Хроника Азовской Школы. Начало

Владимир Лагутов
В углу зала на полсотни мест стояла хоругвь с надписью - Азовский центр бассейнового сотрудничества. Под ним было начертано "Международная школа экологической безопасности и водного управления". Два экрана напротив друг друга. Более не было ничего, за чтобы мог зацепиться пытливый глаз критика. И полсотни душ экспертов и слушателей со всех концов света.

Видимо отсутствие святых и классиков над собранием было делом намеренным и далеко не случайным. Впервые на землю погибающего Дона спустилось столь представительное собрание независимых международных экспертов.

1. ПРЕДЫСТОРИЯ
2. НАЧАЛО два дня 6 и 7 сентября
3. ДОН - ИСТОКИ ИЗОБИЛИЯ 8 Старо и Новочеркасск
4. КОНЕЦ три дня 9,10,11 сентября
5. ПОСЛЕСЛОВИЕ


ХОРУГВЬ АЗОВСКОЙ ШКОЛЫ

1. НАЧАЛО два дня 6 и 7 сентября
День первый 6 сентября- по понятиям проблемы экобезопасности

Из приглашенных местных вождей - губернатора, начальника ЗаСРо - местного Законодательного собрания, мэра Ростова на Дону нет никого. Что нам обьяснили неудобным временем для власти - началом недели и своими планерками. Верим. Нет никого и из начальников всех служб охраны природы и водного хозяйства - их почти дюжина. Всех пригласили, но не пришли сами - пошли на планерку к губернатору, а вот прислать кого за себя забыли наверное. Тоже видим, что решили своим знанием дела народ не пугать и никаких поводов для критики супостатам не давать.
    Зато все специалисты, которые достойны уровня международной школы, чуть ли не от олимпа ООН, были все - три десятка. Хозяин торгово-промышленной палаты Присяжнюк Н.И. по праву и по сути коротко приветствовал гостей на Донской земле и собравшихся и скромно удалился по торговым делам.  Не теряя времени, приступили к работе.
  Вот прессу явно страшились зря - был только Южный регион, он и вынес в эфир весть о том, то впервые разговор пошел о правдивой информации по воде как стратегическом ресурсе и бассейновости в ипостасях гидрологического обеспечения, местного управления и заинтересованности населения. Тут же появился и разведчик - а чего это Вы тут делаете, это прислали из комитета по охране природы молодого человека, он тихо посидел, собрал информацию и также скромно незаметно удалился по английски - не прощаясь.
  Было странно видеть эти телодвижения специальных служб по охране природы и пришлось звонить прямо помощнику губернатора на предмет, не желает ли он вместо своих подчиненных изучить проблему экобезопасности Дона и Азова лично, или хотя бы принять лучших представителей служб ООН по охране природы. Ведь такой возможности ни у его предшественников не было, ни у него самого больше не будет. Но вопрос так и остался без взаимности - ждите ответа... Ждем и по сей день.

  Формат работы был вольным, разрешалось не только перебивать выступающих, но и задавать вопросы по сути сразу. Первые же выступления американских коллег из службы дичи и рыбы (Джон Волфин) напоролись на вопросы казачьих представителей, а как там с индейцами, не обижают ли, есть ли у них какие права вообще. С правами там все оказалось даже лучше чем мы могли себе представить, даже есть право вето на какую либо экоопасную деятельность на своей земле. Там в США в резервациях Атомные станции не строят. А ежели куда то влезают, то платят компенсацию, на что многие индейцы и живут, сохраняя свой уклад жизни. Но и там есть племена разной степени значимости, т.е. федеральные и региональные. Дискуссия плавно перетекла в оценку нарушенных экосистем бассейнов рек, стоимости их восстановления. Если у них в США вопросы природы весьма важны в деятельности Правительства и госслужб на предмет сохранения, то у нас картина явно обратная - балом правят недорезанные олигархи. Потому и мертвые моря и пашни, хотя тут же поступило предложение удобрять их до нужной кондиции мелконарубленными олигархами. Хоть местами. По сути у нас идет гражданская война между чиновниками и экологами.

   Смешно сказать, что Путин как Председатель Правительства РФ, можно сказать, из-под палки принял решение о переносе нефтяной трубы с берега Байкала, хотя именно он и должен был стоять на страже государственного достояния. А вот население должно было гнать ту трубу палками с реки Лены, а у народа и сил не хватило загнать эту заразу обратно в Москву. Хитры аспиды.

 Руководитель РАМСАРа по водным болотным угодьям Тобиас Салате в своей речи начал издалека по следам достижений мелиораторов - то по Сахаре, где когда-то была вода, то по осушенным торфяникам Подмосковья, где могло бы и не быть никаких пожаров, если бы люди любили свою Родину. Ему же и голову прийти не может что люди сами поджигали свои дома, чтобы получить новое жилье. Улучшали, так сказать, от противного... Есть большая разница в укладах Запада и РФии.
  Потихоньку и сразу стали вырисовываться проблемы изолированности бассейна Азова и его проблем от мировых, европейских и черноморских программ. Становилось ясно, что такая доморощенность и "коммерчески-природная тайна" привела к отсталости и деградации всей экосистемы в целом, к гибели Азова. Перед глазами участников потихоньку стали вырисовываться масштабы смутного времени и границы невозврата. Перед гибелью Азова как-то стали блекнуть Черноморские проблемы. И все из-за того что РФ нигде толком не участвует в совместных действиях, не говоря уже об Украине. Никакого водного управления в РФ не оказалось и мы получили проблемы там где их и нет по сути. Вот почему Донское водохозяйственное обьединение панически отказалось от участия в школе, сославшись на запрет из Москвы на контакты с иностранцами. Ужели надо было расчленить Россию на части, чтобы теперь ткнуть властям сопредельных территорий в их же несогласованные действия, которые привели на глазах одного поколения к уничтожению самого богатого моря в мире.
  К месту оказалась и книга В.Лагутова "Гибель Азова", все шло по задолго готовому сценарию... Но сам автор явно был не рад такому прозрению.


День второй 7 сентября - День Черноморья

Из речи Владимира Мирошниченко уже не от РФ или Украины, а от Турции, стало ясно, что ни в одной природоохранной программе Азовского моря и духом не стояло. Более того, на всех материалах оно обозначалось как источник грязи в береговой линии Черного моря. Вроде как выпуск сточных вод из городской канализации. Одно белое пятно вместо сказочной скатерти самобранки. Да, довели воду Кубань-реки и Дона товарищи из Госплана СССР и Правительства РФ.
  Не оказалось в пределах Азова и соответствующего научного центра, способного не только отслеживать деградацию умирающей экосистемы, но и прописать какие то лечебные меры по ее спасению. Не академики-с. Да и что про академиков Ростовских (Южное отделение РАН) скажешь, когда они хотели содрать со Школы три короба грошей за представление своего зала для работы. Такие последнюю шкуру с умирающего стянут ради своего рыночного счастья то ...
 
  Однако, по словам представителя Черноморья, здоровье его, ранее бывшего, прямо скажем, не очень, улучшается, даже биоразнообразие восстанавливается. Еще бы, к ним поди вся живность, все зверье и рыба, с Азовского моря утекла. И стала вырисовываться удивительная картина зеркального отображения сопредельных сосудов морских. В начале в Черном море было все плохо, а теперь хорошо становится, а в Азовском все было прекрасно, но за последние два десятилетия все хорошее исчезло. И РФ, и Украина показали свою полную несостоятельность как в пределах  морского, так и речных пространств Азовского бассейна. Но, похоже, что в хоре захребетников власти не видят и не слышат стонов погибающей природы Родины.

 Об этом был и доклад Сергея Станичного из Севастополя о невостребованных результатах космических снимков, на которых видны все язвы водных систем от сине-зеленых водорослей, до черных выбросов нефти. В частности, нефтяники BP в Мексиканском заливе занизили масштабы бедствия на порядок от взорванной платформы. На их сайте данные снимков всех территорий за 30 лет с разрешение до 30 метров.

  Джон Иоргенсен из FAO в своем докладе поставил вопрос о минимально возможном отьеме воды из реки для обеспечения жизни проходной рыбы. Жаль, что он незнаком с гидравлической теорией миграционных путей, которая давно ответила на этот вопрос совершенно в иной постановке задачи. Однако он рассказал много полезного из опыта водопользования Нигера, Меконга и Рейна, где восстановили естественную популяцию лосося. У них от рыбного туризма есть много дохода и они изучали проблему на Меконге от обратного: если есть рыбаки, то должна быть и рыба. В их задачи всегда входила функция экспертизы рыбной проблемы и конференции по этой тематике. Полезная организация эта ФАО.