Кимовское побоище

Дмитрий Анатольевич Овчинников
В советское время многие трагические события в нашей стране оставались за завесой тайны для народа. Особенно, если они касались массовых беспорядков, в том числе на межнациональной почве.

Мало кто знает, что настоящее побоище произошло в Тульской области более полувека назад в «оттепельные» хрущевские времена, называемые сейчас относительно благополучными в сравнении со сталинскими репрессивными. История поучительна и для современности в плане толерантности…

Те события сейчас можно восстановить только благодаря хранящейся в частично открытых ныне фондах Госархива России секретной докладной записке в ЦК КПСС Генерального Прокурора СССР Р.А. Руденко (известного как главного обвинителя на Нюрнбергском процессе), основанным на ней же сведениям из книги В.А. Козлова «Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти. 1953-1985 гг.» и отрывочным воспоминаниям старожилов.

… Все началось в феврале 1955 года, когда в город Кимовск (тогда относящийся к Московской области, а в настоящее время - к Тульской) прибыло несколько сотен рабочих на строительство. Это были бывшие солдаты стройбатов из разных уголков России, с Украины, из Узбекистана, Азербайджана, Грузии. Их поселили в двух городских общежитиях.

Они отлично работали, но в свободное время – как отмечается в докладной записке Генпрокурора, «хулиганили, участвовали в драках, врывались в общежития девушек, избивали их и покушались на изнасилования». Поразительно, как наивно, но в духе того времени, объясняет Р.А. Руденко эти «деяния» тем, что «…необходимой воспитательной работы среди них не проводилось и после работы они, нередко, были предоставлены сами себе. Большой коллектив комсомольцев - 148 человек - в общественную жизнь и работу не втягивался. В ряде общежитий отсутствовали газеты, книги, журналы на родном языке, не было игр и музыкальных инструментов. С рабочими, бывшими солдатами, не проводилось никаких учебных мероприятий, физкультурных занятий, встреч с производственниками и т.д.»
 
Между тем, у значительной части кимовчан сложилось к «приезжим» устойчивое негативное отношение. Особенно у местных «авторитетов»: в прошлом – уголовников-рецидивистов, а теперь - «перековывающихся» на тяжелых шахтерских работах в дали от запретного радиуса в 100 километров вокруг столицы. Они увидели в «пришлых» своеобразных конкурентов…

… Произошло это 2 мая 1955 года – на второй день бурного (в смысле возлияний) отмечания Дня международной солидарности трудящихся. В послеобеденное время на центральной площади Кимовска у Дома культуры горняков завязалась пьяная драка – что-то не поделили между собой местные молодые шахтеры и приезжие строители. Силы были неравны, и последние бросились в свое общежитие за подмогой.
 
Вооружившись палками и ремнями, дружные колонны бывших стройбатовцев подтягивались к площади… В ход были пущены камни и ножи. Но перевес сил был опять на стороне шахтеров – к тому времени их собралось уже очень много. Среди неместных рабочих появились раненные, и они были вынуждены спасаться бегством и укрыться в своем общежитии на улице Октябрьской, куда для их охраны уже прибыл наряд милиции.

Стражи правопорядка пытались оттеснить собирающуюся толпу, которая не пропустила к зданию общежития даже бригаду «Скорой помощи», приехавшую за тяжелоранеными. Безуспешны были попытки приезжих рабочих провести врачей к своим истекающим кровью товарищам – с криками «Бей чучмеков!» их просто закидали камнями.

Вдруг среди собравшихся местных жителей быстро распространился слух, что бывшие стройбатовцы якобы убили в Кимовске женщину и ребенка. По воспоминаниям старожилов, эту же весть принесли к месту массового гуляния народа у березовой рощи Карачевского леса два "морячка" в порванных кителях и окровавленных тельняшках. Впоследствии этот слух не подтвердился, но к общежитию стекалось все большее количество кимовчан – собралось несколько тысяч человек, многие были разгорячены алкоголем. Говорят, что некоторые даже пытались проникнуть в здание милиции, разоружить дежурных и вскрыть оружейную комнату...
 
Выкрикивая «Бей чучмеков, они за Берию!», круша стекла в окнах, толпа оттеснила милиционеров и ворвалась в общежитие, где учинила жестокую расправу над приезжими рабочими – их били лопатами, молотками, табуретками, камнями… Часть завербованных на стройку «дембелей» успела укрыться на чердаке и забаррикадироваться там, но шестеро из них были выброшены из окон второго этажа на улицу и там забиты до смерти.

Несколько десятков бывших стройбатовцев из другого общежития попытались прийти на помощь своим товарищам, но огромная толпа с возгласами «Бей!» обратила их в бегство. Однако трое убежать не успели, были настигнуты и убиты.
 
На место происшествия вызвали целое воинское подразделение из ближайшего гарнизона. Только ближе к ночи, когда на «Студебеккерах» прибыло почти пятьсот военных, толпу удалось оттеснить и полностью «зачистить» помещение разгромленного общежития. По воспоминаниям старожилов, задержанных по подозрению в хулиганских действиях было так много, что их не смогли разместить в милицейских КПЗ, пришлось использовать для этих целей помещение ближайшего строящегося магазина с организованным караулом. Многие бывшие стройбатовцы разбежались по городу и скрывались у местных жителей - в домах, квартирах и даже сараях. Группы агрессивно настроенных людей бродили по улицам и пытались их розыскать...
 
Итоги этого столкновения трагичны: как говорится в докладной записке Р.А. Руденко, среди приезжих строителей 11 было убито, 3 – тяжело ранено, 4 – получили тяжкие повреждения (причем среди них были и русские); «в общежитии были выбиты все стекла, выломаны переплеты рам, сорваны двери, поломаны столы, кровати, табуретки, взломаны находившиеся там чемоданы с личными вещами, а вещи расхищены». Еще у А.С. Пушкина сказано – «бунт бессмысленный и беспощадный»…

Для расследования в Кимовск выехал тогда сам заместитель Генерального Прокурора СССР Г.Н. Новиков с группой аппарата Прокуратуры СССР и представителями МВД СССР.
 
По делу об этом чрезвычайном происшествии были арестованы 11 местных горняков и 2 приезжих строителя, которых судили в Московском областном суде, по докладной записке Руденко, «учитывая особенности этого преступления… без выезда на место».

По воспоминаниям старожилов, в течение года после этих событий некоторых кимовчан арестовывали и отправляли в места не столь отдаленные - давали в основном сроки лет по пять, но потом отпускали досрочно. Оказывается, во время драк кто-то методично фотографировал лица участников...

Некоторых погибших бывших стройбатовцев захоронили на кладбище Кимовска, других – забрали родственники на родину…

В отремонтированном общежитии разместили впоследствии детский сад (лучшего места не нашли!), в настоящее время здесь находится Управление Пенсионного Фонда…

Сентябрь 2010 г.