходимо понимать, что лучше любить Бога. Если любишь Бога, не можешь не любить своей жены, своих детей, своих отца и мать, вообще всех существ. Человеческая любовь ограничена, Божья Любовь всеобъемлюща. Под такой Любовью понимаем единение и единство в сознании. Если любишь всех людей, то их сознание, восприняв твою любовь, соединиться с твоим, и будет достигнуто единство в сознании. Занимаясь самовоспитанием, имейте в виду и главную задачу – развить в себе Любовь к Богу. Пока человек не разовьет в себе это чувство, он постоянно будет подвергаться большим страданиям и испытаниям. Одним из упражнений для развития этого чувства может быть следующее упражнение. Например, почему бы человеку, когда он ест хлеб, не подумать об источнике, из которого пришел хлеб? Когда говорим, что человек должен думать, имеем ввиду не обыкновенную мысль. Человек должен заниматься возвышенными мыслями. Обыкновенные мысли уничтожают ценные мысли, чувства, поступки. Что произойдет с книгой, которая годами не открывается? – Она покрывается пылью и разрушается. То же самое можно сказать и о человеческом уме. Если человек не думает, ум его покрывается пылью; если не чувствует – сердце тоже пылится. Обыкновенные мысли и чувства – это пыль, которая вносит наслоения в человеческий ум и сердце, в человеческое сознание. Так пропылились целые культуры, пока, в конце концов не исчезли. Если вы дошли до того, что ваш ум и сердце покрылись пылью, то надо срочно искать спасения. Только Божественная мысль и Божественные чувства могут спасти вас.
         Часто люди задают вопрос: “Что надо делать?”
         - Посейте одно пшеничное зернышко, и оно покажет, что надо делать. И человек, как пшеничное зернышко, должен расти – стремиться к Богу. Кто-то может спросить: “Может ли пшеничное зерно, когда вырастет достигнуть Солнца? А я хочу найти Бога.”
         - Тебе не обязательно знать, где Бог, тебе необходимо только стремиться к Нему. Зерно поняло, что такое солнце и получило то, что хотело. Тот же закон важен и для человека – и мы должны произвести тот же результат. Мы должны быть посеяны, в нашей жизни непременно будут трудности, которые и составляют те маленькие, но необходимые препятствия, как пшеничному зерну необходимо известное давление и после этого начинается здоровый процесс роста, процесс приобретения знания, а когда завяжется плод, это уже добродетель. Следовательно, и мы должны быть посеяны, затем на нас необходимо набросать немного земли, чтобы создалось небольшое давление, и после этого нам необходимо расти вверх – приобретать знание, а это знание, после того как вырастет до известной степени, должно однажды превратиться в зерно.
         Некоторые спрашивают: “Как передается Божественная жизнь?”
         - Божественная жизнь не передается посредством мысли и идеи. Как же тогда она передается? Божественная жизнь, Божественные идеи передаются, прежде всего, путем контакта, соприкосновением, не физическим, но духовным, внутренним соприкосновением. При этом соприкосновении образуется Божественное пламя, и Божественная жизнь начинает струиться в человеке. Как в физическом мире для горения необходимо вещество, способное гореть для поддержания постоянного огня, так и в Божественной жизни необходим постоянный приток Божественной энергии. Откуда взять эту энергию? – Если вам нужна электрическая энергия, получите ее от электростанции, заплатите по счету и будете пользоваться. Если не будете платить аккуратно по счетам, то ток прервут, и вы останетесь в темноте. Кто-то может сказать: “Но это все дается даром от Бога”. Верно, что все от Бога даром, но при условии. Мы принимаем слова буквально. Если все от Бога даром, то почему же все люди не одарены одинаково? Потому что все люди неодинаково заслуживают. В этом заключается вопрос. Будем говорить то, что есть, а не то, чего нет. Мысль, то, что от Бога все даром, требует своей расшифровки.
         Знания должны опираться на духовную основу. В духовном мире знания похожи на пар в котле. Они обладают большой силой. В духовном мире знания имеют такое же отношение к человеку, как физические силы. Как движутся трамваи? – С помощью штанги. Если штанга отсоединиться от провода, который проводит электричество – трамвай остановится. Значит, необходим определенный контакт, через который проходит электричество и приводит в движение мотор. Механизм человеческой машины может быть прекрасно устроенным и исправным, но если штанга соскользнула и не соединяет мотор с током, никакого движения не будет. Люди ищут причину остановки где-то еще, в то время как она может быть легко устранена, если взять провод и поправить штангу; тогда водитель включит аппарат, потечет электрический ток и машина поедет.
         Чтобы мысли могли действовать, как движущая сила, человек должен соединиться с духовным миром. Для этого нужен ряд способностей.
         Под словом “способность” понимаем форму, в которой заключена определенная духовная сила. Если форма разрушится или испортится, сила не может проявиться. В головном мозге человека есть области, в которые вложены определенные способности; и если эти способности соединены с силами в духовном мире, они работают. Если ваша штанга не на месте, эти силы не будут работать. Кроме того, нужны и другие условия – рельсы и водитель, который знает свое дело. Значит, нужно несколько сочетаний. И вы, как хозяева, должны обходить свое владение, смотреть, все ли работники на месте, как они справляются со своей работой.
         Итак, человек, который имеет любовь в самом себе, на правильном пути. В любви есть два важных момента, два важных полюса: в одной жизни однообразие, а в другой жизни разнообразие. Как только человеку надоест однообразие, необходимо перейти в разнообразие, и наоборот: надоест ли разнообразие, необходимо перейти к однообразию. Учитесь переходить из одного состояния в другое. Попадете ли в однообразие духовного мира, сразу переходите в физический мир. Дойдете ли до однообразия в физическом мире, поднимайтесь в духовный мир. В этом схождении и восхождении сознание – спасение человека. Человек, который учится и в физическом, и в духовном мире, находится в естественном пути жизни. Когда человек учится, стремится к совершенству, это естественный путь его развития. Совершенным может стать только тот человек, который учится; не учась совершенным стать не может. Некоторые люди говорят, что в этом мире не могут учиться. Нет, и тут необходимо учиться, и в духовном мире необходимо учиться. Когда говорится, что вечно учимся, подразумевается закон совершенствования, закон эволюции. Это закон вечности. Совершенствование показывает, что впереди тебя есть другие существа, которые завершили свое развитие и ты учишься от них. Позади тебя есть много существ, для которых ты совершенен. Например, некий человек милосерден. В этом отношении он учит других милосердию. Впереди есть существа, которые развили свои добродетели, которые для вас являются идеалом, поэтому вы учитесь от них. Самый последний идет к Богу, Который есть Идеал всех.