Яблочное варенье

Роза Гречанова
     Звонок в дверь был долгим и требовательным. Кто бы это мог быть в такую рань субботним утром? На часах не было девяти, и я, пользуясь выходным, ещё валялась в постели. Так не хотелось покидать  уютного и теплого ложа, но звонок заливался всё громче и настойчивей. Пришлось, выбравшись из-под одеяла, набросить халат и пойти открыть дверь. На пороге стояла средних лет женщина цыганско-молдаванской внешности.
     - Мы погорельцы из соседнего городка, - заученной скороговоркой затараторила она, - дайте, пожалуйста, какой-нибудь еды и хоть немного денег, если можно…
      У меня возникло призрачное ощущение дежавю. Однако оно тут же бесследно растворилось в  раздумьях, чем конкретно помочь. В холодильнике, как всегда к выходным, полки были совершенно пусты.  Как раз собиралась в этот день пройтись по магазинам и пополнить  продуктовые запасы. Ни круп, ни макарон также не осталось. Было начало июня и поэтому прошлогодние соленья и варенья у меня тоже закончились.
     Хотя, нет, кажется, пара литровых банок яблочного варенья должна остаться. Точно, вот они, сиротливо стоят в углу шкафчика. Взяв одну из них и сто рублей в придачу, передала всё это женщине. Поблагодарив меня, она отправилась дальше в свой поквартирный обход.
     Нежиться в постели дальше не было смысла. Всё равно пора вставать. Поэтому, покончив с привычными утренними делами и позавтракав, отправилась за продуктами. Каково же было моё удивление, когда спускаясь по лестнице,  увидела на подоконнике третьего этажа целую батарею из банок с соленьями и вареньями. В их числе была и моя - с яблочным.
     И тут  вспомнила. Вот, оказывается, откуда сегодняшнее  дежавю при виде «погорелицы». Точно, сомнений не оставалось – это была она. Ровно десять лет назад, в  мае, умерла моя бабушка, и я, поглощенная похоронными хлопотами, на минутку – не помню уже зачем  – заскочила к себе домой.
      Когда  собралась   выходить, в дверь настойчиво и  властно позвонили.  Это была – и сомнений в этом уже не осталось - сегодняшняя визитерша.  Тогда у меня не оказалось наличности и не из чего было собрать продуктовый набор, и я отдала приглянувшиеся ей тапки.
      Вечером, возвращаясь после похорон домой,  увидела на подоконнике одного из лестничных пролётов такую же батарею из банок с соленьями и вареньями. Помню, что ещё очень удивилась подобному «чуду», однако в тот момент было не до расследований, и вскоре этот «феномен» затерялся где-то в лабиринтах моей памяти. И вот теперь сразу же вспомнился и тот вечер и подобная картина…
     Поскольку варенье  предназначалось на благотворительное дело, забирать его домой не стала, а отнесла своей соседке,  пенсионерке. Она, живя на нашу весьма скромную российскую пенсию, раз в месяц, получая её, выкраивала немного средств на благое дело – пекла два ведра вкуснейших пирожков со всевозможными начинками и относила их в местный дом престарелых.  И если «погорелица» побрезговала подобным подношением, то моей соседке густо сваренное яблочное варенье пришлось очень кстати для начинки её пирожков.
     Глядя, через пару дней, как ловко и с какой любовью она колдует над своей выпечкой, почему-то подумалось: интересно, а какие душевные порывы – и есть ли они у них - руководят людьми, наподобие этой «погорелицы»? Что заставляет их в погоне  за дармовым рублём рядиться в рубище и разыгрывать такие спектакли перед сочувствующими гражданами? А с другой стороны, как всё-таки хорошо, что сочувствующие у нас, несмотря на эти спектакли, не перевелись и мы по-прежнему продолжаем оставаться милосердными...